Не найти, а удержать — 2022-й принес работодателям новые боли

Весной 2022 г. перед российскими работодателями встали новые задачи: сокращение расходов, оптимизация бизнес-процессов, ребрендинг, удержание сотрудников. Последнее оказалось самым болезненным.

Эксперты рекрутинговой компании Get experts и Русской Школы Управления провели исследование, в котором приняли участие 1 049 работодателей и 967 профессионалов. По данным аналитиков, наиболее актуальными проблемами, связанными с кадровыми процессами, стали удержание персонала (18%), пересмотр функционала отдельных подразделений и сотрудников (18%), набор новых сотрудников (17%), введение программ и мер поддержки в целях борьбы со стрессом (15%), обучение или переобучение персонала (15%), создание или оптимизация системы мотивации (14%), формирование кадрового резерва (12%), сокращение персонала (11%), предотвращение утечки ценных специалистов за границу (5%), аутплейсмент (помощь сокращаемым сотрудникам с дальнейшим трудоустройством, 5%), вывод персонала за штат (2%).

Самой упоминаемой проблемой стало удержание персонала, в частности борьба с утечкой ценных кадров за границу. Работодатели выделили ее как отдельный вызов года, и это понятно, особенно если учесть, что о дефиците кандидатов с необходимой квалификацией говорят уже не первый год, и актуальность проблемы даже после ухода крупных компаний и выхода их сотрудников на рынок практически не снизилась.

В конце 2021 г. о дефиците квалифицированных специалистов, согласно полдсчетам аналитиков, говорили 66% работодателей, летом 2022-го — 57%, еще 10% считают, что таких кандидатов стало ощутимо меньше. Сейчас, на фоне объявленной частичной мобилизации, перспектив для снижения кадрового дефицита тем более нет — он может только усугубиться из-за оттока специалистов за рубеж и в те отрасли, где можно получить бронь, это делает вопрос удержания сотрудников еще более актуальным, считают эксперты.

Среди шагов, которые работодатели предпринимают, чтобы сохранить сотрудников, чаще всего называли предложение профессионального (30%) и карьерного (25%) роста, увеличение размера финансового вознаграждения (25%), смену формата работы на гибридный или удаленный (12%), обучение за счет компании (7%), пересмотр социального/компенсационного пакета (6%), участие в программах корпоративной социальной ответственности (4%) и программе «Разнообразие, равенство и вовлеченность (ED&I)» (3%), внедрение опционной программы для менеджмента высшего звена (2%) и предоставление саббатикала (1%).

Однако 46% работодателей ничего не делают для удержания сотрудников: для них эта проблема неактуальна либо у них нет возможности ее решить. Еще 14% отмечают, что в их сфере деятельности рынок перенасыщен релевантными кандидатами и они без труда находят замену уволенным.

Отдельно аналитики отметили такое явление, как аутплейсмент персонала — помощь сотрудникам в построении их дальнейшей карьеры. Особую актуальность он получил в этом году, когда некоторые компании уходили с рынка, никак не поддерживая своих бывших сотрудников. Для ответственных компаний аутплейсмент становится способом усилить имидж социально-ответственного работодателя, своего рода инвестицией в репутацию. Еще одна положительная сторона — в том, что это помогает снизить напряженность на рынке труда: сокращаемые сотрудники сразу получают новую работу, не выходя на рынок. Перечисленные плюсы важны как в случае с компаниями, уходящими с рынка, так и с теми, кто продолжает работать, но по тем или иным причинам вынужден проводить сокращение штата, отметили эксперты.

Пока аутплейсмент предлагают 28% работодателей, из них 4% — только для топовых сотрудников. Но, по мнению специалистов Get experts и Русской Школы Управления, в обозримом будущем такой формат поддержки при сокращении может стать более распространенным, вплоть до включения условия об аутплейсменте в контракты при найме сотрудников. Для персонала это особенно важно, так как создается своего рода страховка на случай сокращения, что особенно актуально в текущих нестабильных условиях.

Проблеме дефицита квалифицированных кадров уже много лет. Отчасти она связана с объективными факторами: активный рост отдельных отраслей, нехватка вузов, где можно получить образование по востребованным на рынке специальностям. В то же время на проблему влияет и то, что можно обозначить как человеческий фактор. С одной стороны, работодатели нередко заявляют завышенные для конкретной вакансии требования к образованию, квалификации и опыту кандидатов. С другой — соискатели выходят на рынок с ожиданиями по уровню финансового вознаграждения, социального пакета, перспектив карьерного роста, превышающими то, что предлагают потенциальные работодатели. Из-за разницы в ожиданиях сторон и возникает искусственная часть дефицита кадров. В последнее время все больше работодателей и соискателей прислушиваются к мнению экспертов рынка и корректируют свои запросы, но пока это не оказывает решающего влияния на снижение напряженности на рынке, — отметила генеральный директор рекрутинговой компании Get experts Ольга Шамбер.

Еще один важный инструмент, который поможет справиться с этой проблемой, — дополнительное профессиональное обучение кадрового резерва и перспективных сотрудников, — считает директор Русской Школы Управления Анастасия Боровская:

Компании часто пренебрегают развитием таких работников и теряют их. Хотя именно они могли бы заместить должности, где так остро чувствуется нехватка кадров. Обучение — это конструктор, который позволяет собрать полный комплект необходимых навыков для успешной реализации рабочих задач. И гораздо проще и эффективнее будет «собрать» такого сотрудника самостоятельно, чем искать уже готовый вариант на рынке труда.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.