Как снизить риски покупателя при покупке бизнеса, а продавца при продаже?

Как снизить риски покупателя при покупке бизнеса, а продавца при продаже?
Иллюстрация: Юсконсалт

Какие ошибки обычно совершаются участниками сделки? Что можно сделать, чтобы снизить риски, увеличить безопасность сделки.

«Беспородный щенок или перспективный  поросёнок» 

Помните историю про Васю Куролесова, который хотел купить породистого поросенка, а вместо этого ему продали беспородного пса.

История с покупкой бизнеса без проверки может быть очень похожа на историю Васи Куролесова или покупку «кота в мешке», особенно сейчас.

Кто-то вынужден продать бизнес, кто-то решил расширить имеющийся бизнес и выкупает бизнес конкурента, а кто-то решил вложить средства и освоить новое направление.

И покупателю, и продавцу хочется снизить свои риски, хочется обезопасить сделку, избежать ее негативных последствий, сохранить и преумножить активы.

Чтобы управлять рисками для начала их необходимо знать в лицо.

Разберем ситуацию:

Продавец продает хлебобулочное производство, очень доволен — получает деньги, проходит 2 года и покупатель обращается с иском о расторжении договора купли-продажи на том основании, что он был введен в заблуждение относительно состояния компании. Суд договор расторг, с продавца взыскали деньги и вернули компанию без работников, без контрактов (они переведены были на другое лицо), без оборудования (оно не стояло на балансе и было вывезено). Эта история для правоохранительных органов, мы о ней узнали слишком поздно. Но так бывает и об этом стоит знать.

Риски продавца:

  • корпоративные риски (риск оспаривания сделок, совершенных продавцом, взыскание убытков);
  • налоговые риски и, как следствие, уголовные (в случае предъявления претензий в период владения / управления компанией); 
  • риск привлечения к субсидиарной ответственности в отношении обязательств, которые возникли в период владения / руководства компанией;
  • риск оспаривания сделки, расторжения договора по продаже компании;
  • взыскание убытков, вызванных нарушением заверений и гарантий;
  • другие риски.

Риски покупателя:

Если говорить общепринятыми словами, то это риск банкротства, риск потери капитала, риск утраты контроля, риск предъявления претензий со стороны административных и налоговых органов, репутационные риски, административные и уголовные риски.

А если называть человеческим языком, то можно риски обозначить так:

      1)      «Купить кота в мешке»

Например, мы проводили экспресс-анализ одной компании перед выдачей ей крупного займа. При проверке возникло несколько вопросов: почему происходит затаривание склада, ликвидных активов мало, валюта баланса завышена. При проверке оборотно-сальдовых ведомостей увидели их корректировку вручную на сумму более 50 млн рублей. В такую сделку нашел доверитель решил не идти, т.к. даже на стадии экспресс-анализ уже были выявлены корректировки.

2)      Риск несбывшихся ожиданий

Этот риск обычно проявляется так: планируется покупка всех объектов интеллектуальной собственности, а оказывается, что они на баланс не поставлены и должным образом не оформлены. Или неожиданно, на территории купленного завода находится здание, оформленное на другое лицо. Такое возможно? Возможно, когда при покупке не были проверены посадка зданий и границы объектов на местности.

3)      Риски не отражения всех обязательств в учете и, как следствие, риски появления нежданных кредиторов (поручительства компании, другие неотраженные обязательства)

При анализе документов одного санатория на предмет покупки наша рабочая группа выезжала на место на 2 недели и посредством ручного перебора документов выявила часть обязательств существенно повышающих ответственность санатория, также были найдены неучтенные работники и другие неотраженные обязательства.

4)      Риски продолжения продавцом аналогичной конкурентной деятельности

5)      Риски ухода команды и ключевых специалистов

6)      Риск противодействия бывшей команды

7)      Риск утечки и утраты ценной информации

8)      Риск излишних обременений (заключение лицензионного договора на товарный знак, аренда имущества, невыгодные сервитуты и т.д.)

На вопрос: какие ошибки чаще всего совершают покупатели и продавцы?

Можно ответить одной фразой: не готовятся к продаже, не проверяют активы, верят на честное слово, излишне доверяют.

Что нужно сделать для снижения рисков и повышения безопасности сделки?

И здесь тоже можно ответить кратко: продавцу — готовиться к продаже, а покупателю – тщательно проводить проверку актива перед покупкой.

А если сказать подробнее, то:

Продавцу

  • провести инвентаризацию,
  • зафиксировать объем и наполнение компании (обязательства, активы),
  • посмотреть на сделки компании на предмет реальности,
  • проверить все ли сделки исполнены, «закрыты» документами (особенно это касается сделок / операций между взаимозависимыми лицами),
  • посмотреть на бизнес с точки зрения налогового органа, минимизировать возможные претензии налогового органа,
  • ознакомить под подпись продавца с состоянием дел и активами /обязательствами компании, передать документы и дела новому собственнику по подробной описи,
  • сохранить по возможности для себя электронные документы, переписку, копию базы 1 С.

В условиях турбулентности риск встретить недобросовестного покупателя возрастает, по рынку уже ходят истории о том, как продавцу предъявляют претензии и иски.

В нашей практике был случай, когда доверитель продал компанию, но перед этим у него прошло отчуждение всех объектов недвижимости, новый собственник компании ввел компанию в банкротство и арбитражный управляющий стал оспаривать сделки по продаже недвижимости, сложность была в том, что у предыдущего владельца почти не осталось документов, путем сбора доказательств и их совокупности нам удалось отстоять эту сделку.

У Покупателя рисков больше, но тщательная проверка такие риски снижает существенно.

1)      Необходимо провести DD (Due Diligence) — экспертизу компании и ее активов (достаточно большая и тщательная проверка, мы включаем туда не только юридическую экспертизу, но и финансовую, проводим оценку налоговых рисков, выявляем сомнительные сделки);

2)      Собрать информацию о самом продавце (репутация, судебные споры, риск признания банкротом);

3)      Выяснить состояние компании и ее активов, проверить наличие прав на активы, проверить все ли оформлено надлежащим образом;

4)      Уточнить про обременения активов и обязательства компании;

5)      Получить необходимые гарантии и заверения.

Васе Куролесову посчастливилось найти преступников. Покупка же или продажа бизнеса требует взвешенных решений.

Осознанных и безопасных вам сделок.

Евгения Бондаренко, юрист — стратег, сооснователь юридической консалтинговой компании Юсконсалт, 20 лет создаю юридическую защиту для бизнеса. 

Как снизить риски покупателя при покупке бизнеса, а продавца при продаже? 1

г. Новосибирск, 

ул. Инская, 56

8 (383) 204 92 11

8 953 783 43 68

info@usconsult.group

www.usconsult.group

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
  • «Ашан» не собирается уходить из России«Ашан» не собирается уходить из России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.