Как неиспользование таланта сотрудника влияет на развитие компании

«Если мы хотим достичь высоких результатов в бизнесе и быть гибкими, то должны максимально использовать и развивать потенциал сотрудников».

Эксперт по развитию производственных систем КГ «Управленческая практика» Эрик Лупенко

Если вы интересовались философией бережливого производства, то скорее всего слышали, что существует 7 видов потерь. В литературе много информации о том, как их определять и устранять. Но есть еще восьмая, не менее значимая потеря —неиспользование таланта сотрудника. Как можно оценить творческий потенциал специалиста? Как его развивать и использовать? Давайте разбираться. Предлагаю рассмотреть этот вопрос со стороны компании.

Какие факторы влияют на проявление творческого потенциала сотрудника?

На мой взгляд, их несколько:

— лояльность к компании,

— материальная мотивация,

— нематериальная мотивация,

— профессиональная мотивация.

По моему мнению, восьмая потеря возникает вследствие двух проблем: низкой мотивации/инициативности сотрудников и низкого уровня квалификации/профессионализма.

Взгляд со стороны компании

Что мы имеем в виду под словом «компания»? Это коммерческая организация, одна из основных задач которой — извлечение прибыли из своей деятельности. Для достижения этого результата в долгосрочной перспективе компании необходимо проводить изменения. Их проводят сотрудники.  

Ситуация на рынках сейчас динамично меняется, поэтому организациям необходимо успевать адаптироваться. Как добиться способности изменяться быстро?

Необходимы инициатива сотрудников внутри компании и высокая эффективность предлагаемых решений. Если мы хотим достичь высоких результатов в бизнесе и быть гибкими, то должны максимально использовать и развивать потенциал сотрудников.

1. Лояльность к компании

Лояльность строится прежде всего на отношении каждого конкретного сотрудника к действиям компании. Это отношение опирается на:

— уровень доверия непосредственному руководителю,

— выполнение обещаний компанией,

— соответствие ценностей компании внутренними ценностям человека.

Уровень доверия руководителю зачастую отражает уровень доверия к компании в целом. Сотрудник не взаимодействует на постоянной основе с генеральным директором, который транслирует высокие стандарты внутренних коммуникаций в компании. Он ориентируется на отношение к нему непосредственного руководителя. Если есть случаи систематических конфликтов или неудовлетворенности, то ни о какой мотивации речи идти уже не может. Поэтому важно развивать необходимые компетенции у руководителей и следить за микроклиматом в коллективе.

Если руководитель не выполняет своих обещаний и при этом не объясняет команде ситуацию, почему так получилось, то можно предположить, что у него в скором времени возникнут проблемы с мотивацией и инициативностью сотрудников.

Если вы рассчитываете на честность и самоотдачу от команды, то будьте готовы проявлять те же качества по отношению к ним.

Поэтому, когда мы затрагиваем вопрос соответствия ценностей сотрудников ценностям компании, корректнее рассматривать вопросы соответствия заявленных ценностей реальным действиям. Любое несоответствие порождает внутреннее противоречие, негативно отражающееся на отношениях внутри компании. В связке «сотрудник-компания» инициатором в подавляющем большинстве ситуаций выступает именно компания. Поэтому компаниям рекомендую внимательно следить за соблюдением декларируемых ценностей.

2. Материальная мотивация

Материальная мотивация — фундамент любой системы повышения вовлеченности и инициативности в компаниях, которые встают на путь непрерывного развития.

Если сотрудник зарабатывает достаточно для удовлетворения первичных потребностей, то он переводит свое внимание с вопроса «как дожить до зарплаты» на «как лучше выполнять мою работу». При этом неожиданные подарки и премии сложно отнести к корректным способам достижения желаемого эффекта. Специалисты должны получать достойное вознаграждение за достойный результат работы. Важно также формировать нижнюю границу/красную линию показателей, которую должен выполнять каждый работник, чтобы не снижать производительность компании.

Что делать, если специалист сам не пользуется предоставленной возможностью заработать? Он может относиться к одному из двух типов: либо речь идет о немотивированном профессионале, либо о немотивированном непрофессионале.

Только от вас зависит, готовы ли вы потратить ресурс, чтобы перевести его в категорию «мотивированных профессионалов».

И если немотивированный профессионал, как правило, действительно стоит вложенных усилий, так как он с большим стажем и значимым для компании опытом и мнением, то с немотивированными непрофессионалами ситуация сложнее.

3. Нематериальная мотивация

Нематериальная мотивация — это один из способов дополнительного положительного влияния на сотрудников с ярко выраженными потребностями в признании, внимании, известности. Когда вы начинаете внедрять бережливое производство, рекомендую

вводить исключительно внутреннюю статистику и негласно материально вознаграждать наиболее инициативных сотрудников. При этом нужно постоянно вести работу по «подтягиванию» коллектива до минимально значимого для награждения уровня. Если хотя бы 1/3 часть сотрудников в коллективе начнет систематически участвовать в процессе непрерывного развития, то на их примере можно пробовать вовлекать остальных за счет награждений нематериальными способами.

Максимальный уровень удовлетворения потребности в известности и признании — это трансляция успехов сотрудника вне компании. Подобный подход активно используется сегодня в IT-сфере.

Профессиональная мотивация

Она заключается в возможности и желании получения, развития специальных профессиональных компетенций и повышения квалификации. Во многих профессиях постоянное повышение квалификации, поиск новых приемов и решений является критически важным. Врачи, юристы, бухгалтеры и другие.

Если вы хотите, чтобы ваша команда проявляла творческий потенциал в процессе внедрения бережливого производства, то им тоже необходимо подпитываться новыми знаниями и идеями в профессиональной сфере.

Поэтому рекомендую на регулярной основе проводить обучающие мероприятия, отправлять специалистов на встречи профессионального сообщества, приглашать партнеров для проведения презентаций по новинкам, отправлять сотрудников (иногда даже в добровольно-принудительном порядке) на курсы повышения квалификации и т.п.

Я часто видел, как, казалось бы, абсолютно инертные люди, получив новые знания, неожиданно превращались в мощнейшие двигатели прогресса.

Чем должны быть подкреплены мотивация и инициативность? Знаниями и профессионализмом. Только большой объем накопленных знаний, навыков, опыта каждого работника позволит ему инициировать и внедрять действительно эффективные решения. Задача организации — дать эти новые, современные знания сотрудникам. Обучение и повышение квалификации позволяют сотрудникам видеть недостатки в уже сложившихся процессах и предлагать эффективные пути их решения.

Для компаний, решивших идти по тернистому пути непрерывного развития, работа с персоналом — это основа будущих успехов. Вы должны быть готовы к трудностям, но успехи стократно окупят любые затраты. Следуйте тем ценностям, которые вы декларируете, будьте честны и открыты, награждайте за успехи и не обделяйте сотрудников вниманием.

Самое читаемое
  • Какие товары подорожали в августе сильнее всего — рост в полтора разаКакие товары подорожали в августе сильнее всего — рост в полтора раза
  • «Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге«Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге
  • Как живет город у крупнейшего в России месторождения ванадия — Качканарского ГОКаКак живет город у крупнейшего в России месторождения ванадия — Качканарского ГОКа
  • Лето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателямЛето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателям
  • Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.