Что такое фасилитация, или как НЕ надо проводить совещания

«Вы не раз сталкивались с мемами и шутками на тему «скучно на работе — собери совещание». На самом деле, когда встречи проходят результативно, они становятся популярным рабочим инструментом».

Эксперт по бережливому производству КГ «Управленческая практика» Екатерина Королькова

— Сегодня хотела бы обсудить с вами, как не надо проводить совещания. Почему «как не надо»? Потому что когда-то в начале своего профессионального пути именно так я их и проводила, и не скажу, что результат радовал. Возможно, мои примеры и рекомендации помогут вам иначе взглянуть на свою работу и сделают общение с коллегами эффективнее.

Мне довелось работать в компаниях с разными культурами, производствами, подходами к организации бизнес-процессов. Опыт в каждой из них был уникальным. Но если вернуться сейчас в любую из компаний, то точно могу сказать, что смогла бы провести совещания эффективнее, чем они были тогда. Да, опыт играет роль. Но, на мой взгляд, дело в большей степени в новом приобретенном навыке — фасилитации.

Думаю, вы не раз сталкивались с мемами и шутками на тему «скучно на работе — собери совещание». На самом деле, когда встречи начинают проходить результативно, они становятся популярным рабочим инструментом и уже не оцениваются как повод бесцельно поговорить и разойтись. Многие столкнулись с изменением формата работы из-за пандемии. И в условиях «удаленки» уже не задать так просто вопрос коллеге, как если бы вы сидели в одном кабинете за соседними столами. А если необходимо обсудить какую-то ситуацию, то тем более. Требуется назначать встречу/онлайн-совещание. И я считаю это правильной культурой уважения чужого рабочего времени.

А теперь о совещаниях, если они проходят без фасилитации (тех самых, в которых когда-то участвовала и которые проводила сама). Их слабые стороны.

1. На встрече есть повестка и протокол, но протоколы формируются неэффективно

Например, около часа вы что-то обсуждаете с коллегами, кто-то задет вопросы, благодаря ответам вырабатываются какие-то решения. Но ответственный за протокол не до конца понял, какие именно. Соответственно, не отразил должным образом в протоколе. В итоге те, кто был в диалоге, не до конца поняли, что им делать.

2. Встреча проходит хаотично, потому что ей никто не управляет

Как результат — говорят все, и сложно сконцентрироваться и уловить основную мысль. Ни цель встречи, ни ее итог никому не понятны.

3. Совещание — это 70% времени выражение эмоций директора/собственника или топ-менеджера. Не самых позитивных, скажем так

Надеюсь, у вас не было такого опыта, а у меня был. Об эффективности таких совещаний говорить не приходится.

4. Большинство участников встречи отсиживаются

Но потом один специалист пишет протокол и ставит всем задачи в специализированном ПО, а коллеги потом звонят и говорят, что с задачей не согласны, «Удалите ее, пожалуйста». Что приводит ответственного за протокол специалиста в замешательство, и из этого тупика не очевидны пути выхода.  С одной стороны, конечно, единая система со всеми задачами — это плюс. С другой — систему легко можно «взломать»: если коллега забыл завести задачу, то ее вроде бы и нет, хотя на встрече о ней речь шла.

5. Нет возможности на равных высказывать идеи и обсуждать проблемы

Подчиненные часто боятся перечить и оспаривать решения руководителя, даже если понимают, что задачи, которые им ставят, невозможны или неэффективны.

Итого: а что было не так?

1. Мнение руководителя важнее, чем мнение его подчиненного. У некоторых есть страх высказывать свое мнение.

2. Отсутствие четкой структуры диалога. Периодически диалог уходит за рамки обозначенных вопросов.

3. Есть протоколист, который записывает задачи — как понял (или не понял). Даже если протокол озвучен в конце встречи, что является редкостью, то всегда есть шанс, что не все согласны с задачами.

Исходя из этих выводов, попробуем сформулировать рекомендации, как группе коллег собраться на совещание, суметь выработать решения и договориться об их исполнении.

1. На встрече все должны быть равны. Специалист может разбираться в своей сфере лучше, чем его руководитель. И это нормально. Следовательно, каждый должен иметь возможность свою позицию высказывать. Правило: отсутствие субординации на встрече.

2. Мотивировать высказывать свою точку зрения тех, кто привык отмалчиваться, несмотря на то что им есть что добавить, и их высказывания могли бы привнести ценный вклад в разработку решения. Это задача ведущего. Простой вопрос: «А что вы думаете об этом?» — может помочь. Редко кто задумывается о том, что «молчунов» тоже важно «разговорить».

3. Наличие четкой структуры диалога. Не просто повестка, а прописанные цель, результат и ход встречи. Необходимо придерживаться пути встречи. В случае, если кто-то из участников сводит обсуждение к другим вопросам, ведущий корректирует ситуацию, возвращая диалог к оговоренным целям, а важные комментарии записывает в отдельном месте, называемом «парковка».

Сейчас я четко вижу разницу между результатами совещаний до внедрения фасилитации и после. Коллегам со стороны могут показаться такие совещания скучными, так как на них больше нет жарких споров. Но именно следование плану, умение вовлечь в обсуждение на равных участников встречи, модерирование дискуссии — залог того, что вы с командой четко шаг за шагом придете к результату.  

Самое читаемое
  • Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»
  • «Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе
  • Чем заняться 2 августа на Урале, если вы не десантникЧем заняться 2 августа на Урале, если вы не десантник
  • «Дефицит неизбежен». Когда ждать нехватки новых квартир в Екатеринбурге?«Дефицит неизбежен». Когда ждать нехватки новых квартир в Екатеринбурге?
  • Зарплату свыше 1 млн рублей в месяц получают 45 тыс. россиянЗарплату свыше 1 млн рублей в месяц получают 45 тыс. россиян
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.