Консалтинг компаний через антикризисный менеджмент, стратегию и управленческий учет.
Бизнес в России снова переживает непростые времена.
Собственнику важно получить бизнес-партнера с высокими компетенциями, который проведет всесторонний анализ компании, выявить сильные и слабые места, и дать решение по выходу из кризиса без потерь.
В ситуации, когда каждый день все меняется, чувствуется нехватка ресурсов, главный из которых — время, да и любое неправильное действие в период кризиса приносит убытков в разы больше. Чаще предприниматели предпочитают переждать и лишний раз не рисковать, а это опасно — плыть по течению. Как раз для решения подобных задач бизнесу необходим антикризисный управленческий консалтинг. Это комплекс услуг, который предоставляется профессиональными бизнес-консультантами, чтобы проанализировать и затем изменить существующую систему управления для улучшения показателей и увеличения прибыли компании.
На частые вопросы об антикризисном консалтинге нам ответит практикующий бизнес-консультант — Алиса Сурикова.
Какие задачи решает антикризисный консалтинг (управление)? А если кризиса нет — значит и консалтинг и не нужен?
- Антикризисный консалтинг (управление) нужен компаниям всегда! Почему? Потому как его задача не только — решать текущие проблемы, проводить анализ ситуации, но и прогнозировать возможные проблемы компании в будущем, о которых, как правило никто не думает, когда в бизнесе все хорошо здесь и сейчас.
Можем ли мы просто сократить персонал и некоторые затраты, чтобы увеличить по итогу прибыль и не обанкротиться?
- Сокращать можно и нужно далеко не все подряд! А чтобы понять, какие затраты стоит оптимизировать — нужно четко понимать сущность каждого процесса. Многие собственники малого и даже среднего бизнеса по многу лет ведут бизнес интуитивно, и у многих, безусловно, это получается феерично! :) Но… в кризис интуиция может нас подвести, без четкого планирования деятельности, без знаний и опыта в антикризисном менеджменте, компании сложно вырасти в прибыли.
Когда хаос в процессах, при росте компании будет расти и масштаб хаоса. А это уже проблема посерьезней.
Как Вы понимаете, что в бизнесе действительно есть проблема? Есть специальная методика?
- Безусловно есть. Причем, методика авторская, которую я сформировала благодаря своему 8ми летнему управленческому опыту, а также, обучению на степень MBA по направлению «Стратегия». Для начала, по конкретной системе показателей я оцениваю состояние компании по каждому бизнес-процессу (финансы, продажи, маркетинг, производство, персонал и т.д.), выявляю сильные и слабые стороны, а также «узкие места». Затем формирую по каждому блоку выводы для собственника, а также формирую четкие рекомендации по исправлению ситуации, а также готовлю схему по SMART по внедрению изменений в компании.
А кто эти рекомендации будет выполнять, если, у компании нет в штате специалистов, компетентных в реализации данных выше рекомендаций?
- Я сразу оговариваю с заказчиком, какие из блоков работ, я могу закрыть лично: финансовый учет, продажи, стратегический маркетинг. А какие, я могу взять под операционный контроль: персонал, производство, бухгалтерия. Для реализации иных изменений, я выдаю рекомендацию для собственника, какие компетенции нужно развивать у текущих руководителей или же, даю портрет кандидата на необходимые бизнесу функции. В любом случае, на выдаче рекомендаций моя работа с заказчиком не заканчивается.
Кому и в каких случаях стоит обратиться за услугами бизнес-консультанта?
- Я бы ответила так: тем собственникам, у которых не достает информации о состоянии работы компании или же тем, кто не видит прибыли, тем, кто не знает рыночную стоимость компании, хочет быть конкурентоспособным или же существуют проблемы с текучкой кадров и в целом с персоналом. Если не продолжать, то скажу кратко: есть проблема, сомнение или желание улучшить имеющееся.
Также, хочу поделиться с вами кейсом одного из моих заказчиков, который вас удивит.
Осенью 2021 года ко мне обратился собственник производственной компании с годовым оборотом в 500 млн.руб. Обратился ко мне не как обычно обращаются, с конкретной «болью», а потому, что ему посоветовали (сарафанное радио, — спасибо!) ко мне обратиться, т.к. цитирую: «Она сейчас ведет подобные компании, может и тебе что-то поможет улучшить».
Мы провели первую консультацию, на которой заказчик меня уверил в том, что у него все бизнес-процессы отлажены, управленческий учет настроен в 1С и ведется уже 7 лет там в программе. Что есть главный бухгалтер, который отвечает за этот упр.учет, помимо бухгалтерского и налогового… Что есть коммерческий директор, который полностью ведет продажи уже 5 лет, и есть производство, — успешное (лидеры в отрасли), где тоже все хо-ро-шо!
Я резонно спросила, а в чем тогда я могу помочь, раз проблем нет? На что, собственник, попросил меня просто каждый отдел проанализировать, мало ли, где можно улучшить.
В ноябре я взялась за диагностику, встречала сопротивление со стороны как гл.буха, так и комдира. Почему? Было не понятно сразу, но по опыту, я понимала — что-то не так. Анализировала дальше…
Краткие выводы по итогу проведенного анализа:
1) Управленческий учет только формально налажен в 1С, при этом в программе и где-либо у гл.буха за последние 5 лет нет ни одного сформированного P&L и Баланса. Формируется только ОДДС ежемесячно. Н вопрос почему? Ответа от гл.буха — никто не просил!...
2) Коммерческий отдел работает на фиксированной зарплате. Никакой системы мотивации на продажи нет и не было. Клиентская база не обновляется уже 1 год, т.к. якобы «все уже у нас» — слова комдира. На мой вопрос о доли рынка — четкой цифры не услышала и ни в одном отчете не видела.
3) Себестоимость выпускаемой продукции рассчитана некорректно.
4) Ценообразование формируется интуитивно, без учета каких-либо затрат, глядя только на цены конкурентов.
5) Как факт — низкая оборачиваемость дебиторской задолженности, — причины пришлось искать глубже, т.к. фин.отчетов в 1С не было.
6) Полное отсутствие маркетинговой и конкурентной стратегии.
И это только часть выявленных слабых стороны компании, которые помогли собственнику понять, что в реальности происходит в его бизнесе.
Мы составили четкий план действий по решению вопроса. За 2021 год я вручную собрала все 3 управленческих отчета. Собственник наконец-то увидел свою чистую прибыль и очень огорчился. А ведь он думал, что в компании все хорошо.
Сейчас мы отладили систему учета в 1С так, как она должна быть! Фин. учет формируется корректно. Операционные отчеты отделов также были оформлены и переданы в ведение руководителям отделов.
Теперь собственник бизнеса не «думает и верит», что в бизнесе все хорошо, а понимает «в моменте», что в действительности происходит в компании, и к каким показателям мы ведем компанию на период ближайших 3-х лет. У бизнеса появилась четкая прописанная Стратегия.
И для тех, кто дочитал статью до конца: уникальное предложение — «Экспресс-диагностика» Вашей компании по специальной цене. Пишите мне в любых удобных мессенджерах (8-962-837-94-42). Называйте промо-код: #ДКСтатья.