Как быстро расширить штат и не потерять в качестве — опыт крупного бизнеса
Преодолеть в своем развитии сначала региональные, а затем и федеральные границы — мечта руководителя каждой компании.
Однако на этом пути стоит немало преград. Как повысить эффективность привлечения персонала, и какие инструменты использует для этого крупный бизнес?
Сегодня на рынке труда сложилась непростая ситуация. Восстановление экономики привело к растущему спросу на кадры практически во всех отраслях. Крупные компании, особенно секторов ритейла и логистики, способны набирать десятки и сотни тысяч человек линейного персонала в год и три-четыре тысячи менеджеров.
Для каждого сегмента работников характерны свои особенности: неквалифицированный персонал подвержен большой текучести, квалифицированных сотрудников сложнее подобрать, и такие позиции могут быть открыты довольно долго. По итогам третьего квартала число размещенных вакансий на Авито Работе за последний год выросло на 72%, активность соискателей при этом тоже увеличилась, но чуть меньше — на 51%. Наибольший разрыв наблюдается в сфере продаж, а также категориях «Бухгалтерия, финансы» и «Банки, инвестиции».
По мнению генерального директора АО «Хлебопродукт» Сергея Соколова, в целом на рынке — традиционно большое количество резюме. Внешне это выглядит как превышение предложения над спросом, но фактически база соискателей не увеличивается. Резюме одних и тех же людей постоянно обновляются и размещаются повторно, также многие создают по несколько резюме в зависимости от желаемой вакансии. В итоге на рынке при видимом избытке предложения фактически наблюдается дефицит хороших кадров.
Вакансии в тонусе
При найме персонала работодатель использует все возможные инструменты: от собственной кадровой службы до услуг сторонних рекрутинговых компаний. «Один из важных рисков в процессе подбора персонала — это растянутость процесса во времени, которая, кроме всего прочего, зачастую оборачивается потерей ценных кадров. Опытные соискатели, если они находятся в поиске, как правило, рассматривают несколько предложений и зачастую не готовы долго ждать оффера. Другие возможные сложности — потеря контактов и выбор нерелевантного кандидата. Эксперты Авито Работы подсчитали, что при ручной работе сбора откликов с разных площадок рекрутеры теряют до 50% из них, так как процесс отнимает слишком много времени и сил», — говорит региональный представитель Авито Работы в СФО Екатерина Салостий.
Крупные сибирские организации стремятся задействовать все доступные ресурсы найма: они сотрудничают с Центрами занятости, вузами, предоставляя студентам возможность стажировок, размещают информацию о вакансиях в соцсетях. Но в качестве основного ресурса рекрутеры enterprise-сегмента называют, прежде всего, специализированные job-ресурсы. В частности, на Авито размещают вакансии торговые сети «Быстроном» и «Мария Ра», представители телеком-сферы («Сибирские сети», «Сибирский медведь»), фармацевтические компании (ПФК «Обновление»). Важное преимущество современных работных сайтов, помимо огромной базы (например, на Авито в Новосибирске сегодня размещено почти 40 000 резюме от разных кандидатов), – возможность использования инструментов автоматизации поиска резюме и размещения вакансий.
Умный поиск вместо ручного перебора
Чтобы снизить временные и денежные затраты, организации все чаще внедряют инструменты автоматизации. Причем, для крупного бизнеса это уже правило — эффективная работа службы подбора в ином случае становится фактически невозможной.
«Один из популярных инструментов — специализированные ATS (Applicant Tracking System, система по управлению кандидатами). Эти системы интегрируются с job-сервисами, например, Авито Работой, через API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения). Таким образом, рекрутер выполняет все необходимые действия на Авито, не покидая привычную систему: размещает вакансии, работает с откликами, просматривает резюме», — рассказывает Екатерина Салостий.
Другой популярный инструмент, особенно полезный в найме массового персонала, — чат-боты. В частности, Авито Работа внедрила на своей платформе собственного бота, который помогает соискателям с составлением мини-резюме и поиском вакансий. Робот задает человеку, откликнувшемуся на вакансию, ряд стандартных вопросов — информация передается работодателю и упрощает общение. Эти данные также могут использоваться для того, чтобы в будущем рекомендовать человеку подходящие предложения о работе. Согласно данным компании, 60-70% пользователей по итогам диалога с ассистентом Авито Работы получает релевантные их ожиданиям рекомендации.
Инструменты автоматизации используются многими компаниями различного уровня — от регионального до федерального. «Бизнес понимает, что сегодня многие функции могут быть автоматизированы, пожалуй, даже все, за исключением интервью и подбора кандидатов внутри компании, особенно с нанимающими менеджерами. Процессы лидогенерации, первичного контакта и связи с кандидатом, размещения вакансий, тестирования кандидатов, проверки службой безопасности — все это можно автоматизировать. Преимущество такого подхода в том, что можно избавиться от необходимости вести рутинные непрофильные процессы и передать их специализированно созданным программам», — резюмирует Екатерина Салостий.