«В нынешней ситуации досрочная отставка мэра Новосибирска маловероятна»

Эксперт НГУЭУ поделился мнением о том, как новый закон о местном самоуправлении повлияет на расстановку политических сил в регионе, и почему сложно уволить мэра.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Виктор Зеленцов

—  В мае в России ушли в отставку пять губернаторов с Республики Марий Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской и Томской областей. Официальная мотивировка большинства — истечение срока полномочий. Наиболее опытным управленцем можно считать губернатора Томской области Сергея Жвачкина. В остальных случаях попросившиеся в отставку — еще в активном возрасте и отработали только по одному сроку. Важно отметить, что подобные решения в большинстве случаев не спонтанны и тщательно прорабатываются в администрации президента. Перед грядущими выборами осенью 2022 г. политический блок президентской администрации заранее проводит «инвентаризацию» состояния управления в регионах и оценивает перспективы пребывания на постах высших должностных лиц субъектов РФ. Критерии оценки могут быть разными и не всегда сводятся к анализу формальных достижений социально-экономического развития региона. Нужно учитывать прежде всего, что сейчас региональная власть должна работать в мобилизационных условиях, и рассчитаны они на неопределенную (возможно, отдаленную) перспективу. Отдельные региональные руководители в таком варианте не готовы взять на себя ответственность и будут искать возможности добровольного ухода со своих должностей, предвосхищая более негативные для их профессиональной деятельности события.

Губернаторская должность в принципе сопряжена с широким спектром рисков.

Во-первых, сейчас региональным руководителям нужно показывать управленческую эффективность при ограниченных материально-финансовых ресурсах. В центре внимания федерального центра находится контроль за реализацией нацпроектов на региональном и муниципальном уровнях. Здесь стоит сказать, что проектное управление, на мой субъективный взгляд, в подавляющем большинстве органов государственной власти субъектов РФ — не работающая технология. Региональные власти всеми возможными административными способами стремятся достигать заданных целевых показателей проектов. Недостижение проектных целей, соответственно, говорит о неэффективности государственного управления на региональном уровне и может повлечь соответствующие последствия для сотрудников министерств и ведомств, а также для губернатора. 

Во-вторых, необходимо более пристально обращать внимание на проявления в деятельности органов власти коррупционной составляющей. В такой сложнейшей экономической ситуации, в которой оказалась наша страна в последние месяцы, коррупция должна очень жестко пресекаться. Продолжающаяся в ряде регионов коррупционная практика на всех уровнях публичной власти, нецелевое расходование бюджетных средств — это путь к полной деградации системы госуправления. Сейчас все государственные расходы должны быть учтены до мельчайших деталей. Неэффективное распоряжение бюджетными средствами необходимо сводить к минимуму. При этом губернаторам сложно контролировать все действия своего окружения, профильных министров на предмет, например, соблюдения служебных ограничений, отсутствия конфликтов интересов.

В-третьих, федеральное законодательство имеет тенденцию к усилению контрольных функций органов власти субъектов РФ над деятельностью глав муниципальных образований. Главы местных администраций практически повсеместно, по сути, назначаются губернаторами. Наблюдающаяся отмена прямых выборов в большинстве российских муниципальных образований пока не дает ощутимых позитивных результатов в части того, что к власти в муниципалитетах приходят профессионально подготовленные кадры. Активное внедрение в большинстве субъектов РФ способа избрания глав муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями, не привело к существенному повышению эффективности муниципального управления. Здесь следует отметить, что подобного рода «встраивание» местного самоуправления в региональную властную вертикаль ставит проблему размывания ответственности за ведение дел на территории между кругом должностных лиц, принимающих решения. При наблюдаемом процессе возрождения советского номенклатурного метода работы с руководящими кадрами уместно поставить вопрос о соблюдении ключевого принципа, предполагающего наличие ответственности и у вышестоящих региональных руководителей за дальнейшее качество работы тех глав местных администраций, кандидатуры которых они в большинстве случаев настоятельно предлагают поддержать муниципальным советам депутатов. Мы видим, что фиксируется неоднократные случаи привлечения к ответственности за коррупционные и иные правонарушения глав муниципальных образований, которые при выдвижении своих кандидатур заручились поддержкой губернатора и руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ.

Думаю, что вышеперечисленные проблемные зоны и риски могут оказаться непомерным грузом для региональных руководителей, особенно для тех губернаторов, которые по объективным причинам до своего вступления в должность не получили полноценный административно-хозяйственный и политический опыт. Особенно это важно в кризисных и критических ситуациях, когда возникает необходимость принимать сложнейшие управленческие решения. Безусловно, здесь играет роль и морально-психологический фактор, т.е. способность руководителя не терять над собой контроль и самообладание на фоне наблюдающегося депрессивно-неустойчивого состояния общества в регионах.

Для федерального центра также немаловажно сохранять видимость управляемости региональными процессами. Массовые перестановки в губернаторском корпусе могут быть восприняты населением неоднозначно. В ближайшей перспективе не исключены отставки глав регионов перед проведением единого дня голосования осенью 2022 г. Но федеральный центр в лице администрации президента будет это делать планомерно, без резких движений, придав процессу рутинный характер. Необходимо напомнить, что осенью очередные выборы губернаторов должны пройти во Владимирской, Тамбовской, Ярославской, Калининградской, Новгородской, и Свердловской областях, а также в республиках Карелия, Бурятия и Удмуртия. Адыгея изберет главу парламентом. По данным ежемесячного мониторинга Фонда «Петербургская политика», из этих регионов к группе «Регионы с пониженной устойчивостью» относятся Тамбовская область, республики Карелия и Удмуртия. Владимировская область отнесена к регионам «со слабой устойчивостью».

Новосибирская область, по открытой информации, отражающей разные рейтинги и показатели развития регионов, тоже демонстрирует далеко не самые прочные позиции. Несмотря на это, губернатор Новосибирской области Андрей. Травников, перемещенный из другого субъекта РФ, имеет устойчивую поддержку со стороны федерального центра и значительный кредит доверия. Что же касается особенности риторики правительства Новосибирской области по отношению к городской власти, то она имеет волнообразный характер. Критические оценки со стороны региональных органов в адрес мэра возникают периодически и сменяются более нейтральным отношением к деятельности муниципальных властей. Губернатор ограничен в инструментах воздействия на мэрию Новосибирска, к которой у местной общественности накопилось много вопросов и критических замечаний относительно состояния городского хозяйства. По объективным причинам внутриполитический блок правительства Новосибирской области практически не влияет на общественно-политические процессы в Новосибирске. И такое положение сложилось давно, так как областная администрация традиционно концентрировала внимание преимущественно на сельских территориях и могла, например, обеспечивать лучшие результаты голосования за партию «Единая Россия» на региональных и муниципальных выборах. Другое дело — Новосибирск. В таком мегаполисе сложно переплетены политические и экономические интересы региональных и городских групп влияния. Мэр Новосибирска как гибкий и прагматичный политик выстроил конструктивные коммуникации со всеми влиятельными политическими силами региона и города. Главное — мэр избегает любых конфронтационных линий взаимодействия с Советом депутатов Новосибирска. Критические выпады в сторону Анатолия Локтя со стороны отдельных депутатов нивелируются и сглаживаются консолидированным большинством городского парламента.  

Могу предположить, что и ближайшее окружение губернатора заинтересовано в сохранении статус-кво. Тем более многие руководители областных исполнительных органов власти ранее работали в структурах органов местного самоуправления Новосибирска и не хотят разрывать связи с городом.

Считаю, что в нынешней ситуации досрочная отставка мэра Новосибирска маловероятна. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то глава города доработает до конца своего срока легитимации. Для досрочной отставки нужны очень серьезные основания (например, обвинительное решение суда) и главное —политическая воля регионального руководства. Отдельные эксперты возлагают надежды на то, что при принятии нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации», губернатор воспользуется предусмотренным законопроектом, механизмом удаления главы муниципального образования в отставку. Основанием такого решения может быть систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Но для применения такого инструмента, во-первых, необходимо дождаться принятия нового закона и вступления его в силу, которое произойдет не раньше января 2023 г. (возможно, позже в связи со смещением сроков рассмотрения законопроекта во втором чтении); во-вторых, должны быть сформулированы показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления и определение того, что называется систематическим их недостижением.  Региональным властям нужно будет сформулировать критерии определения эффективности относительно деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов. В-третьих, как я уже говорил выше, нужна политическая готовность высшего должностного лица субъекта воспользоваться основанием удаления мэра в отставку.

Но если отставка вдруг и произойдет, то в городе с большой вероятностью ожидается очень сложная избирательная кампания с учетом широкого круга претендентов на мэрское кресло. Тем более, скорее всего прямые выборы главы муниципального образования для Новосибирска сохранятся. Полагаю, что городское сообщество и Совет депутатов не поддержат модель выборов главы горадминистрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Где екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыхаГде екатеринбуржцам купить дом для летнего загородного отдыха
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.