«В нынешней ситуации досрочная отставка мэра Новосибирска маловероятна»
Эксперт НГУЭУ поделился мнением о том, как новый закон о местном самоуправлении повлияет на расстановку политических сил в регионе, и почему сложно уволить мэра.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Виктор Зеленцов
— В мае в России ушли в отставку пять губернаторов с Республики Марий Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской и Томской областей. Официальная мотивировка большинства — истечение срока полномочий. Наиболее опытным управленцем можно считать губернатора Томской области Сергея Жвачкина. В остальных случаях попросившиеся в отставку — еще в активном возрасте и отработали только по одному сроку. Важно отметить, что подобные решения в большинстве случаев не спонтанны и тщательно прорабатываются в администрации президента. Перед грядущими выборами осенью 2022 г. политический блок президентской администрации заранее проводит «инвентаризацию» состояния управления в регионах и оценивает перспективы пребывания на постах высших должностных лиц субъектов РФ. Критерии оценки могут быть разными и не всегда сводятся к анализу формальных достижений социально-экономического развития региона. Нужно учитывать прежде всего, что сейчас региональная власть должна работать в мобилизационных условиях, и рассчитаны они на неопределенную (возможно, отдаленную) перспективу. Отдельные региональные руководители в таком варианте не готовы взять на себя ответственность и будут искать возможности добровольного ухода со своих должностей, предвосхищая более негативные для их профессиональной деятельности события.
Губернаторская должность в принципе сопряжена с широким спектром рисков.
Во-первых, сейчас региональным руководителям нужно показывать управленческую эффективность при ограниченных материально-финансовых ресурсах. В центре внимания федерального центра находится контроль за реализацией нацпроектов на региональном и муниципальном уровнях. Здесь стоит сказать, что проектное управление, на мой субъективный взгляд, в подавляющем большинстве органов государственной власти субъектов РФ — не работающая технология. Региональные власти всеми возможными административными способами стремятся достигать заданных целевых показателей проектов. Недостижение проектных целей, соответственно, говорит о неэффективности государственного управления на региональном уровне и может повлечь соответствующие последствия для сотрудников министерств и ведомств, а также для губернатора.
Во-вторых, необходимо более пристально обращать внимание на проявления в деятельности органов власти коррупционной составляющей. В такой сложнейшей экономической ситуации, в которой оказалась наша страна в последние месяцы, коррупция должна очень жестко пресекаться. Продолжающаяся в ряде регионов коррупционная практика на всех уровнях публичной власти, нецелевое расходование бюджетных средств — это путь к полной деградации системы госуправления. Сейчас все государственные расходы должны быть учтены до мельчайших деталей. Неэффективное распоряжение бюджетными средствами необходимо сводить к минимуму. При этом губернаторам сложно контролировать все действия своего окружения, профильных министров на предмет, например, соблюдения служебных ограничений, отсутствия конфликтов интересов.
В-третьих, федеральное законодательство имеет тенденцию к усилению контрольных функций органов власти субъектов РФ над деятельностью глав муниципальных образований. Главы местных администраций практически повсеместно, по сути, назначаются губернаторами. Наблюдающаяся отмена прямых выборов в большинстве российских муниципальных образований пока не дает ощутимых позитивных результатов в части того, что к власти в муниципалитетах приходят профессионально подготовленные кадры. Активное внедрение в большинстве субъектов РФ способа избрания глав муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями, не привело к существенному повышению эффективности муниципального управления. Здесь следует отметить, что подобного рода «встраивание» местного самоуправления в региональную властную вертикаль ставит проблему размывания ответственности за ведение дел на территории между кругом должностных лиц, принимающих решения. При наблюдаемом процессе возрождения советского номенклатурного метода работы с руководящими кадрами уместно поставить вопрос о соблюдении ключевого принципа, предполагающего наличие ответственности и у вышестоящих региональных руководителей за дальнейшее качество работы тех глав местных администраций, кандидатуры которых они в большинстве случаев настоятельно предлагают поддержать муниципальным советам депутатов. Мы видим, что фиксируется неоднократные случаи привлечения к ответственности за коррупционные и иные правонарушения глав муниципальных образований, которые при выдвижении своих кандидатур заручились поддержкой губернатора и руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ.
Думаю, что вышеперечисленные проблемные зоны и риски могут оказаться непомерным грузом для региональных руководителей, особенно для тех губернаторов, которые по объективным причинам до своего вступления в должность не получили полноценный административно-хозяйственный и политический опыт. Особенно это важно в кризисных и критических ситуациях, когда возникает необходимость принимать сложнейшие управленческие решения. Безусловно, здесь играет роль и морально-психологический фактор, т.е. способность руководителя не терять над собой контроль и самообладание на фоне наблюдающегося депрессивно-неустойчивого состояния общества в регионах.
Для федерального центра также немаловажно сохранять видимость управляемости региональными процессами. Массовые перестановки в губернаторском корпусе могут быть восприняты населением неоднозначно. В ближайшей перспективе не исключены отставки глав регионов перед проведением единого дня голосования осенью 2022 г. Но федеральный центр в лице администрации президента будет это делать планомерно, без резких движений, придав процессу рутинный характер. Необходимо напомнить, что осенью очередные выборы губернаторов должны пройти во Владимирской, Тамбовской, Ярославской, Калининградской, Новгородской, и Свердловской областях, а также в республиках Карелия, Бурятия и Удмуртия. Адыгея изберет главу парламентом. По данным ежемесячного мониторинга Фонда «Петербургская политика», из этих регионов к группе «Регионы с пониженной устойчивостью» относятся Тамбовская область, республики Карелия и Удмуртия. Владимировская область отнесена к регионам «со слабой устойчивостью».
Новосибирская область, по открытой информации, отражающей разные рейтинги и показатели развития регионов, тоже демонстрирует далеко не самые прочные позиции. Несмотря на это, губернатор Новосибирской области Андрей. Травников, перемещенный из другого субъекта РФ, имеет устойчивую поддержку со стороны федерального центра и значительный кредит доверия. Что же касается особенности риторики правительства Новосибирской области по отношению к городской власти, то она имеет волнообразный характер. Критические оценки со стороны региональных органов в адрес мэра возникают периодически и сменяются более нейтральным отношением к деятельности муниципальных властей. Губернатор ограничен в инструментах воздействия на мэрию Новосибирска, к которой у местной общественности накопилось много вопросов и критических замечаний относительно состояния городского хозяйства. По объективным причинам внутриполитический блок правительства Новосибирской области практически не влияет на общественно-политические процессы в Новосибирске. И такое положение сложилось давно, так как областная администрация традиционно концентрировала внимание преимущественно на сельских территориях и могла, например, обеспечивать лучшие результаты голосования за партию «Единая Россия» на региональных и муниципальных выборах. Другое дело — Новосибирск. В таком мегаполисе сложно переплетены политические и экономические интересы региональных и городских групп влияния. Мэр Новосибирска как гибкий и прагматичный политик выстроил конструктивные коммуникации со всеми влиятельными политическими силами региона и города. Главное — мэр избегает любых конфронтационных линий взаимодействия с Советом депутатов Новосибирска. Критические выпады в сторону Анатолия Локтя со стороны отдельных депутатов нивелируются и сглаживаются консолидированным большинством городского парламента.
Могу предположить, что и ближайшее окружение губернатора заинтересовано в сохранении статус-кво. Тем более многие руководители областных исполнительных органов власти ранее работали в структурах органов местного самоуправления Новосибирска и не хотят разрывать связи с городом.
Считаю, что в нынешней ситуации досрочная отставка мэра Новосибирска маловероятна. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то глава города доработает до конца своего срока легитимации. Для досрочной отставки нужны очень серьезные основания (например, обвинительное решение суда) и главное —политическая воля регионального руководства. Отдельные эксперты возлагают надежды на то, что при принятии нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации», губернатор воспользуется предусмотренным законопроектом, механизмом удаления главы муниципального образования в отставку. Основанием такого решения может быть систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Но для применения такого инструмента, во-первых, необходимо дождаться принятия нового закона и вступления его в силу, которое произойдет не раньше января 2023 г. (возможно, позже в связи со смещением сроков рассмотрения законопроекта во втором чтении); во-вторых, должны быть сформулированы показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления и определение того, что называется систематическим их недостижением. Региональным властям нужно будет сформулировать критерии определения эффективности относительно деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов. В-третьих, как я уже говорил выше, нужна политическая готовность высшего должностного лица субъекта воспользоваться основанием удаления мэра в отставку.
Но если отставка вдруг и произойдет, то в городе с большой вероятностью ожидается очень сложная избирательная кампания с учетом широкого круга претендентов на мэрское кресло. Тем более, скорее всего прямые выборы главы муниципального образования для Новосибирска сохранятся. Полагаю, что городское сообщество и Совет депутатов не поддержат модель выборов главы горадминистрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ.