«Достижение следующего уровня сервисной зрелости укрепляет зрелость всей компании»

В условиях рыночной неопределенности для многих компаний становятся актуальными вопросы сервиса и улучшения клиентского опыта. Как сделать качество обслуживания конкурентным преимуществом?

Эксперт по маркетингу, сервису и организационному развитию КГ «Управленческая практика» Ирина Кожемякина

В конце марта в рамках панельной дискуссии «Значимость сервиса в бизнесе» на XXI Customer Contacts World Forum представили свежую статистику по интересующей нас теме. Респондентами выступили компании из ИТ, телекома, финтеха, ритейла, медицины, логистики. Только 12,1 % опрошенных ответили, что «сервисная стратегия стала менее важной, чем в 2021 году», тогда как для 27,5% «важность остается неизменной», а для 60,4% «станет более важной, чем в 2021».

Повторимся, ситуации в организациях разные: отраслевая принадлежность и тип клиента, масштаб и география деятельности, влияние на рыночную ситуацию экономических изменений и ресурсное обеспечение, исходная текущая точка в построении сервисных систем. Тем не менее, на мой взгляд, собственникам и управленцам будет полезным сформировать представление и ответить себе на вопросы, которые позволят определить уровень сервисной зрелости компании и очертить круг возможных действий, набор инструментов и критериев движения и достижения результатов.

Оценка уровня зрелости СХ-стратегии. Для чего?

В управленческой практике широко распространено применение различных моделей зрелости. В таких моделях (И.Адизес, Д.Гэлбрэйт, Э.Шейн и другие) бизнес-деятельность в общем виде сопоставляется с жизненными циклами организма: выделяются различные стадии и их характеристики, условия перехода от одной к другой под воздействием внешних условий и внутренних изменений. Модели зрелости помогают оценить состояние управленческих и организационных структур, развитие процессов и технологий, лидерских способностей и инновационного потенциала, проектной работы, корпоративной культуры компании. На основании результатов этой оценки руководитель может подготовить переход к желаемому состоянию следующего уровня.

Уровень сервисной зрелости компании показывает потенциал бизнеса в области улучшения качества клиентского опыта, его интеграцию в управленческие и ключевые процессы, культуру и ценности бренда, управление человеческими ресурсами, способность компании соответствовать постоянно изменяющимся запросам клиентов.

Основные критерии оценки зрелости СХ-стратегии лежат в 4-х областях (по методике, разработанной Temkin Group).

  1. Целенаправленное руководство: применение, анализ, принятие решений на основе метрик клиентского опыта с точки зрения развития долгосрочной клиентской лояльности; внимание к этим показателям наравне с финансовыми; фокус высшего менеджмента на ценности развития клиентского опыта, управление через ценности и формирование понимания о вкладе сотрудников в их создание.
  2. Ценности (культура): сформулированные и встроенные во внутренний и внешний маркетинг, в процессы взаимодействия с клиентом ценности бренда; каждый сотрудник — носитель ценностей бренда, каждый сотрудник своими усилиями поддерживает выполнение обещания компании клиентам.
  3. Вовлечение сотрудников: согласованность HR-процессов со стратегией; настроенная система обратной связи от сотрудников, их вовлечение в улучшение клиентского опыта; качество обучения персонала, поощрение за проявление в работе ценностей компании.
  4. Вовлечение клиентов: обратная связь от клиентов — основа для принятия решений, для формирования всех ключевых процессов, разработки продукта и маркетинговой активности; понимание компанией приоритетов ключевых клиентов; личное взаимодействие руководителей с представителями целевой аудитории.

В зависимости от комбинации оценок по этим аспектам выделяют 6 уровней-стадий зрелости компании в отношении клиентского опыта (по возрастанию):

- игнорирование

- исследование

- мобилизация

- операционные преобразования

- согласование всех элементов

- внедрение.

Первичная оценка уровня сервисной зрелости компании позволит вам зафиксировать текущее состояние и рассмотреть варианты необходимых ключевых решений, спланировать перечень действий и отобрать соответствующий их реализации ассортимент инструментов для улучшения ситуации с сервисом.

Надо понимать, что компании одного уровня зрелости клиентского сервиса могут иметь разные траектории развития, которые учитывают специфику рыночной деятельности предприятия и текущее ресурсное состояние. При этом, думаю, единой для всех бизнесов будет цель — улучшение опыта взаимодействия клиента с компанией, продуктами, услугами, сервисами. Мы все заинтересованы создавать и поддерживать лояльность клиента: предоставлять качественный продукт, обеспечивать легкое и бесшовное взаимодействие в любой точке касания, проявляя эмпатию. Подробнее разберем на примерах.

Первая компания: локальный региональный малый бизнес, индустрия гостеприимства и медицинско-оздоровительных услуг, рынок В2С и небольшая доля В2В.

Уровень зрелости СХ-стратегии — «Исследование». Другими словами, в компании уже не игнорируют работу с клиентским опытом. Отдельные сотрудники имеют понимание о возможностях исследования и улучшения сервиса: собирается некоторая информация и обратная связь от клиентов, возможны отдельные клиентские показатели удовлетворенности, в неявном виде зафиксированы ценности бренда, периодически ведется обучение сотрудников, в том числе сервису. Предполагаем, что есть готовность принципиальной поддержки от руководства в вопросах совершенствования клиентского опыта.

Ключевые решения, которые были приняты в первой компании:

- описаны ценности бренда компании и начата трансляция их в ключевые процессы;

- введены показатели клиентского опыта;

- начали собирать цифровой след взаимодействия с клиентом в точках контакта.

Действия и инструменты для их реализации с учетом ресурсного обеспечения рассматриваемого бизнеса

1.Создание брендбука и стандартов сервиса первой линии сотрудников.

Рабочие группы сотрудников для обсуждения технического задания и тестирования вариантов брендбука. Обобщение лучшей практики по подразделениям и конкурентам при создании стандартов сервисного обслуживания гостя. Тренинг-обучение сервисным стандартам. Введение практики «тайный клиент».

2. Новое положение о премировании с учетом ввода показателей клиентского опыта (NPS и CSI).

Введение способов материального и нематериального стимулирования: через информирование о сборе и расчетах NPS и CSI, проработку запуска внутреннего сервисного конкурса. Изменение форм и способов сбора обратной связи от гостей онлайн и офлайн.

3. Выбор и внедрение CRM, облачной IP-телефонии. Установка внутренней программы бронирования.

Настройка отражения в CRM цифрового следа клиента в точках контакта в интернете (сайт, социальные сети). Система мониторинга директором процессов продвижения, продаж, построение воронок продаж по разным клиентам.

Вторая компания: финансово-кредитная организация, рынок В2В и В2С, сеть филиалов в регионе.

Уровень зрелости СХ-стратегии — «Мобилизация». На этой стадии уже есть закрепленная функция по СХ (как минимум сотрудник или даже отдел): введен определенный набор показателей клиентского опыта, действуют локальные сервисные стандарты и регламенты; собирается, оценивается и анализируется обратная связь от клиентов в разных точках касания и в информационной системе различных операционных процессов, действуют программы обучения для сотрудников, оценивается их вовлеченность.

Ключевые решения, которые рекомендую рассмотреть для второй компании:

- масштабировать работу с клиентским опытом в компании;

- интегрировать данные о потребителях из разных источников и развить клиентскую аналитику, персонифицировать предложения для клиентов, повышающее LTV;

- адаптировать стандарты с учетом текущих процессов компании и приоритетных задач.

Действия и инструменты, которые помогут в их реализации

1.Передача экспертизы от сотрудника по СХ до подразделений компании. 

Внедрение инструмента CJM для анализа и развития клиентского опыта. Расширение полномочий вниз по структуре для выполнения сервисных взаимодействий через изменение в системе КРI, добавление «сквозных показателей» по CIS, введение eNPS, применение ЕJM. Тренинг-сессия по CJM для сотрудников пилотного филиала. Введение системы поощрения подачи предложений по улучшению СХ.

2.Объединение данных из CRM, IVR, ЕКЦ и финансовой аналитики по клиенту. 

Рабочие группы из сотрудников разных подразделений для выработки технического задания на интеграцию данных о клиенте, разработку необходимых отчетов и сбор аналитики. Сквозной контроль интеграции систем сбора данных на смежных уровнях руководства компании (СХ-отдел, отдел маркетинга, ИТ, операционные директора).

3.Совместная разработка отделом маркетинга, СХ и операционными отделами новых сервисов и услуг для увеличения среднего чека и объема заемных средств по выделенным сегментам.

Тренинг-сессия по CJM для всех сотрудников пилотного филиала для выделенного клиентского сегмента. Рабочая группа по созданию сценариев развития кросс-продаж.

Третья компания: производственное предприятие, крупный бизнес, рынок В2В, география — вся страна и поставки на экспорт.

Уровень зрелости СХ-стратегии — «Операционные преобразования». В данном случае уже не только выделена функция или департамент по СХ, но и работают кросс-функциональные команды для улучшения клиентского опыта. Регулярно собирается обратная связь от клиентов, сотрудников, поставщиков; проводят редизайн продукта и процессов; настроены клиентские метрики; высокий уровень вовлеченности сотрудников разных подразделений в предоставление ценности для клиентов.

Ключевые решения, которые были приняты для третьей компании:

- увеличили скорость реакции на обращение и развили каналы обратной связи с клиентами и сотрудниками (в том числе — и с поставщиками);

- развили систему мониторинга, аналитики и управления клиентским опытом;

- конкретизировали профиль целевых клиентов и расширили продукт (ассортимент) под уточненные потребности.

Действия и инструменты, которые помогали в их реализации

1.Перестроение системы получения обратной связи от целевых групп (регулярность, виды опросов).

Карта исследований компании на год по клиентам, сотрудникам, поставщикам. Внутренний и внешний «тайный покупатель». Автоматизация сбора обратной связи процесса получения товара на складе (технические решения — планшеты). Пульс-опросы сотрудников и оценка сервисов дирекции (внутренние поставщики).

2.Повышение качества хранения и обработки данных о клиентах.

Интеграция данных систем CRM, IVR, кол-центра, мессенджеров, групп в социальных сетях, чата на сайте, почты. Доработка клиентского договора (В2В) в соответствии с ФЗ-152. Расширенная выгрузка данных по клиентам в CRM.  

3.Балансировка показателей клиентского опыта и процессных метрик продаж, склада, закупок.

Кросс-функциональные команды для разработки и внедрения «сквозных показателей». Ввод KPI для каждой точки контакта.

4.Проведение сегментации клиентов.

Изучение процесса и «нюансов» продаж основным группам клиентов, специфики процесса закупа у поставщиков. Расчет LTV для разных потребительских групп. Глубинные интервью клиентов и «триггерные опросы».  

Подведем итоги. Рекомендую вам не останавливать построение сервисной системы компании сегодня вне зависимости от того, в какой точке развития вы сейчас находитесь.

  1. Оцените уровень сервисной зрелости вашей компании.
  2. Обдумайте, какие ключевые решения вы можете принять в отношении следующих аспектов: целенаправленное руководство, ценности бренда (культура компании), вовлечение сотрудников, вовлечение клиентов.
  3. Определите и приоритезируйте набор возможных действий, подберите адекватные для их реализации инструменты в соответствии с вашей рыночной и ресурсной спецификой.
  4. Начните действовать. Мониторьте процесс.

Достижение следующего уровня сервисной зрелости укрепляет зрелость всей компании, то есть общую работоспособность, адаптивность и готовность к улучшениям в ответ на внешние вызовы и внутренние кризисы.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
  • Денис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплексаДенис Паслер анонсировал строительство нового мусоросортировочного комплекса
  • Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»Фейк? В Екатеринбурге заговорили о закрытии «Пассажа»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.