«Компании нацелены на сохранение позиций, а кандидаты присматриваются к рынку»
До приостановки деятельности иностранных компаний рынок труда небезосновательно называли «кандидатским», сейчас работодатель может выбирать будущих сотрудников более тщательно. Тренды.
Руководитель направления «Подбор постоянного персонала» Coleman Group Марина Лобанова
Рынок труда переживает период адаптации к новой реальности, ежедневно пытаясь перестроиться под текущую ситуацию. Наблюдается несколько основных тенденций после ухода крупных и средних иностранных компаний.
Во-первых, количество вакансий значительно снизилось. Можно увидеть падение спроса на новых сотрудников практически во всех сферах. По данным Forbes, почти половина российских компаний внепланово снижают или приостанавливают найм сотрудников до конца 2022 г. При этом количество персонала в компаниях уже уменьшилось на 23% с конца февраля. Бизнес либо сокращает штат сотрудников, либо отправляет их в неоплачиваемые отпуска, либо сокращает другие расходы на персонал.
Во-вторых, уход иностранных организаций повлек за собой большое количество сокращений, поэтому кандидатов на рынке становится больше. Кто-то сохраняет оптимизм и надеется на возвращение зарубежных работодателей, но в целом кандидаты вполне готовы к переходу на новое место.
Если до приостановки деятельности многих компаний рынок небезосновательно называли «кандидатским», то сейчас мы видим ситуацию, при которой работодатель может выбирать будущих сотрудников более тщательно. Как правило, в начале весны наблюдается увеличение количества открытых вакансий. Такой рост был характерен для компаний даже в период пандемии. Сейчас ситуация обратная: в середине апреля количество вакантных позиций продолжало снижаться.
Пока сложно характеризовать ситуацию однозначно. Определенно, рынок труда находится в зоне турбулентности и будет еще долго стабилизироваться. Общая стратегия развития бизнеса базируется на оперативном планировании, целевой вектор сводится к одному — сохранить то, что есть. Компании нацелены на сохранение позиций, а кандидаты присматриваются к рынку.
Под ударом оказались многие профессии. Заметно уменьшение предложений в консалтинге, сфере услуг, страховании, рознице и маркетинге. В этих сферах могут пострадать и уже трудоустроенные кандидаты. Предположительно, пострадают сотрудники бэк-офиса, отделов продаж, HR-департаменты (в первую очередь — оценка, обучение и управление талантами), а также линейные сотрудники в логистике, транспорте и доставке. Тенденция к экономии средств у потребителей сильно ударит по стремительно развивающимся компаниям, чей рост пришелся на пандемию.
IT-рынок выделяется. Компании «хантят» людей, пытаясь восполнить дефицит кадров (по оценкам РАЭК, уже к марту Россию покинуло около 70 000 IT-специалистов, и ожидается, что покинут еще 100 000. Несмотря на то, что подбор продолжается, речь идет скорее о ключевых позициях. Сокращение количества вакансий в том или ином виде есть у многих.
С начала апреля наибольшая конкуренция среди кандидатов, по нашим оценкам, присутствует в юридической, административной, образовательной, финансовой сферах. Также высок уровень конкуренции в страховании, управлении персоналом (HR), маркетинге, транспортной и складской логистике.
Что касается вакансий, то на данный момент наиболее актуальны для работодателей вакансии в сферах IT, юридического консалтинга и домашнего персонала. По данным hh.ru на них сохраняется высокий спрос. Острый кадровый голод наблюдается в сфере фармацевтики и медицины, а также у рабочих специальностей — например, газосварщиков.
Уровень дохода в вакантных должностях не изменился. Специалисты из сферы IT и топ-менеджеры все еще самые высокооплачиваемые. Тем не менее, события, повлиявшие на деятельность компаний, приводят к тому, что организации не проводят индексации и не готовы подстраивать зарплатные проекты под новые реалии.
Что делать? Сейчас есть смысл сосредоточиться на обеспечении безопасности и твердом положении для себя и своих близких. Рынок штормит, крупные компании затрудняются сказать, что будет завтра. Если у вас есть возможность сохранить свое актуальное рабочее место, стоит приложить для этого максимум усилий. Если вы в активном поиске и уже чувствуете, что релевантных для вас предложений на рынке мало, попробуйте найти для себя компромиссный вариант, где вы сможете обеспечить для себя стабильный доход и сохранение компетенций. В условиях неопределенности и в ситуации, когда события меняются каждый день, сложно принимать решение о переквалификации, потому что это дорогостоящий и длительный процесс.
Если говорить о переобучении на новые профессии, то здесь мы можем только рассуждать, основываясь на оценках экономистов наиболее пострадавших отраслей. Уже сейчас становится ясно, что под ударом от санкций находится транспортное машиностроение, производство вагонов, энергетическое машиностроение, металлургическое оборудование. Пострадает и не самая очевидная отрасль — ветеринария, в основном из-за того, что большинство препаратов — импортные.
Поэтому мы предполагаем, что инженерные профессии (как-то — инженер по металлургическим машинам и оборудованию или инженер-технолог) будут крайне актуальными через некоторое время. Если вы понимаете, что это точно не ваше, то есть альтернатива для тех, кто уверен, что он гуманитарий — технический перевод. Большинство технической литературы сейчас издается на английском и немецких языках. Даже такой неочевидный вклад в развитие технологий будет явно не лишним в производственной отрасли.
Конечно, IT-профессии также остаются довольно привлекательными. Если учесть, что иностранные компании ограничивают использование некоторых программ и отзывают лицензии, бизнесу вскоре потребуется равноценная альтернатива, которую смогут создать наши разработчики.
На рынок труда начнет негативно влиять миграция кадров. Переезд, как правило, могут позволить себе высококвалифицированные сотрудники с высоким уровнем дохода, поэтому в будущем может появиться тенденция к найму недостаточно компетентных кандидатов «под обучение». Впрочем, еще до активного оттока IT-специалистов, многие компании растили себе кадры с помощью стажировок, школ программирования и других активностей, поэтому вопрос скорее в том, насколько комфортно кандидаты будут чувствовать себя с точки зрения доходов. «Рынок кандидата», как мы отметили выше, превратился в «рынок работодателя», что несет с собой определенную смену правил игры.
В основном уезжают заграницу IT-специалисты. Также среди них встречается тенденция искать работу на удаленной основе у зарубежных работодателей, даже если они сами остаются в России. Уезжает и топ-менеджмент. Это не значит, что на рынке внезапно появится большое количество руководящих позиций высокого уровня, потому что подбор таких кадров обычно закрыт для обычного соискателя. Однако в момент смены управленческой линейки может произойти новый приток резюме на работных сайтах, так как изменение внутренних процессов не всем приходится по вкусу. Есть потребность в кризис-менеджерах, сильных управленцах, которые будут всеми силами пытаться удержать бизнес на плаву, а для этого многие готовы рисковать действующими, но неподходящими для реализации целей компании, сотрудниками.
Каким будет рынок труда, к примеру, в 2025 году? Сейчас сложно спрогнозировать что-то конкретное. Согласно данным аналитического агентства Bloomberg, безработица будет постепенно увеличиваться в течение года. Профессор кафедры социальной и экономической географии России МГУ, ведущий специалист по региональной экономике Наталья Зубаревич прогнозирует 8% безработицы. Сотрудники могут не только потерять рабочие места, но и перейти на неполную занятость или уйти в неоплачиваемые отпуска.
Это уже становится заметно, судя по увеличению количества резюме. Вероятнее всего, новые возможности для трудоустройства появятся в секторах машиностроения, сельского хозяйства и фармацевтики, но сложно сказать, когда именно.
Строить долгосрочные прогнозы также не представляется возможным. Рынок труда претерпел значительные и необратимые изменения — потребуется время на стабилизацию ситуации.