Как успешно стартовать в онлайне. Советы эксперта
Например: не нужно создавать собственный сайт или онлайн-магазин; выходить на маркетплейсы можно почти с любым предложением; удобство платежного сервиса снизит риск потери клиента на этапе оплаты.
Последние годы интернет-торговля развивается ускоренными темпами — удобство и безопасность онлайн-шопинга привлекают все больше покупателей. В прошлом году, по данным Data Insight, рынок розничной интернет-торговли в России достиг 4,1 трлн руб. Объем рынка в рублях вырос на 52%, а количество онлайн-заказов — на 104%. Аналитики отмечают, что это рекорд за все время наблюдений.
Поэтому, если вы хотите начать свой бизнес, перед вами вряд ли стоит вопрос, выходить в онлайн или нет. Коммерческий директор финтех-компании ЮMoney (входит в экосистему Сбера) Дмитрий Кармишин рассказал о том, что может максимально упростить этот процесс — о сервисах и мерах поддержки, которые помогают предпринимателям стартовать и развиваться в онлайне.
Интернет-эквайринг за 1%
Весной Банк России снизил комиссию за интернет-эквайринг. Эта мера будет действовать до конца лета. Она касается тех категорий бизнеса, которые продают социально значимые товары и услуги: продукты, лекарства, бытовую химию, средства личной гигиены и другие товары повседневного спроса, а также услуги в сфере связи, медицины, образования, культуры, туризма, пассажирских перевозок и т. п. С полным списком можно ознакомиться на сайте ЦБ. Теперь все, в чьем ассортименте преобладают товары и услуги из этого списка, могут платить банку всего 1% комиссии за услуги онлайн-эквайринга.
Сниженная до 1% комиссия за интернет-эквайринг дает начинающим предпринимателям возможность быстрее и с меньшими затратами выйти на рынок e-commerce. При этом они могут выбирать провайдера не по стоимости, а по функциональности.
А если вы уже работаете в онлайне, то сейчас подходящий момент, чтобы попробовать новый эквайринг — скажем, тот, который предлагает покупателям больше разных методов оплаты. Это способ повысить охват и лояльность аудитории, не увеличивая при этом расходы.
Есть и другие важные критерии, на которые стоит обратить внимание при выборе провайдера. Это, в частности, уровень безопасности сервиса, время и простота подключения, работа службы поддержки.
Сотрудничество с маркетплейсами
Сегодня маркетплейсы активно сотрудничают не только с крупными производителями, но и с молодыми локальными брендами. Для начинающих это хорошая возможность опробовать свою гипотезу, найти клиентов и начать продажи в онлайне — причем почти без вложений.
Вам не нужно создавать собственный сайт или онлайн-магазин — достаточно оформить необходимые документы и зарегистрироваться на маркетплейсе. У таких площадок огромная аудитория, и своего покупателя найти несложно. К вашим услугам — готовая инфраструктура, клиентский сервис с алгоритмами на любой случай, расчетно-кассовое обслуживание и набор инструментов для продвижения, часть из которых можно использовать бесплатно.
Выходить на маркетплейсы можно почти с любым предложением — сегодня на таких площадках активно ищут самые разные товары. В мае, например, маркетплейс «СберМегаМаркет» и платежная платформа ЮKassa зафиксировали небывалый рост продаж товаров для рыбалки. Количество заказов рыболовных приманок и прикормки выросло на 907%, а заказы рыболовных аксессуаров — на 690%.
Маркетплейсы предлагают своим продавцам множество услуг — например, помогают с доставкой заказов и, если нужно, предоставляют место для хранения товаров на складах. Это снимает с предпринимателя часть забот и позволяет расширить географию продаж — у крупных торговых площадок пункты выдачи есть по всей стране.
Схемы сотрудничества маркетплейсов с магазинами могут быть разными. Можно, например, доставлять заказы клиентам своими силами и платить только за размещение. Выбор зависит от масштабов бизнеса и предпочтений продавца.
Сервисы выставления счетов
Такие сервисы нужны, чтобы принимать платежи без сайта, они позволяют быстро начать продажи. Это подходящий вариант для тех, кто, например, продает через соцсети или ищет покупателей на сайтах объявлений.
Подобные сервисы предлагают разные банки. У нас, например, счета выставляются через личный кабинет на сайте или в приложении. Счет создается за минуту, после чего его нужно отправить покупателю — в письме, ссылкой по СМС или в мессенджере.
Недавно появилась новая опция — многоразовая ссылка. Это удобный вариант приема оплаты для тех, кто выходит в онлайн с небольшим набором товаров и услуг. Например, для малого и среднего бизнеса или самозанятых, которые продают мастер-классы, образовательные курсы или сезонные товары с одинаковой стоимостью и часто выставляют счета на одинаковые заказы.
Многоразовая ссылка позволяет не тратить время, каждый раз создавая новый счет на оплату одного и того же товара. В один клик счет можно сделать многоразовым и отправить одну ссылку или QR-код на оплату сразу нескольким покупателям.
Также советую подумать о том, чтобы настроить платежи через бота в Telegram. Часто пользователи охотнее совершают покупку, если с продавцом можно быстро связаться в мессенджере.
Альтернативные методы платежей
Для многих покупателей важна возможность платить быстро — например, с помощью смартфона. В этом году в России перестали работать популярные у пользователей Apple Pay и Google Pay. В связи с этим у бизнеса, который только выходит в онлайн, могли возникнуть опасения, что пользователям придется снова привыкать к постоянному вводу данных при оплате, и начнутся проблемы с платежной конверсией.
Но такой угрозы нет. В последнее время в России появляются и развиваются разные локальные методы платежей, которые не требуют ввода данных карты и позволяют оплачивать покупки в пару кликов.
Также стремительно распространяется оплата через Систему быстрых платежей (СБП), в том числе по QR-кодам. Одно из преимуществ СБП для продавцов — высокая скорость поступления денег на счет и низкие комиссии, доступные по госпрограмме субсидирования малого и среднего предпринимательства.
Разнообразие платежных методов, не требующих ввода данных, поможет магазинам снизить риск потери клиента на этапе оплаты.