Большой спрос — маленькое желание. Рынок труда заболел коронавирусом
Главная тенденция последних двух лет — дефицит сотрудников во многих отраслях. Пандемия перевернула что-то в работе компаний и головах работодателей. Эксперты рассказали о кадровых трендах.
Одним из главных итогов 2021 г. на российском рынке труда стал его рост — компании вспомнили об отложенных во время пандемии коронавируса кадровых потребностях и стали активнее искать сотрудников, из-за чего практически во всех ключевых отраслях зафиксирован дефицит квалифицированных специалистов, отметили аналитики международной рекрутинговой компании Hays. С этим же связывают и другие факторы: изменение текучести кадров, смену приоритетов у профессионалов и проблему удержания ценных специалистов.
Эксперты компании собрали мнения работодателей и профессионалов о ситуации на рынке труда — в исследовании приняли участие 4896 респондентов: 2595 нанимающих менеджеров и 2301 сотрудник из России и стран СНГ.
К концу 2021 г. на рынке труда сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, работодатели определенно говорят о дефиците профессиональных кадров, они готовы принимать меры для удержания действующих специалистов и привлечения новых. С другой — взгляды работодателей и кандидатов на систему приоритетов заметно различаются. В среднесрочной перспективе компаниям придется искать новые пути взаимодействия с кандидатами и текущими сотрудниками, понимать, чем и как их мотивировать, выстраивать более гибкие отношения и учиться взаимодействовать с сотрудниками и кандидатами в условиях большей свободы, — отметила операционный директор международной рекрутинговой компании Hays Ольга Шамбер.
По данным аналитиков компании, о снижении текучести кадров в уходящем году сообщают только 7% работодателей. Процент компаний, в которых этот показатель остался на уровне прежнего года и вырос, сопоставим — 48% и 45% соответственно.
Подавляющее большинство руководителей согласны с тем, что в их отрасли имеется дефицит профессионалов. О нехватке кадров по отрасли в целом говорят 35%, а о том, что ощущается недостаток только специалистов с новыми или редкими функциями, — 41%. И только 24% работодателей не испытывают сложностей при поиске сотрудников и считают, что в их отрасли профессионалов достаточно.
Больше всего дефицит кадров испытывает сельское хозяйство — 78% респондентов отметили нехватку самых разных профессионалов; добывающая промышленность — 50%, металлургия — 50%, отрасль информационных технологий — 49%, химическое производство — 48%.
Компании предпринимают разные меры для борьбы с нехваткой кадров. Наиболее популярны замещение вакантных должностей собственными сотрудниками — 46% (41% в 2020 г.), наем стажеров и «выращивание» их внутри компании — 41% (16% в 2020-м), привлечение специалистов из других регионов — 41% (6% в 2020-м), из других индустрий — 24% (8% в 2020-м). 5% работодателей готовы привлекать экспатов, обладающих необходимыми компетенциями (3% в 2020-м), а 20% участников исследования сообщили об увеличении расходов на рекрутмент (7% в 2020-м).
Используют работодатели и такой метод удержания сотрудников, желающих уйти, как контрпредложения. Среди направлений, где компании готовы удерживать специалистов, лидируют IT (38%), продажи (37%), высший менеджмент (34%), производство (21%), маркетинг и PR (19%). Контрпредложения своим работникам в 2021 г. делали 54% работодателей, в большинстве случаев (94%) это помогло удержать профессионалов на прежних местах.
Также в компаниях назвали ряд материальных и нематериальных факторов, которыми они пытаются привлечь кандидатов. В топ-5 материальных факторов вошли
- конкурентная зарплата (67%)
- медицинское страхование (включая членов семьи) и компенсация расходов на частную медицину сверх страховки (52%),
- компенсация расходов на мобильную связь (39%),
- предоставление смартфонов, планшетов и других гаджетов (33%),
- страхование жизни и здоровья (32%).
Еще кандидатам предлагают компенсацию расходов на питание, увеличенный отпуск, индивидуальные вознаграждения (за выслугу лет и т. д.), подарки и др.
Топ-5 нематериальных способов привлечения специалистов:
- возможность карьерного роста (58%),
- стабильность компании на рынке (55%),
- интересный функционал (50%),
- возможность удаленной работы (43%)
- удобное местонахождение (43%).
Также многие выделяют дружелюбную корпоративную культуру, гибкий график, благоустроенный офис и известность работодателя. 25% работодателей делают акцент на возможности при работе в компании соблюдать work-life balance (в 2020 г. таких было всего 14%).
О намерении сменить место работы говорят 56% специалистов. 39% устраивает текущий работодатель, а 9% считают, что сейчас неподходящее время для поиска работы и лучше держаться на старом месте.
Ради сохранения работы опрошенные профессионалы готовы перерабатывать и брать на себя дополнительные обязанности (17%), работать все время только из офиса (11%), отказаться от социального пакета частично (6%) или полностью (2%). Но большинство не готово чем-то жертвовать: 27% сказали, что лучше найдут другое место, а 30% намерены отстаивать свои права, не увольняясь.
Среди тех, кто в 2021 г. хотел сменить место работы, контрпредложения от работодателей получили только 30%. Были удовлетворены предложением и остались на старом месте менее половины (45%).
Многие профессионалы отметили, что в последнее время у них произошла некоторая переоценка системы факторов, влияющих на принятие решения о выборе места работы, материальные факторы стали более значимыми.
Среди самых популярных материальных факторов
- конкурентная заработная плата (91%, в 2020-м — 76%),
- медицинское страхование (включая членов семьи) и компенсация расходов на частную медицину сверх страховки (60%),
- 100% оплата больничного листа (52%),
- индивидуальные вознаграждения (42%),
- увеличенный отпуск (34%),
- компенсация расходов на мобильную связь (34%).
Из нематериальных факторов чаще всего называют
- интересный функционал/проекты (69%, годом ранее — 37%),
- перспективы карьерного роста (67%, в 2020-м — 31%),
- личность руководителя компании (63%), дружелюбную корпоративную культуру (56%, год назад — 26%),
- стабильность и репутацию компании на рынке (54%, в 2020-м было 30%),
- наличие прозрачной системы критериев повышения в должности (52%).
По мнению регионального представителя Авито Работы в Сибири Екатерины Салостий, показатели рынка массовых профессий возвращаются к доковидным. За год в Новосибирске стало вдвое больше вакансий — рост составил 99,6%, отметила эксперт. При этом активность соискателей не отстает от активности работодателей: почти в два раза (на 95,6%) увеличилось количество откликов на вакансии и на 85,8% выросло число резюме, размещенных на платформе Авито.
Мы отслеживаем еще один показатель — медианную зарплату, то есть сумму, больше и меньше которой получают по 50% работников. За год она подросла на 7% и в ноябре составила 36 500 руб. В 2022 г. продолжит расти популярность подработки, причем среди всех участников рынка труда. Это один из трендов пандемийного времени, когда из-за ограничений меняются структура экономики и потребности работодателей и соискателей. На его развитие уже повлияло и продолжит влиять изменение отношения к фрилансу. Фрилансерство все чаще воспринимается как полноценный формат занятости и поддерживается на уровне государства. Компаниям выгодно партнерство с самозанятыми, и порой они предлагают им даже более высокие зарплаты, — рассказала эксперт.
Также, по прогнозу Екатерины Салостий, мы останемся работать на удаленном и гибридном форматах, которые получили мощное развитие в 2020 г. из-за ковидных ограничений. Кстати, удаленка дала возможность сибирякам трудоустраиваться в столичные компании и получать более высокие зарплаты, отметила аналитик.
Мы также ожидаем в 2022 г. еще более глубокое погружение в онлайн. Поэтому востребованными останутся специалисты информационных технологий и сервисных профессий, так что спрос на курьеров, складских работников и т.д. продолжит расти. По сравнению с прошлым годом новосибирские компании разместили на Авито на 107% больше вакансий в IT-сфере и на 106% —в сфере транспорта и логистики. Такой полярный тренд — когда работодателям нужны, с одной стороны, создающие технологии люди, с другой стороны — люди, помогающие реализовывать эти технологии — сохранится не только в ближайший год, но и в ближайшее десятилетие. Опять же, продолжающееся наступление коронавируса будет влиять на повышенный спрос на линейный медицинский персонал. За год в Новосибирске специалистов в сфере здравоохранения стали искать почти вдвое чаще (на 97%), и медицинские учреждения будут по-прежнему нуждаться во врачах, медсестрах и санитарах, — заключила Екатерина Салостий.
Она также добавила, что дефицит работников сохранится на производстве и в сельском хозяйстве.
Консультант в области подбора и адаптации персонала Сергей Аксентиев отметил на рынке труда следующие тренды:
- Усиление потребности в персонале на уже обезвоженном рынке. Давайте смотреть правде в глаза: с каждым днем увеличивается количество предприятий, растет рынок франчайзинга — все масштабируются. А люди-то где? Их не становится больше, отсутствует приток иммигрантов в страну. Отсюда — и головная боль. Предложение на рынке превышает спрос, поэтому сейчас выбирает кандидат. Я бы рекомендовал малому и среднему бизнесу сфокусироваться на внутреннем развитии сотрудника компании: если твой бизнес не может «купить» эксперта, то возьми специалиста и вырасти из него эксперта. Чем быстрее этот сегмент бизнеса осознает такую простую догму, тем больше у него шансов.
- Никакого эйджизма. Да, мы все хотим, чтобы в команде были исключительно молодые тигры, но рынок показал, что с молодыми мы работать практически не умеем. Поэтому или перестраиваемся на управление поколением Z и проявляем гибкость, или осознаем, что выбор возрастного кандидата (47+) в нынешних реалиях может дать великолепный профит для любого масштаба бизнеса. Так или иначе, этот термин из вокабуляра убираем.
- Важность позиции HR внутри компании и умение привлекать аутсорсинг. Если посмотреть блоки, описанные выше, то мы с вами наблюдаем, что эта функция становится энергозатратной, и если в компании нет полноценного сильного рекрутера, то проще отдать эту задачу на аутсорсинг. Математика простая: при среднем доходе коммерческого директора оптовой компании в 200 тыс. руб. день его работы стоит около 10 тыс. руб. Потратив неделю на поиски, например, маркетолога, работодатель не реализует прямые задачи, а также тратит ресурс компании в виде своего времени. Суммарно — выше чем стоимость закрытия вакансии через подрядчика.
- Избыток IT и интернет-маркетологов. Последние пару лет с повальным увлечением онлайн-образованием стала популярной попытка получения таких профессий, как таргетолог, СММщик, тестировщик и т.п. (не беру программистов — отдельная стезя). Так вот, из каждой рекламной интеграции было слышно: эти профессии позволят зарабатывать из дома, ничего не делая, от 100 тыс. руб. и более. Класс! По факту что мы имеем сейчас: избыток сотрудников аналогичных специальностей и я, например, как эксперт в области подбора персонала регулярно вижу резюме таких ребят, которые осознали, что так не работает, и их становится все больше и больше.