Институт репутации в России. Фантастика или то, за что стоит бороться?
Все чаще встречаются новости о судебных спорах по защите деловой репутации. Ее отстаивают все: от простых граждан до международных холдингов. Существует ли репутация в РФ и для чего ее нужно защищать?
Какой путь институт репутации прошел в России?
Институт репутации существует, с этим сложно поспорить. Только вот в России к нему всегда было особое отношение. Исторически сложилась очень интересная ситуация - в прошлом веке существовала прочная система общественного порицания. Были целые органы общественного контроля: партсобрания, профсоюзы и даже «суд чести». Государство воспитывало систему, при которой тебя мучила не только совесть, но и серьезная ответственность перед своим окружением.
В девяностые годы система рухнула, так как репутация потеряла былую ценность. О поступках других мало кто думал, каждый жил так, как мог. Очевидно, что искусственная пропагандистская мораль возрождению не подлежала, и когда жизнь граждан стала налаживаться, у общества появилась своя «жизненная» мораль. Люди стали понимать, что для них действительно хорошо, а что плохо.
Институт репутации стал возрождаться. Общество осознало, что их действия и мнение – это тоже один из инструментов для устранения несправедливости и теперь открыто высказывает свою позицию, а иногда и мотивирует бойкотировать тех, кто выбрал сомнительную идеологию.
Как это влияет на нашу жизнь?
Сегодня в цифровом мире каждый может оставить свое мнение о компании, контрагент может высказаться о сотрудничестве, а общественность создать так называемую петицию для прекращения каких-либо действий. Если простой потребитель может написать отзыв и побудить других людей не пользоваться услугами, то игроки покрупнее могут создать такой инфоповод, что компанию начнут бойкотировать не только потребители, но и крупные кредиторы или даже целые страны.
Иногда бизнес способен выкопать себе могилу собственными руками, зарыв в первую очередь репутацию.
Гостевой дом Union Street в Нью-Йорке решил прописать в договоре пункт, согласно которому посетители, которые оставили негативный отзыв, должны были выплатить штраф. После этого рейтинг отеля упал до одной звезды. При этом большинство негатива было от тех, кто не пользовался их услугами. Отель закрыли.
В другой ситуации над репутацией компании поработал собственный сотрудник.
В США набирал популярность бьюти-бренд Z Palette. Пользователи оставляли свои отзывы. Были и хорошие, и плохие. Но вот дать оценку ответам компании очень сложно. Всех клиентов, которые оставляли негативные отзывы, называли «недовольными нищебродами» и «уродами». В дальнейшем компания не смогла сгладить последствия от действий своего менеджера по работе с клиентами и потеряла всех крупных ритейлеров. Бренд существует, но от былой популярности ничего не осталось.
Учитывая, что институт репутации в России набирает обороты, а любая информация становится достоянием широкой аудитории в считанные секунды, о репутации нужно не только думать, но и заботиться.
Репутация – это один из существенных активов, который, кстати, можно испортить, например, распространяя недостоверные сведения. Чаще всего этот прием используется как инструмент для вытеснения сильного конкурента. Такая информация может привести к неожиданным последствиям. После опубликования статьи о непорядочной деятельности крупного застройщика от него отвернутся все инвесторы.
Еще одна необычная история произошла с производителем одежды. Бывший работник распространил информацию о нарушении трудового законодательства. Информация оказалась в СМИ. Спор стоимостью в 20 тысяч рублей привел к тому, что с компанией расторг договор основной контрагент, который не захотел ассоциироваться с компанией, которая подставляет своих сотрудников. Потом оказалось, что сотрудник немного приукрасил, но было поздно.
Даже тот факт, что крупные российские холдинги тратят миллионы на разработку программ для оценки рейтинга деловой репутации, уже является показателем значимости такого актива.
Что делать, если о вас распространили сведения, которые могут нанести вред вашему делу?
Существуют разные варианты. Самый надежный – правовой. Если о вас распространяют недостоверную информацию, то стоит идти в суд, просить признать требования несоответствующими действительности и опубликовать опровержение.
Почему не стоит ждать, что все забудется?
Вам может казаться, что вреда нет. Возможно для вас очевидно, что вся эта информация ложная, и остальные тоже это понимают. Но часто это не так. Для нового контрагента это может стать поводом для прекращения сотрудничества. Будущие контрагенты могут найти сомнительную информацию и принять решение в пользу другого лица. Даже банки обращают внимание на информацию из открытых источников. Никогда не знаешь, когда и где эта информация окажется решающей.
Если ваш бизнес уже несет потери из-за опубликования недостоверных сведений, то можно потребовать компенсировать убытки.
Существуют и другие способы защиты деловой репутации, но все зависит от конкретной ситуации. Важно, что репутацию можно и нужно защищать.
Юрист компании Юсконсалт Мария Самородова