Ученые НГУ получили грант на разработки для импортозамещения в авиации
Преподаватель НГУ Рустам Мулляджанов запустил проект по обеспечению технологического суверенитета России в области производства газотурбинных двигателей для гражданской авиации.
Преподаватель Механико-математического факультета Новосибирского государственного университета Рустам Мулляджанов в мае этого года получил грант правительства Новосибирской области для молодых ученых в размере 500 000 руб. на развитие проекта «Новые методы оптимизации аэродинамической формы тела обтекания на основе современных методов машинного обучения и суперкомпьютерного моделирования». Его основная задача — создание отечественных газотурбинных двигателей для гражданской авиации, что в будущем, как считают ученые, обеспечит технологический суверенитет страны в отрасли.
Мы ведем проекты с градостроительной корпорацией. Это масштабная организация, которая включает в себя много заводов и конструкторских бюро. Одной из больших задач, которая перед ними стояла, стало создание газотурбинных двигателей для нашей гражданской авиации. Сейчас в ускоренном темпе нужно осуществить программу импортозамещения. И для этого нужно оптимизировать систему камеры сгорания, — рассказал Мулляджанов.
Долгосрочная задача проекта — снизить выбросы вредных веществ от самолетов в атмосферу. Сотрудники Лаборатории алгоритмики ММФ НГУ проводят экспериментальные наблюдения, стараются применить знания науки на практике.
Парсунка — это специальное устройство, которое на входе подает закрученный поток. На выходе из нее закрученный поток быстро разваливается и попадает в среду, где происходит газовое горение. Задача «парсунки» — создать как можно больше маленьких капель, чтобы они смогли быстрее испариться и дать начало процессу горения. Если большие объемы топлива будут выходить кусками, то возникнет процесс недогорания. Мы анализируем процесс развала капли и думаем, как нужно поиграть с геометрией в парсунке, — пояснил ученый.
Над проектом Рустама Мулляджанова также работают старшие научные сотрудники, кандидаты наук, аспиранты и студенты Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН и НГУ, а также задействован большой процент бизнес-партнеров.
Многие проекты, которые смотрят в сторону прикладных вещей, рождаются в тесном сотрудничестве и диалоге с реальными инженерами. Часто бывает так, что после созвона с конструкторским бюро, где люди рассказывают проблемы, а ты их слушаешь и задаешь вопросы, между вами завязывается общая деятельность. И все больше и больше обмениваясь информацией, ты понимаешь, какие существуют запросы, и что ты можешь предложить. И чтобы появилось что-то хорошее, нужно постоянно находиться с ними в плотном контакте: разговаривать, обсуждать и показывать новые результаты. Я думаю, что в ходе таких обсуждений с коллегами, которые работают с индустриальными партнерами, и появилась идея этого проекта, — рассказал Рустам Мулляджанов.
Ученые считают, что продолжать работу нужно до результатов, которые смогут заинтересовать инженеров. Их цель — обеспечить технологичные процессы внутри камеры сгорания и провести ее оптимизацию.
Проект мы будем развивать. Только это зависит от того, насколько наши результаты будут востребованы в индустрии: если заказчикам будет интересно, то и нам будет интересно. Потому что, когда результаты идут в дело — это приятно, — заключил физик.