Почему «у англичан ружья кирпичом не чистят» и не стремятся прибыль максимизировать
«Управление прибылью схоже с чисткой ружей кирпичом — такие фирмы будут постоянно промахиваться в конкурентном состязании с фирмами, использующими value-based management».
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики предпринимательской деятельности и логистики Новосибирского государственного университета экономики и управления Антон Коган
Как правило, любой собственник или руководитель малого или среднего бизнеса целью своей деятельности называет максимизацию прибыли. Однако крупный бизнес (например, из списка SP500 или Мосбиржи) к этой цели не стремится. Казалось бы, здесь появляется конфликт интересов: ведь коммерческие фирмы создаются именно для получения прибыли!
Но оказывается, есть цель, которая более точно описывает интересы владельцев бизнеса — это максимизация рыночной стоимости компании. На первом этапе сложно в это поверить и воспринять, поскольку многие говорят: «Я не собираюсь продавать бизнес, мне не важна его стоимость». Но как только бизнесмен задается вопросом — намерен ли он оставить детям наследство, приходит понимание, что эта категория наиболее значимая. Конечно, на значимость максимизации стоимости компании влияет не то, есть ли у бизнесмена дети, а то, что эта цель совмещает все наиболее значимые факторы и позволяет лучшим образом управлять бизнесом. Рассмотрим это далее.
Концепцию управления бизнесом с целью максимизации его рыночной стоимости разработали англо-американские авторы (отсюда и название статьи). В международном обиходе эта концепция называется value-based management (VBM, ценностно-ориентированный менеджмент). Отметим, что финансовым и математическим эквивалентом рыночной стоимости является долгосрочная доходность бизнеса (но это не ROE!). Возможно, кому-то из читателей будет удобнее воспринимать идеи VBM именно с позиций управления доходностью, а не стоимостью.
Цели максимизации прибыли и стоимости нередко конфликтуют. Простейший пример: если премия директора связана с величиной прибыли по итогам года, то он будет не заинтересован в реализации программ развития — таких, которые предполагают высокие затраты в текущем году с целью получения дополнительных выгод в последующие годы. Для случая наемных директоров эти примеры может продолжить любой собственник бизнеса.
Но разве в ситуации, когда собственник является директором, у него может возникнуть такая незаинтересованность? Конечно нет! Но максимизация прибыли лишь в некоторых случаях приводит к максимизации стоимости (иными словами — максимизации благосостояния собственника). Это объясняется хотя бы тем, что в общем случае доходность рассчитывается как отношение прибыли к капиталу, и если, забыв о нем, наращивать прибыль, то окажется, что бизнес не имеет финансового смысла, т.к. дает доходность меньше, чем облигации федерального займа…
VBM учитывает все эти (и многие другие) противоречия и позволяет разработать такую систему оплаты труда, в которой все ответственные лица получают премию пропорционально их вкладу в стоимость бизнеса. Появляется возможность определить вклад и бизнес-процессов в стоимость фирмы, после чего возможна (точнее необходима) их ценностно-ориентированная оптимизация (увеличение вклада в стоимость).
Но ценностно-ориентированная оптимизация (ЦОО) — это не просто прирост выгод отдельной группы собственников. Это прирост выгод и на национальном уровне, поскольку ЦОО означает наилучшее использование факторов производства, следовательно — наибольший эффект от использования имеющихся ресурсов. Вот почему здесь уместна аналогия из названия: управление прибылью схоже с чисткой ружей кирпичом — такие фирмы будут постоянно промахиваться в конкурентном состязании с фирмами, использующими VBM.