Турбулентность как норма. Эксперт — о выживании в сложные времена

«Двигатель прогресса — закон эволюции: выживает и развивается самый наблюдательный, стойкий, восприимчивый к изменениям, умеющий быстро решать, а гарантировать стабильность и процветание невозможно».

Бизнес-консультант, руководитель направления «Управленческий учет» PLAN/B (ООО «План Б») Тамара Леонтьева

Турбулентность как норма. Эксперт — о выживании в сложные времена 1Сегодня, в период кризиса, часто звучит фраза, что кризис не только несет в себе опасность для бизнеса, но и дает шанс на его развитие. Для многих это далеко не первый кризис, который приходится переживать. Особенности нынешнего — турбулентность и глобализация.

Турбулентность в бизнесе определяется как непредвиденные и быстрые изменения во внутренней и внешней средах, которые влияют на деятельность организации. Сейчас мы понимаем, что состояние экономической «турбулентности» сохранится надолго, и поэтому в ближайшей перспективе ее следует считать нормой.  

Двигателем прогресса выступает закон эволюционного развития: выживает и развивается самый наблюдательный, стойкий, восприимчивый к изменениям и умеющий быстро принимать решения, а гарантировать стабильность и процветание невозможно. Да, сейчас кризис, но прибыль зарабатывать надо и поэтому надо уметь меняться и приспосабливаться к внешней среде. А это значит, первая задача антикризисного управления — найти способы использования кризиса для повышения эффективности.

Опыт работы в предыдущие кризисы позволяет сформулировать следующие рекомендации:

1. Проанализируйте свое финансовое положение:

— проведите инвентаризацию основных фондов, запасов, финансовых вложений и имеющихся долгосрочных и краткосрочных обязательств;

— продумайте наихудшие сценарии для своего бизнеса и возможности привлечения финансирования и реализации активов; ни в коем случае не дожидайтесь момента, когда ваша компания окажется без денег.

2. Пересмотрите долгосрочные и краткосрочные планы и цели:

— если инвестиции не являются для компании критичными с точки зрения миссии бизнеса, то отложите их, т.к. инвестиции в новые активы могут лишить вас средств в самый неподходящий момент;

— сохраните только те проекты, которые дают быстрые результаты;

— выберите ряд проектов, инвестировав в которые вы получите существенную экономию;

— подумайте, есть ли что-то, что за счет относительно небольших затрат позволит вам в ближайшее время получить значительный эффект как в экономии, так и в доходах.

3. Думайте о способах увеличения доходов и входящих потоков денежных средств, но при этом считайте деньги, а не прибыль:

— в условиях замедляющейся экономики оценка и управление Cash Flow предприятия приобретает особое значение. Следует сосредоточиться на Cash, а не на показателях прибыли.

4. Проанализируйте свои издержки и составьте план-график их оптимизации или сокращения:

— не идите по пути «экономии на спичках», сокращая в первую очередь затраты на транспортные издержки, командировочные, канцелярские, затраты на офис и другие подобные издержки, позволяющие добиться пусть и незначительного, но быстрого эффекта;

— начните с анализа статей бюджета, ранжируйте их по сумме, приоритетности и по возможности их сокращения или уменьшения во временном периоде;

— спрячьте эмоции и сосредоточьте усилия на оптимизации основной статьи затрат — персонале;

— особое внимание уделите затратам на маркетинг. Как правило, именно эта область деятельности в кризис сразу попадает под сокращение.  

Да, сократить их очень просто, но вам будет тяжело отвоевывать свою долю на рынке, когда рынок стабилизируется. Помните, что вокруг много конкурентов, и уменьшение маркетингового бюджета не должно касаться узнаваемости бренда компании на рынке. Пересмотрите маркетинговый план, но помните, что с экономической точки зрения маркетинг в таком случае — это не только затраты, но и финансирование будущих сделок и доходов.

5. Проведите аудит деловых связей для их реструктуризации и сегментацию клиентов, используя принцип Парето в отношении тех, кто платит вам деньги, и на кого вы тратите. Рекомендуется придерживаться строгой политики сбора долгов с дебиторов. Если клиент захочет воспользоваться вашими деньгами, он это сделает обязательно, если вы ему в этом не помешаете.

Изучайте любую финансовую информацию о клиентах. Перепроверяйте информацию, даже если контрагент выглядит «финансово здоровым».

6. Попытайтесь увеличить производительность компании:

— проанализируйте возможность ускорения технологических процессов;

— сократите до минимума все операции, которые не приносят ценности процессу;

— найдите критичные «бутылочные горлышки» ваших технологических процессов и попытайтесь их устранить. К моменту выхода из кризиса это даст вам возможность опередить конкурентов.

7. Задумайтесь об альтернативных вариантах финансирования: источники, выходящие за пределы банковского финансирования, факторинг, отсрочки расчетов с поставщиками и т.д.

8. Оцените существующие и новые возможности привлечения капитала.

9. Продолжайте пересматривать прогнозные цифры, регулярно отслеживая ситуацию и уровень рисков. Учитывайте важность получения необходимой для принятия решений управленческой информации: оперативной, достоверной и отвечающей поставленным задачам.

Помните: не принимать решение — значит, принять решение ничего не делать. 

Самое читаемое
  • Генпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупцияГенпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупция
  • Почему билеты на концерты и спектакли в Екатеринбурге стоят так дорого?Почему билеты на концерты и спектакли в Екатеринбурге стоят так дорого?
  • К делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиковК делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиков
  • После инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительствоПосле инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительство
  • Обнародованы первые результаты выборов губернатора Свердловской областиОбнародованы первые результаты выборов губернатора Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.