Турбулентность как норма. Эксперт — о выживании в сложные времена
«Двигатель прогресса — закон эволюции: выживает и развивается самый наблюдательный, стойкий, восприимчивый к изменениям, умеющий быстро решать, а гарантировать стабильность и процветание невозможно».
Бизнес-консультант, руководитель направления «Управленческий учет» PLAN/B (ООО «План Б») Тамара Леонтьева
Сегодня, в период кризиса, часто звучит фраза, что кризис не только несет в себе опасность для бизнеса, но и дает шанс на его развитие. Для многих это далеко не первый кризис, который приходится переживать. Особенности нынешнего — турбулентность и глобализация.
Турбулентность в бизнесе определяется как непредвиденные и быстрые изменения во внутренней и внешней средах, которые влияют на деятельность организации. Сейчас мы понимаем, что состояние экономической «турбулентности» сохранится надолго, и поэтому в ближайшей перспективе ее следует считать нормой.
Двигателем прогресса выступает закон эволюционного развития: выживает и развивается самый наблюдательный, стойкий, восприимчивый к изменениям и умеющий быстро принимать решения, а гарантировать стабильность и процветание невозможно. Да, сейчас кризис, но прибыль зарабатывать надо и поэтому надо уметь меняться и приспосабливаться к внешней среде. А это значит, первая задача антикризисного управления — найти способы использования кризиса для повышения эффективности.
Опыт работы в предыдущие кризисы позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1. Проанализируйте свое финансовое положение:
— проведите инвентаризацию основных фондов, запасов, финансовых вложений и имеющихся долгосрочных и краткосрочных обязательств;
— продумайте наихудшие сценарии для своего бизнеса и возможности привлечения финансирования и реализации активов; ни в коем случае не дожидайтесь момента, когда ваша компания окажется без денег.
2. Пересмотрите долгосрочные и краткосрочные планы и цели:
— если инвестиции не являются для компании критичными с точки зрения миссии бизнеса, то отложите их, т.к. инвестиции в новые активы могут лишить вас средств в самый неподходящий момент;
— сохраните только те проекты, которые дают быстрые результаты;
— выберите ряд проектов, инвестировав в которые вы получите существенную экономию;
— подумайте, есть ли что-то, что за счет относительно небольших затрат позволит вам в ближайшее время получить значительный эффект как в экономии, так и в доходах.
3. Думайте о способах увеличения доходов и входящих потоков денежных средств, но при этом считайте деньги, а не прибыль:
— в условиях замедляющейся экономики оценка и управление Cash Flow предприятия приобретает особое значение. Следует сосредоточиться на Cash, а не на показателях прибыли.
4. Проанализируйте свои издержки и составьте план-график их оптимизации или сокращения:
— не идите по пути «экономии на спичках», сокращая в первую очередь затраты на транспортные издержки, командировочные, канцелярские, затраты на офис и другие подобные издержки, позволяющие добиться пусть и незначительного, но быстрого эффекта;
— начните с анализа статей бюджета, ранжируйте их по сумме, приоритетности и по возможности их сокращения или уменьшения во временном периоде;
— спрячьте эмоции и сосредоточьте усилия на оптимизации основной статьи затрат — персонале;
— особое внимание уделите затратам на маркетинг. Как правило, именно эта область деятельности в кризис сразу попадает под сокращение.
Да, сократить их очень просто, но вам будет тяжело отвоевывать свою долю на рынке, когда рынок стабилизируется. Помните, что вокруг много конкурентов, и уменьшение маркетингового бюджета не должно касаться узнаваемости бренда компании на рынке. Пересмотрите маркетинговый план, но помните, что с экономической точки зрения маркетинг в таком случае — это не только затраты, но и финансирование будущих сделок и доходов.
5. Проведите аудит деловых связей для их реструктуризации и сегментацию клиентов, используя принцип Парето в отношении тех, кто платит вам деньги, и на кого вы тратите. Рекомендуется придерживаться строгой политики сбора долгов с дебиторов. Если клиент захочет воспользоваться вашими деньгами, он это сделает обязательно, если вы ему в этом не помешаете.
Изучайте любую финансовую информацию о клиентах. Перепроверяйте информацию, даже если контрагент выглядит «финансово здоровым».
6. Попытайтесь увеличить производительность компании:
— проанализируйте возможность ускорения технологических процессов;
— сократите до минимума все операции, которые не приносят ценности процессу;
— найдите критичные «бутылочные горлышки» ваших технологических процессов и попытайтесь их устранить. К моменту выхода из кризиса это даст вам возможность опередить конкурентов.
7. Задумайтесь об альтернативных вариантах финансирования: источники, выходящие за пределы банковского финансирования, факторинг, отсрочки расчетов с поставщиками и т.д.
8. Оцените существующие и новые возможности привлечения капитала.
9. Продолжайте пересматривать прогнозные цифры, регулярно отслеживая ситуацию и уровень рисков. Учитывайте важность получения необходимой для принятия решений управленческой информации: оперативной, достоверной и отвечающей поставленным задачам.
Помните: не принимать решение — значит, принять решение ничего не делать.