Голосовые помощники — для кого и зачем. Мнение эксперта колл-центра

Как голосовые помощники облегчают и в чем усложняют жизнь бизнесу? Для кого эта опция обязательна, а для кого — факультативна?

Техдиректор аутсорсингового колл-центра Smarter Евгений Дробович

— Голосовые роботы и IVR обретают все большую популярность: благодаря им бизнес снижает затраты, ускоряет процессы, повышает качество сервиса.

IVR (голосовое меню)

IVR — интерактивный голосовой инструмент, с которым клиент взаимодействует с помощью голоса или клавиш телефона. В отличие от робота он не подразумевает наличие искусственного интеллекта. У IVR — две основные задачи: маршрутизировать обращения по сотрудникам и отделам («Если вы действующий клиент — нажмите цифру 1») и информировать клиентов (график работы компании, адреса филиалов, акции и скидки).

Некоторые IVR могут определять номер абонента и идентифицировать его личность, озвучить баланс на счете, информацию об услугах, которыми пользуется на данный момент клиент. 

Зачем нужен IVR

Маршрутизировать звонки. IVR озвучивает темы обращения, клиент выбирает свою и направляется на ответственный отдел или сотрудника компании. 

Предоставлять первичную информацию. С IVR клиенту не нужно слушать гудки: он может найти ответы на частые вопросы без привлечения оператора, узнать об акциях и скидках. Меню также озвучивает время до соединения с сотрудником, это повышает шансы на то, что клиент дождется ответа. 

Освобождать сотрудников от части нагрузки. IVR берет на себя обработку типовых вопросов и предоставляет данные, которые интересуют клиента.

Каким должен быть IVR

  • Короткое и лаконичное приветствие;
  • Не более 7-8 пунктов меню;
  • Ответы на частые вопросы четкие и понятные;
  • Нет длинных рекламных вставок об акциях и скидках;
  • Есть функция перевода звонка на оператора;
  • Музыкальное сопровождение ненавязчивое, средней громкости;
  • Есть функция озвучивания позиции в очереди, если время ожидания ответа превышает допустимое.

В каких случаях бизнесу нужен IVR

Голосовое меню — обязательный инструмент для горячей линии, на которую поступает много обращений. 

Когда стоит подключить IVR:

  • на горячую линию поступает слишком много звонков, с которым сотрудники не успевают справляться, — клиенты бросают трубку до соединения;
  • темы обращений очень разнообразны, звонки необходимо маршрутизировать внутри компании;
  • есть задача разгрузить сотрудников, отдав обработку простейших вопросов голосовому меню (данные о балансе, статусе заказа и так далее);
  • есть потребность собирать статистику по тематикам обращений и их количеству для последующего анализа.

Подключение

Настроить голосовое меню можно на любой виртуальной автоматической телефонной станции (ВАТС) — развернутой у вас, у поставщика услуг связи или у аутсорсингового контакт-центра. Если не требуется интеграций с внешними системами, с этим справится даже не имеющий отношения к телефонии сотрудник. 

Голосовые роботы

Голосовой робот — программа для совершения исходящих вызовов и обработки входящих обращений, работающая на базе искусственного интеллекта.

Принцип работы: робот записывает устную речь собеседника, расшифровывает ее в текст, ищет ключевые слова и фразы, опираясь на которые формирует ответ в соответствии со сценарием. На данный момент робот может ответить либо с помощью воспроизведения предзаписанной реплики, либо используя функцию синтеза речи. 

Предзапись — готовые аудиофайлы ответов, которые ранее были озвучены человеком.

Синтез речи предполагает, что робот самостоятельно озвучит текст. 

Что выбрать: синтез или предзапись? Делать выбор нужно, отталкиваясь от задачи. Предзапись лучше воспринимается клиентом, но новые данные или переменные с ее помощью озвучить нельзя — здесь пригодится синтез. Поэтому в некоторых случаях эти технологии можно совмещать. 

Синтез звучит безжизненно и безэмоционально: странное интонирование, неверные ударения в словах. Стоит учитывать и тот факт, что роботу требуется на 1-1,2 секунды больше на формирование ответа с помощью синтеза, чем на воспроизведение предзаписанного ответа. 

Функционал голосовых роботов

Технология может: 

  • Звонить клиентам и принимать обращения;
  • Обрабатывать типовые вопросы, работать с возражениями клиентов в телемаркетинге;
  • Переводить диалог на человека;
  • Работать с внешними интегрированными системами: вносить новую информацию и доставать уже существующую;
  • Отправлять информацию по завершении звонка через SMS или мессенджеры.

В чем преимущества

Быстро масштабируется. Это актуально как для горячих линий, так и для исходящего телемаркетинга. Если количество обращений резко выросло, то варианта три: либо оперативно добавлять на проект сотрудников, либо терять обращения, либо подключить голосового робота, который сможет принять все вызовы разом и обработать их. Исходящие вызовы также можно совершать в любых объемах, не опираясь на численность персонала.

Увеличивает конверсию. Голосовой робот хорошо показывает себя на проектах, где необходимо проработать базу повторно, обзвонив клиентов, которые ранее отказали в сделке или не взяли трубку. 

Экономит бюджет. Чтобы начать работу с голосовым роботом, не нужно тратить деньги на найм, обучение, менеджмент, налоги и так далее. Безусловно, робот требует затрат на разработку и техническую поддержку, но эти затраты существенно меньше.

Как правило, минута работы голосового робота стоит дешевле, чем минута оператора.

Голосовой робот на связи 24/7 круглый год.

Недостатки

Объемный и сложный сценарий. В нетипичных ситуациях человек может продолжить диалог не по скрипту: это не всегда хорошо, но в некоторых моментах необходимо. Робот не умеет импровизировать и понимать по контексту, о чем говорит клиент (если, например, какое-то слово или фраза были непонятны). Он может принять ответ «да, хорошо, не надо» за согласие («да» и «хорошо» — ключевые слова согласия), человек интерпретирует его как отказ (и будет прав). Поэтому для голосового робота сценарий должен быть более объемным и детальным, что требует больших трудозатрат. 

Речь робота должна быть естественной. Люди неохотно общаются с машинами, поэтому робота нужно максимально «очеловечить». Для этого на фон добавляют офисные звуки, реплики записываются с запинками, паузами, живым интонированием. 

Разработка робота требует больше времени, чем подготовка операторов к проекту. Кроме того, это почти всегда дороже, так как требует привлечения узких специалистов.

В каких случаях бизнесу нужен голосовой робот

Мы рекомендуем задуматься о внедрении голосового робота, если:

  1. В компанию поступает много обращений, связанных с простыми вопросами, и их нужно обрабатывать без привлечения сотрудников;
  2. Есть задача обзвонить большую базу контактов и предложить клиентам несложный продукт;
  3. Необходимо в короткие сроки обзвонить клиентов и собрать обратную связь о работе компании или регулярно уточнять какие-то вопросы (сроки доставки, подтверждение заказа и так далее);
  4. Нужно поднять конверсию по ранее отработанной операторами базе.

Подключение 

Голосовой робот работает на базе искусственного интеллекта, это более сложная технология, чем IVR. 

Простого робота можно развернуть на ВАТС у провайдера, роботы — сложнее и требуют наличия распознавания речи, например, Yandex Speechkit, Google, ЦРТ, Тинькофф и другие. Ряд крупных компаний предлагают разработку голосового робота под ключ. Также можно обратиться к поставщику услуг контактного центра, так как все современные платформы автоматизации колл-центров имеют встроенных роботов. 

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • В «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо СысертиВ «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо Сысерти
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.