Станислав Логунов: «Успешного руководителя отличает готовность к изменениям»

Зачем руководителю «зеркало», для чего в компаниях нужна демократия (и всегда ли), почему умение меняться — главное качество успешного топ-менеджера, и чего директор хочет от эйчара?

Председатель совета директоров АО «МегаМейд», эксперт по бережливому строительству, руководитель, ментор, автор деловых бестселлеров «Лидер на катке», «Путь самурая» и «27 книг успешного руководителя», ведущий программы «Пути развития» на канале Mediametrics Станислав Логунов выступил в Новосибирске на Зарплата FEST от Зарплаты.ру перед HR-специалистами и рассказал им, чего на самом деле руководителям от них нужно. «Деловой квартал» поговорил со Станиславом о болевых точках современных крупных компаний, ошибках руководителей, демократии и авторитаризме, косности и гибкости мышления. 

Ваш управленческий опыт превышает 25 лет. Что за это время изменилось в подходах к управлению, в чем принципиальное отличие сегодняшних подходов от прежних? 

— Моя карьера начиналась на государственном предприятии, где была принята административно-командная система управления. Четкая вертикаль, «я начальник — ты дурак», ну и так далее. Хотя примерно то же самое происходило тогда и во многих частных компаниях. В силу того, что моя деятельность связана в основном со строительством, я видел такую систему постоянно — в нашей сфере так принято. Надо сказать, что в некоторых отраслях многие тенденции девяностых и нулевых сохранились — мы продолжаем наблюдать так называемые «красные» компании, и это не очень хорошо. Такие методы управления давно себя изжили, но переход к новым идет очень медленно. Я не могу сказать, что это последствия советской школы управления, потому что и в советский период встречались хорошие примеры, но то была капля в море. К сожалению, зачастую из советского опыта брали самое худшее. В последние годы усилилась тенденция к тому, чтобы относиться к управлению как к отдельной профессии, основанной на научном знании. И, что самое любопытное — когда я стал больше погружаться в изучение управленческих теорий, я понял, что мы не создаем новое, а совершаем путешествие в историю. Новое оказалось хорошо забытым старым. Научный менеджмент появился еще на рубеже 19-20 веков. Первым понятие научного менеджмента ввел американский инженер Фредерик Тейлор. В 20-е годы прошлого века у нас в стране научной организацией труда занимался Алексей Капитонович Гастев, но потом все заглохло. Сейчас, конечно, отношение к управлению как к профессии встречается чаще, и это хорошо. Но нам предстоит еще долго развиваться.

А именно в теории что изменилось?

В теории, я считаю, поменялось не так уж много: появляются новые слова, новые термины. Но если мы начнем погружаться в то, что эти слова означают, то поймем, что тот же модный agile (аджайл) опирается на принципы, которые были сформулированы в производственной системе Toyota, а Toyota опирается на труды Эдвардса Деминга американского ученого, который после Второй мировой войны приехал в Японию поднимать ее из разрухи. То есть в реальности мы видим только трансформацию того, что уже было изобретено и проверено на практике. И очень важно отделить системные вещи, которые закладывал как раз доктор Деминг, от настроек, которые сегодня используют консультанты и бизнес-тренеры для лучших продаж. Если говорить о российском бизнесе, то сейчас нам требуется системный подход к управлению организацией, к созданию продуктов, и к тому, что называется национальным проектом по повышению производительности. 

Кстати, интересно, что к этому нацпроекту мы пришли меньше пяти лет назад, хотя методы бережливого производства должны бы работать уже давным-давно. Чего не хватает нашей стране или нашим управленцам, почему мы так долго раскачиваемся?

— Все очень просто: рынок позволял работать неэффективно. Последние десять лет я активно интересуюсь развитием систем управления, погружаюсь в это и как практик, и как исследователь. И прихожу к выводу, что просто не было заинтересованности в таком развитии ни у бизнеса, ни у государства. Мое личное мнение: проекты повышения производительности в первую очередь должны зарождаться у самих бизнесменов. Не государство должно подталкивать их бесплатной помощью, а они должны приходить к государству и просить: помогите! Поэтому государству в данном случае нужно сказать спасибо, но важно, чтобы потребность в изменениях формировалась внутри бизнес-сообщества. Существующая пассивность — это последствия периода высокой маржинальности. Когда высокая маржа, человека невозможно заставить задуматься, что у него в компании что-то не так. Все как будто происходит само собой. А когда уже слышны тревожные звоночки, то реагировать поздновато. Многие и не реагируют на снижение спроса, на текучку кадров, на сужение выбора. Потому-то и к осознанию изменений приходят не быстро — не чувствуют потребности, пока жареный петух не клюнет. 

Что вы думаете об эффективности этого нацпроекта?

— С одной стороны, подобный нацпроект был необходим — хотя бы для того, чтобы обратить внимание на проблему, вынести ее на государственный уровень. А с другой… Государство в первую очередь должно создавать законодательную базу, а бизнес — заниматься созданием добавленной ценности, за которую ему будет готов платить клиент. Соответственно, если клиент вдруг оказывается не готов по-прежнему легко расставаться со своими драгоценными сбережениями и поддерживать бизнес на плаву — значит, бизнес что-то делает не так. И это взаимоотношения бизнеса и клиента. Бизнес должен сам искать способы повысить свою эффективность и вернуть клиента. Государство оказывается в роли третьего лишнего, который еще и пытается всучить удочку тому, кто еще не понял, что в холодильнике рыба закончилась. Кроме того, в нацпроекте есть установленные критерии отбора компаний: участвовать могут предприятия с выручкой выше 400 млн руб. А тем, у кого она ниже, что делать? Получается, что мы помогаем повысить производительность выборочно — и не тем, кто больше нуждается, а тем, у кого больше оборот. И еще: эта программа бесплатная, а бесплатное образование, особенно для людей в возрасте, — пагубно. Потому что оно не дает той мотивации и того результата, которые возникают, когда человек сам платит за свое образование. Ведь если он платит, то осознает ценность и может правильно сформулировать свои цели и получать те знания, которые ему нужны, а не изучать стандартную программу.  

Кстати, о возрасте. Как вы считаете, актуальна ли сейчас для управления проблема возраста? Сегодня зачастую крупными предприятиями все еще управляют возрастные руководители, и, не в обиду им будет сказано, их подходы бывают далековаты от соответствия тому ритму жизни и тем ценностям, которые сформировались в 21 веке. Решается ли проблема обновлением «крови», омоложением управляющего костяка, и какова все-таки доля «вины» возрастных руководителей предприятий и их несменяемости в замедлении развития некоторых отраслей в России? 

— Я бы не связывал проблемы отраслей и отдельных компаний с возрастными руководителями. Я знаю множество хороших управленцев в возрасте, и совершенно никаких управленцев молодых. Нужно смотреть в целом на проблему низких управленческих компетенций. Она существует, и она огромна. В моей картине мира экономика — системна, и дело не в возрасте топ-менеджеров. Тем более, что те возрастные руководители, которых мы видим в компаниях сейчас, — это люди, которые формировали свои бизнесы и становились управленцами в девяностые или нулевые. То есть это очень активные люди, амбициозные. Да, им иногда сложно расставаться с властью. У них есть проблема: они не могут никому передать бизнес — нет преемников ни внутри компании, ни среди родственников. Но это не глобальная проблема. Я скорее связываю наши проблемы в экономике с тем, как организована система формирования управленческих кадров в принципе, но точно не с возрастом. Это как раз вопрос к HR-специалистам компаний: а что они предпринимают для изменений? На самом деле, какая бы организация ни была, нельзя все возлагать на первое лицо. 

Почему мы приходим к вопросам грамотного управления только тогда, когда уже нужно «подниматься из разрухи»? А как изначально выстроить процессы, чтобы управленческие механизмы работали на развитие и рост компании?

— Чем отличается взрослый от ребенка, как вы думаете?

Незамутненностью сознания. 

— Да, именно, открытостью к новому, любознательностью, верно? Мы все в детстве любознательны, а потом это куда-то исчезает, мы обрастаем стереотипами и штампами. Нам становится неинтересно узнавать что-то новое — мы и так уже все знаем. Смотреть на себя и свой бизнес критически удается немногим — ведь все вроде идет хорошо, значит, мы молодцы, все правильно делаем. А почему на самом деле все идет хорошо и когда это закончится — ну кому это надо знать? Отсюда — все проблемы. Не столько в изначально плохих процессах, сколько в нежелании адаптироваться к изменяющейся ситуации, отказе замечать эти изменения. Будь процессы изначально плохими, бизнесы не продержались бы так долго, чтобы оказаться в кризисе управления. 

Какие управленческие ошибки чаще всего приводят компанию к плачевным результатам?

—  В своей книге «Путь самурая 2.0. Бережливое мышление. Краткий курс» я сформулировал десятый вид потерь: кадровые ошибки. Под кадровой ошибкой понимаются люди, которые находятся не на своем месте и достигают предела своих компетенций. Это происходит по двум причинам. Первая — непотизм и кумовство. Вторая — отсутствие понимания, что управление — это профессия. Из-за этого руководители назначают начальниками людей, которые хорошо проявили себя в качестве исполнителя, которые лояльны компании и преданы генеральному. Так человек из хорошего инженера становится начальником производственно-технического отдела, но в силу отсутствия конкретных профессиональных навыков не может адекватно управлять. В этот момент компания теряет хорошего инженера — и не получает хорошего начальника отдела.   

Еще одна ошибка: многие руководители не понимают, что они сами могут стать генераторами потерь. Например, у директора на столе лежит документ, который он должен подписать, его ждет сотрудник, но у директора плохое настроение или он затеял очень длинное совещание. Сотрудник ожидает подписи, потому что дальше без нее работать нельзя. Директор задерживает и сотрудника, и весь тот поток создания ценности, который завязан на этого сотрудника. И от этой ошибки не спасает даже введение электронного документооборота. Важно помнить, что одна из самых важных обязанностей руководителя — принимать решения. И если он не принимает их своевременно, то становится генератором потерь.  

Как с этим бороться? 

— Начну издалека. Я хорошо знаком с известным экспертом по маркетингу Игорем Манном, и мне нравится, как он подходит к таким вопросам. Когда на публичных мероприятиях он работает с залом, то сперва спрашивает, кто прочел его книги «Номер 1» или «Почему вы», в которых он дает конкретные простые методы, которые нужно применять в работе. Обычно руки поднимает 70% зала. Потом Манн спрашивает, кто начал пользоваться инструментами, описанными в книге, — 20% рук. На вопрос, кто дошел до конца чек-листа, — 5% рук. Можно все знать, все понимать — но не делать. И если так поступают руководители, никто им на это не пеняет. Руководителю трудно найти настоящее зеркало, которое будет показывать, что с ним происходит на самом деле. Ведь в основном сотрудники не оспаривают решений руководства. Поэтому нужны люди, выполняющие функции спарринг-партнера. Это или кто-то изнутри, но очень храбрый, кому позволено говорить правду, или кто-то снаружи, но компетентный. Спарринг-партнер нужен для того, чтобы получать реальную обратную связь.

Но, может быть, просто нужна демократия в компании?

— Если мы говорим в общем, то, конечно, нужна демократия, но когда мы начинаем погружаться, то понимаем, что чистая демократия в бизнесе часто может привести к анархии.

Демократия и авторитет ​вряд ли ​к этому приведут. Не авторитарность, а авторитет и все будет в порядке.

— Моя последняя книга посвящена формуле лидерства, и я там как раз говорю об авторитете. Конечно, власть авторитета значительно ценнее, чем власть авторитарная, это правда. Руководителю нужно каким-то образом получать реальную обратную связь, ему нужно не гнушаться заниматься самоанализом и рефлексией. Потому что все изменения у нас начинаются с того, что приходит собственник или генеральный и предлагает что-то сделать, но сам меняться не думает. Очень часто первые лица уверены, что измениться должны все вокруг, а он останется таким как есть. Готовность к изменениям отличает успешного руководителя от непродуктивного.

Что еще может «лечить» от этих проблем? 

— Система управления. Она важна не менее, чем личность руководителя. Она должна быть основана на конкретных показателях: нужны цифры, но цифры правильные — в первую очередь надо смотреть показатели, которые важны для этой конкретной компании, а не те цифры, которые принято брать в расчет. Я, например, часто использую для оценки показатель «прибыль на человека», чтобы быстро «измерить температуру». Потому что бывает так, что компания большая, но показатель прибыли на человека — маленький. Это говорит о том, что компания делает что-то не так, с продуктом проблема. 

Какие боли сейчас актуальнее всего для бизнеса, с чем предприниматели идут к вам за помощью как к консультанту?

— Традиционно — повышение эффективности, вопросы саморазвития, построение трека обучения. Последние два-три года я заметил тенденцию: все чаще ко мне приходят руководители небольших организаций, которые еще только дорастают до 300 млн в год, но у них появляется запрос — что делать дальше, ведь показатели прибыли падают. Это нормально, это происходит из-за того, что в момент их выхода на рынок был рост, была возможность сыграть, а теперь ситуация поменялась. Они приходят с этими запросами, но не все доходят до конца. Во-первых, я не классический консультант и занимаюсь только теми запросами, которые мне интересны. Во-вторых, я должен понимать, что конкретно мои знания и опыт действительно могут помочь в этой ситуации. А в-третьих, я беру с человека «клятву», что он будет действовать, применять на практике то, что я ему скажу. Часто все заканчивается на первой встрече, и это лишний раз доказывает, что в реальности мало кто готов меняться.

Но это как-то переламывается? Я помню, как раньше участники тренингов говорили спикерам, дескать, это все понятно, хватит болтать, скажи лучше, что конкретно сделать, дай рецепт и мы пошли. А сейчас как?

— Это очень часто встречается, поменялась только форма запроса. Например, человек говорит: «Я знаю, что вы не дадите волшебную таблетку», но через полтора часа все равно я понимаю, что пришел он именно за ней. Человек не готов к долгой работе, сейчас проблема с терпением встала в полный рост. Но добиться сколько-нибудь значимых результатов не получается за одно-два занятия или несколько коротких сессий. А людям это непонятно. Сейчас же информационный поток постоянно ускоряется, поэтому возникает иллюзия, что можно что-то быстро просчитать — и тут же начнутся системные изменения. Человек много лет развивался по одной траектории, а потом резко решил, что было бы неплохо развиваться по другой. Но только тот, кто обладает достаточным терпением, может переломить ситуацию. Человеку нужно помочь разобраться с тем массивом информации, который сегодня накопился, помочь сфокусироваться, понять, что первично, и решение каких проблем позволяет снять остальные. Ведь у человека попросту могут быть проблемы с управлением собой. Я не очень люблю термин «управление временем», потому что в реальности человеку нужно учиться управлять собой. А это быстро не происходит. Но у всех — запрос на быстрые изменения. Если мы первую профессию получали за пять лет, то потом хватит двух-трех. Да, сейчас эти годы можно сократить, но точно не в сотни раз, в этом просто нет смысла.

Мне кажется, это как раз задача консультантов и спикеров сжимать информацию, делать максимально концентрированные программы, раз есть запрос…

— Я глубоко погрузился в технологию передачи знаний и выяснил, что нужно не концентрировать, а, наоборот, очень дозированно на большем отрезке времени давать тот материал, который мозг может переработать. Я понял, почему в школе управления «Сколково» модульное обучение — исключительно для того, чтобы дать мозгу время переработать информацию, выработать новые нейронные связи, позволяющие обретать новые навыки и наращивать новые знания. Получается, что нужно как раз уменьшать дозу информации, несмотря на то, что есть запрос на концентрат, — из концентрата усваивается меньше. 

Помимо «методичек», которые дают знания и помогают формировать навыки, необходимо ветвистое развитие, прокачка мозга, расширение кругозора с помощью других областей знаний например, кино, художественной литературы. Что вы думаете о том, чтобы рекомендовать, помимо профессиональной узкоспециальной литературы, еще и художественную? Ведь она может открыть новый ракурс.

— Еще пять лет назад я сказал бы, что нужно читать исключительно профессиональную литературу и по ней работать, но когда я проанализировал свой собственный опыт, то понял, что художественная литература действительно дает дополнительные возможности.

Я очень рано начал читать запоем, со школьной библиотекой расправился еще в шестом классе и пришел в районную. Я читал очень много художественной прозы. Она развивает воображение, дает понимание человеческой натуры, отвечает за творческую часть нашего мышления, которая очень важна в том числе и в управлении. Да, мы говорим о том, что управление — это наука, но это не означает, что она построена на одних формулах. В управлении важна креативность, гибкость мышления.   

Но я не возьмусь давать обобщенные рекомендации, что нужно прочесть из художественной литературы — это очень индивидуально. Важно понять для себя, какую траекторию обучения мы хотим построить, и уже под нее подбирать и формат потребления информации, и саму информацию. Задача каждого человека, когда он занимается саморазвитием адаптировать те знания, которые приходят извне, к своей конкретной ситуации. 

Ваше выступление на Зарплата FEST было посвящено вопросу — что на самом деле хочет собственник или руководитель компании от HR-специалистов. И чего же он хочет? Вообще отношение к эйчарам и их функциям за последние несколько лет сильно поменялось. Сначала HR-специалиста воспринимали как просто кадровика, потом он стал связующим звеном между частями коллектива, человеком, на котором зиждется пресловутый тимбилдинг. А на самом деле это нечто большее. Но что большее? 

— К эйчарам очень много вопросов — они готовы ко многому, но не к тому, что они должны быть одними из основных борцов за эффективность. И среди эйчаров крайне редко встречаются люди, которые хорошо знакомы со всеми производственными процессами, оказывающими влияние на производительность компании. А было бы очень неплохо, если бы они в это включались. Эйчар должен знать производственные процессы. Он должен быть не душой, а цементом компании, потому что хорошая компания — это сплав хорошей команды и хороших бизнес-процессов, а ими по факту занимается кто угодно, только не эйчар. Поэтому идеальный эйчар — это, по сути, заместитель генерального директора по организационному развитию компании, в том числе по повышению эффективности ее деятельности. От эйчара требуется более прикладная работа, направленная на улучшение результатов работы компании.   

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.