Большой спрос — маленькое желание. Рынок труда заболел коронавирусом

Главная тенденция последних двух лет — дефицит сотрудников во многих отраслях. Пандемия перевернула что-то в работе компаний и головах работодателей. Эксперты рассказали о кадровых трендах.

Одним из главных итогов 2021 г. на российском рынке труда стал его рост — компании вспомнили об отложенных во время пандемии коронавируса кадровых потребностях и стали активнее искать сотрудников, из-за чего практически во всех ключевых отраслях зафиксирован дефицит квалифицированных специалистов, отметили аналитики международной рекрутинговой компании Hays. С этим же связывают и другие факторы: изменение текучести кадров, смену приоритетов у профессионалов и проблему удержания ценных специалистов.

Эксперты компании собрали мнения работодателей и профессионалов о ситуации на рынке труда — в исследовании приняли участие 4896 респондентов: 2595 нанимающих менеджеров и 2301 сотрудник из России и стран СНГ.

К концу 2021 г. на рынке труда сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, работодатели определенно говорят о дефиците профессиональных кадров, они готовы принимать меры для удержания действующих специалистов и привлечения новых. С другой — взгляды работодателей и кандидатов на систему приоритетов заметно различаются. В среднесрочной перспективе компаниям придется искать новые пути взаимодействия с кандидатами и текущими сотрудниками, понимать, чем и как их мотивировать, выстраивать более гибкие отношения и учиться взаимодействовать с сотрудниками и кандидатами в условиях большей свободы, — отметила операционный директор международной рекрутинговой компании Hays Ольга Шамбер.

По данным аналитиков компании, о снижении текучести кадров в уходящем году сообщают только 7% работодателей. Процент компаний, в которых этот показатель остался на уровне прежнего года и вырос, сопоставим — 48% и 45% соответственно.

Подавляющее большинство руководителей согласны с тем, что в их отрасли имеется дефицит профессионалов. О нехватке кадров по отрасли в целом говорят 35%, а о том, что ощущается недостаток только специалистов с новыми или редкими функциями, — 41%. И только 24% работодателей не испытывают сложностей при поиске сотрудников и считают, что в их отрасли профессионалов достаточно.

Больше всего дефицит кадров испытывает сельское хозяйство — 78% респондентов отметили нехватку самых разных профессионалов; добывающая промышленность — 50%, металлургия — 50%, отрасль информационных технологий — 49%, химическое производство — 48%.

Компании предпринимают разные меры для борьбы с нехваткой кадров. Наиболее популярны замещение вакантных должностей собственными сотрудниками — 46% (41% в 2020 г.), наем стажеров и «выращивание» их внутри компании — 41% (16% в 2020-м), привлечение специалистов из других регионов — 41% (6% в 2020-м), из других индустрий — 24% (8% в 2020-м). 5% работодателей готовы привлекать экспатов, обладающих необходимыми компетенциями (3% в 2020-м), а 20% участников исследования сообщили об увеличении расходов на рекрутмент (7% в 2020-м).

Используют работодатели и такой метод удержания сотрудников, желающих уйти, как контрпредложения. Среди направлений, где компании готовы удерживать специалистов, лидируют IT (38%), продажи (37%), высший менеджмент (34%), производство (21%), маркетинг и PR (19%). Контрпредложения своим работникам в 2021 г. делали 54% работодателей, в большинстве случаев (94%) это помогло удержать профессионалов на прежних местах.

Также в компаниях назвали ряд материальных и нематериальных факторов, которыми они пытаются привлечь кандидатов. В топ-5 материальных факторов вошли

- конкурентная зарплата (67%)

- медицинское страхование (включая членов семьи) и компенсация расходов на частную медицину сверх страховки (52%),

- компенсация расходов на мобильную связь (39%),

- предоставление смартфонов, планшетов и других гаджетов (33%),

- страхование жизни и здоровья (32%).

Еще кандидатам предлагают компенсацию расходов на питание, увеличенный отпуск, индивидуальные вознаграждения (за выслугу лет и т. д.), подарки и др.

Топ-5 нематериальных способов привлечения специалистов:

- возможность карьерного роста (58%),

- стабильность компании на рынке (55%),

- интересный функционал (50%),

- возможность удаленной работы (43%)

- удобное местонахождение (43%).

Также многие выделяют дружелюбную корпоративную культуру, гибкий график, благоустроенный офис и известность работодателя. 25% работодателей делают акцент на возможности при работе в компании соблюдать work-life balance (в 2020 г. таких было всего 14%).

О намерении сменить место работы говорят 56% специалистов. 39% устраивает текущий работодатель, а 9% считают, что сейчас неподходящее время для поиска работы и лучше держаться на старом месте.

Ради сохранения работы опрошенные профессионалы готовы перерабатывать и брать на себя дополнительные обязанности (17%), работать все время только из офиса (11%), отказаться от социального пакета частично (6%) или полностью (2%). Но большинство не готово чем-то жертвовать: 27% сказали, что лучше найдут другое место, а 30% намерены отстаивать свои права, не увольняясь.

Среди тех, кто в 2021 г. хотел сменить место работы, контрпредложения от работодателей получили только 30%. Были удовлетворены предложением и остались на старом месте менее половины (45%).

Многие профессионалы отметили, что в последнее время у них произошла некоторая переоценка системы факторов, влияющих на принятие решения о выборе места работы, материальные факторы стали более значимыми.

Среди самых популярных материальных факторов

- конкурентная заработная плата (91%, в 2020-м — 76%),

- медицинское страхование (включая членов семьи) и компенсация расходов на частную медицину сверх страховки (60%),

- 100% оплата больничного листа (52%),

- индивидуальные вознаграждения (42%),

- увеличенный отпуск (34%),

- компенсация расходов на мобильную связь (34%).

Из нематериальных факторов чаще всего называют

- интересный функционал/проекты (69%, годом ранее — 37%),

- перспективы карьерного роста (67%, в 2020-м — 31%),

- личность руководителя компании (63%), дружелюбную корпоративную культуру (56%, год назад — 26%),

- стабильность и репутацию компании на рынке (54%, в 2020-м было 30%),

- наличие прозрачной системы критериев повышения в должности (52%).

По мнению регионального представителя Авито Работы в Сибири Екатерины Салостий, показатели рынка массовых профессий возвращаются к доковидным. За год в Новосибирске стало вдвое больше вакансий — рост составил 99,6%, отметила эксперт. При этом активность соискателей не отстает от активности работодателей: почти в два раза (на 95,6%) увеличилось количество откликов на вакансии и на 85,8% выросло число резюме, размещенных на платформе Авито.

Мы отслеживаем еще один показатель — медианную зарплату, то есть сумму, больше и меньше которой получают по 50% работников. За год она подросла на 7% и в ноябре составила 36 500 руб. В 2022 г. продолжит расти популярность подработки, причем среди всех участников рынка труда. Это один из трендов пандемийного времени, когда из-за ограничений меняются структура экономики и потребности работодателей и соискателей. На его развитие уже повлияло и продолжит влиять изменение отношения к фрилансу. Фрилансерство все чаще воспринимается как полноценный формат занятости и поддерживается на уровне государства. Компаниям выгодно партнерство с самозанятыми, и порой они предлагают им даже более высокие зарплаты, — рассказала эксперт.

Также, по прогнозу Екатерины Салостий, мы останемся работать на удаленном и гибридном форматах, которые получили мощное развитие в 2020 г. из-за ковидных ограничений. Кстати, удаленка дала возможность сибирякам трудоустраиваться в столичные компании и получать более высокие зарплаты, отметила аналитик.

Мы также ожидаем в 2022 г. еще более глубокое погружение в онлайн. Поэтому востребованными останутся специалисты информационных технологий и сервисных профессий, так что спрос на курьеров, складских работников и т.д. продолжит расти. По сравнению с прошлым годом новосибирские компании разместили на Авито на 107% больше вакансий в IT-сфере и на 106% —в сфере транспорта и логистики. Такой полярный тренд — когда работодателям нужны, с одной стороны, создающие технологии люди, с другой стороны — люди, помогающие реализовывать эти технологии — сохранится не только в ближайший год, но и в ближайшее десятилетие. Опять же, продолжающееся наступление коронавируса будет влиять на повышенный спрос на линейный медицинский персонал. За год в Новосибирске специалистов в сфере здравоохранения стали искать почти вдвое чаще (на 97%), и медицинские учреждения будут по-прежнему нуждаться во врачах, медсестрах и санитарах, — заключила Екатерина Салостий.

Она также добавила, что дефицит работников сохранится на производстве и в сельском хозяйстве.

Консультант в области подбора и адаптации персонала Сергей Аксентиев отметил на рынке труда следующие тренды:

  1. Усиление потребности в персонале на уже обезвоженном рынке. Давайте смотреть правде в глаза: с каждым днем увеличивается количество предприятий, растет рынок франчайзинга — все масштабируются. А люди-то где? Их не становится больше, отсутствует приток иммигрантов в страну. Отсюда — и головная боль. Предложение на рынке превышает спрос, поэтому сейчас выбирает кандидат. Я бы рекомендовал малому и среднему бизнесу сфокусироваться на внутреннем развитии сотрудника компании: если твой бизнес не может «купить» эксперта, то возьми специалиста и вырасти из него эксперта. Чем быстрее этот сегмент бизнеса осознает такую простую догму, тем больше у него шансов.
  2. Никакого эйджизма. Да, мы все хотим, чтобы в команде были исключительно молодые тигры, но рынок показал, что с молодыми мы работать практически не умеем. Поэтому или перестраиваемся на управление поколением Z и проявляем гибкость, или осознаем, что выбор возрастного кандидата (47+) в нынешних реалиях может дать великолепный профит для любого масштаба бизнеса. Так или иначе, этот термин из вокабуляра убираем.
  3. Важность позиции HR внутри компании и умение привлекать аутсорсинг. Если посмотреть блоки, описанные выше, то мы с вами наблюдаем, что эта функция становится энергозатратной, и если в компании нет полноценного сильного рекрутера, то проще отдать эту задачу на аутсорсинг. Математика простая: при среднем доходе коммерческого директора оптовой компании в 200 тыс. руб. день его работы стоит около 10 тыс. руб. Потратив неделю на поиски, например,  маркетолога, работодатель не реализует прямые задачи, а также тратит ресурс компании в виде своего времени. Суммарно — выше чем стоимость закрытия вакансии через подрядчика.
  4. Избыток IT и интернет-маркетологов. Последние пару лет с повальным увлечением онлайн-образованием стала популярной попытка получения таких профессий, как таргетолог, СММщик, тестировщик и т.п. (не беру программистов — отдельная стезя). Так вот, из каждой рекламной интеграции было слышно: эти профессии позволят зарабатывать из дома, ничего не делая, от 100 тыс. руб. и более. Класс! По факту что мы имеем сейчас: избыток сотрудников аналогичных специальностей и я, например, как эксперт в области подбора персонала регулярно вижу резюме таких ребят, которые осознали, что так не работает, и их становится все больше и больше.
Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.