«В шахматы выигрывает не тот, кто хорошо играет, а кто умеет правильно оценить ситуацию»
Инвесткомпании накрыла очередная, особенно мощная, волна санкций. С партнерами возникли сложности, клиенты запаниковали. Игроки рынка обсудили извечное русское «кто виноват» и «что делать».
Что происходит с инвестиционным рынком: как временное закрытие Московской биржи сказалось на работе компаний; как приходится перестраивать процессы в соответствии с постоянно меняющейся обстановкой? Как привлекать клиентов, что можно им предложить сейчас? Как успокоить клиентов?
Эти вопросы участники новосибирского инвестиционного рынка обсудили за круглым столом «Делового квартала». В обсуждении приняли участие исполнительный директор «Альфа-Капитал» в Новосибирске Василий Клепиков, директор «Фридом Финанс» Регина Дзикавичюте, директор «Прайм Бондс» Дмитрий Виншу, директор Kama Flow Павел Охонин, вице-президент А-Клуба Наталья Дудинова, инвестиционный консультант А-Клуба Владимир Чечин, директор новосибирского филиала Defisector Александр Макеев.
Исполнительный директор «Альфа-Капитал» в Новосибирске Василий Клепиков отметил, что с февраля-2022 г. на рынке произошли значительные изменения:
«Инвесторы и профучастники хорошо понимают, какие сложные отношения сложились сейчас с Европой. И как трудно было сохранить отношения с бельгийским клиринговым центром Euroclear, в котором инвесторы держали до 80-90% всех активов в валюте.
Больше всего волнует неопределенность текущей ситуации. В Euroclear сейчас пытаются разобраться, нет ли среди их клиентов лиц, находящихся под санкциями. Очень радует, что Euroclear не придерживается какой-то принципиальной позиции, просто идет переговорный процесс. В то же время хочу обратить внимание на ситуацию с американским депозитарием, который сотрудничает с Санкт-петербургской фондовой биржей. Их партнерство не прекращалось, поэтому российские инвесторы все-таки имеют возможность покупать и продавать американские ценные бумаги. Мы как управляющая компания также имеем возможность торговать американскими бумагами, все наши стратегии работают, как и ранее.
Сейчас нам необходимо быть очень внимательными по отношению к нашим клиентам, ведь любой кризис — это всегда стресс для инвестора. Многие просто не понимают, что делать дальше. Наша позиция здесь, что главное — не паниковать и не совершать необдуманных действий. Иногда в кризис нужно просто оценить обстановку, как это делают шахматисты: в шахматы выигрывает не тот, кто хорошо играет, а тот, кто умеет правильно оценить текущее положение. Главная задача специалистов, которые работают с клиентами, во-первых, самостоятельно оценить обстановку на рынке, во-вторых, правильно донести происходящее до клиента.
Что касается привлечения новых клиентов, то, наверное, сейчас многим компаниям сложно строить планы по привлечению клиентов и росту. Но в то же время мы видим, что приток новых клиентов в нашу компанию есть, в том числе и за счет того, что есть УК и брокеры, попавшие под санкции, и их клиентам нужно куда-то перевести активы. В такой ситуации мы не можем отказывать инвесторам в помощи, нам необходимо отнестись к ним со всем вниманием и оказать профессиональную поддержку».
Директор «Прайм Бондс» Дмитрий Виншу поддержал высказывание коллеги:
«Все заняли некую выжидательную позицию и ожидают от Euroclear, когда он скажет «да» или «нет». Тогда появится определенная ясность для рынка, и игроки смогут предпринимать какие-то шаги. Конечно, это не единственный на свете депозитарий, есть депозитарии в других юрисдикциях, через которых можно будет продолжать работу, но для этого нужно будет фактически построить новую инфраструктуру. Все надеются на то, что работа с Euroclear вернется в свое, пусть не автоматизированное, но хотя бы полу-автоматизированное русло — когда они научатся очень быстро вычленять тех физических и юридических лиц, которые находятся под санкциями, исключать их и продолжать работу с оставшимися».
Директор «Фридом Финанс» Регина Дзикавичюте отметила, что в такой ситуации, когда у многих деятельность заметно сузилась, есть возможность выстраивать партнерские отношения с коллегами по рынку:
«Действительно, сейчас происходит переток клиентов из одних компаний в другие, и все брокеры должны больше думать о клиенте, все делать для него. Принимающий брокер должен дать четкую инструкцию по переводу активов к нему и приготовиться решать нестандартные проблемы. А брокеру, который передает клиентов, стоит постараться как можно оперативнее проводить эти операции и давать людям полную информацию, так как сроки для перевода портфелей зачастую ограничены. Главное сейчас — думать о клиенте и быть с ним честными».
Инвестиционный консультант А-Клуба Владимир Чечин поддержал тезис об объединении и честной конкуренции и отметил, что это основное, о чем сегодня следует думать рынку:
«Проблемы санкций и проблемы Euroclear мы точно не решим, альтернатив — не много, поэтому, действительно, сейчас важно говорить о честной игре на рынке и о том, как сохранить деньги клиентов. Сегодня есть большая проблема — дезинформация клиента со стороны менеджеров, которые с ним работают. И, наверное, руководители компаний должны это контролировать и пресекать. Откуда берется дезинформация: это может быть жадность менеджеров, понимающих, что есть хорошая болевая точка, которую можно использовать как триггер, чтобы развернуть клиента в свою сторону. Это неправильно. Я часто слышу от коллег, дескать, они могут все, даже продавать еврооблигации. Но не уточняют, что это будет российский рынок, внутренний, а врут, что это будет внешняя сделка. Важно говорить, что это не система, а лишь возможность, и что она есть не только у конкретно вашей компании, но у любого профучастника, и если клиенту повезет, то повезет, если нет, то нет — потому что это не система, и гарантировать ничего нельзя. Я считаю, если мы работаем на одном рынке, то мы как коллеги должны договориться о базовых правилах: не давать клиенту частичную информацию, а говорить все как есть. Нужно действовать в интересах клиента и быть честными и с ним, и друг с другом в рамках рынка. В наших силах — договориться не вести грязный бизнес, не дезинформировать клиентов, и провести работу с сотрудниками своих компаний. Потому что паразитировать на системных проблемах — некрасиво. Мы очень хотели бы договориться с коллегами хотя бы внутри одного города, чтобы конкурировать открыто и честно, быть открытыми с клиентами и помогать им. Мы не можем повлиять на решение глобальных проблем, не можем повлиять на страну, но здесь, на местах, повлиять на своих подчиненных, на своих коллег мы можем, и нужно это делать. Это главный тезис, который я хотел бы обозначить.
Второй тезис заключается в следующем: сегодня сложились беспрецедентные ситуации убытков у клиентов, и юридической защиты у них нет, так как, несмотря на очевидные проблемы, форс-мажором эти ситуации не признаются. Поэтому, если мы как профессиональное сообщество — за клиента, и если есть такой пул пострадавших клиентов, то можно как-то заявить об этом сообща. Может быть, в Торгово-промышленную палату, может быть, еще в какие-то органы, которые могли бы помочь юридически защитить наших клиентов. То есть нам следует объединяться и в вопросе решения проблем наших клиентов, потому что проблемы у всех плюс-минус — одинаковые».
Просто мы все должны осознать, что, когда мы пытаемся конкурировать на костях друг друга, мы делаем хуже только себе. Конечно, нам нужно договориться внутри рынка о создании своей этики, — добавил Василий Клепиков.
Вице-президент А-Клуба Наталья Дудинова, соглашаясь с тем, что сегодня все попали в сложную ситуацию, отметила, что здесь нет, условно, виноватых, просто эта работа предполагает высокие риски:
«В этой ситуации не виноват никто — ни Центробанк, ни брокер, ни само физлицо, мы все попали в одну лодку в шторме, и никто не знает, как из этой ситуации выйти, ответ у всех всегда один: чего вы хотели — это высокорисковый рынок. И сегодня мы видим наглядно, как мы попали в ситуацию риска, который никем не был спрогнозирован».
«Деловой квартал» задал участникам круглого стола вопрос: существует мнение, что сейчас лучше вкладываться в акции российских компаний — что вы думаете по этому поводу?
Регина Дзикавичюте ответила:
«Вкладывать большую часть рублей рекомендую сейчас в ОФЗ (облигации федерального займа, эмитент — Министерство финансов РФ) — со сроком погашения до двух-трех лет. Некоторую сумму можно выделить на инвестиции в акции, во-первых, в голубые фишки зарубежных компаний — инвестиции в акции имеют шанс дать доходность выше уровня инфляции. Соотношение частей зависит от предпочтений инвестора и его терпимости к рискам».
Далее директор Kama Flow Павел Охонин рассказал о ситуации на рынке альтернативных инвестиций:
«Мы как инвестор, изначально ориентированный на российские технологические проекты, хорошо знакомы с особенностями работы с отечественными компаниями, поэтому давно работаем в парадигме постоянно меняющихся условий и возможных ограничений.
Сейчас мы инвестируем в российские компании на более поздних стадиях со средним чеком примерно 200 млн руб., которые уже работают или планировали выход на зарубежные рынки, преимущественно в регионы Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, MENA. Это целевые направления, которые мы рассматриваем с точки зрения экспорта продуктов российских технологических компаний, поскольку считаем, что развивающиеся рынки могут быть более перспективны для масштабирования бизнеса, чем США и ЕС. Поэтому для нас в текущих условиях принципиально ситуация не поменялась — мы продолжаем инвестировать в отечественных разработчиков и рассматриваем создание новых инструментов — фондов, сконцентрированных в том числе на поддержке проектов для решения задач импортозамещения, активно вовлекая в процесс банки, страховые организации, госфонды и институты развития.
Что касается инвестстратегии, то она также принципиально не поменялась. Мы всегда поддерживали компании, у которых есть собственное технологическое ядро — это в меньшей степени компании, которые конкурируют бизнес-моделями или маркетингом, и в большей — компании, у которых есть реальные технологические разработки, которые могут стать базой для ускоренного роста не только в России, но и за рубежом. Это b2b-решения для промышленности, цифровая медицина, а именно b2b-решения, связанные поддержкой принятия врачебных решений, оптимизацией работы операционных и пр.
В целом, можно отметить, что для основной части нашего текущего портфеля ситуация критически не ухудшилась. Да, у тех, кто делает «железо», ухудшения произошли с точки зрения поставки компонентной базы, потому что в России нужной микроэлектроники нет — поэтому они оптимизируют цепочки поставок, замещают американские комплектующие китайскими, где это возможно. Но, например, IT-компании, которые работают на рынке автоматизации банковского сектора, и раньше конкурировали с большим количеством крупных вендоров с гигантскими бюджетами, получили сейчас больше внимания от крупных клиентов.
Мы убеждены, что в текущих условиях сегмент private equity будет развиваться семимильными шагами как альтернатива банковскому финансированию, поэтому считаем одним из актуальных трендов ближайших лет — замещение заемных денег на капитал. Надеемся, что политика регулятора в отношении рынка PE&VC будет активно меняться для создания необходимых условий как для инвесторов, так и для технологических компаний, на рынок придут новые профильные бизнесмены, которые будут охотно вкладываться в отечественные технологические решения и компании ранних стадий, что позволит несколько «оживить» и перезапустить технологический рынок в России».
Резюмируя обсуждение, участники круглого стола отметили, что пока, в ситуации сложно прогнозируемого будущего, стоит занять выжидательную позицию и стараться сохранять и преумножать деньги с помощью инструментов, в которых сегодня более или менее адекватная доходность и не слишком высокие риски: один из таких инструментов, не относящихся к инвестпродуктам, — это старые-добрые депозиты, другой — это технологические стартапы. Однако и к брокерам сегодня тоже идти можно — компании готовы подбирать самые адекватные сегодняшней ситуации возможности и обещают честно информировать инвестора обо всех рисках и сложностях, давая ему возможность на время турбулентности обслуживаться у своих коллег по рынку.