Почему «у англичан ружья кирпичом не чистят» и не стремятся прибыль максимизировать

«Управление прибылью схоже с чисткой ружей кирпичом — такие фирмы будут постоянно промахиваться в конкурентном состязании с фирмами, использующими value-based management».

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики предпринимательской деятельности и логистики Новосибирского государственного университета экономики и управления Антон Коган

Как правило, любой собственник или руководитель малого или среднего бизнеса целью своей деятельности называет максимизацию прибыли. Однако крупный бизнес (например, из списка SP500 или Мосбиржи) к этой цели не стремится. Казалось бы, здесь появляется конфликт интересов: ведь коммерческие фирмы создаются именно для получения прибыли!

Но оказывается, есть цель, которая более точно описывает интересы владельцев бизнеса это максимизация рыночной стоимости компании. На первом этапе сложно в это поверить и воспринять, поскольку многие говорят: «Я не собираюсь продавать бизнес, мне не важна его стоимость». Но как только бизнесмен задается вопросом — намерен ли он оставить детям наследство, приходит понимание, что эта категория наиболее значимая. Конечно, на значимость максимизации стоимости компании влияет не то, есть ли у бизнесмена дети, а то, что эта цель совмещает все наиболее значимые факторы и позволяет лучшим образом управлять бизнесом. Рассмотрим это далее.

Концепцию управления бизнесом с целью максимизации его рыночной стоимости разработали англо-американские авторы (отсюда и название статьи). В международном обиходе эта концепция называется value-based management (VBM, ценностно-ориентированный менеджмент). Отметим, что финансовым и математическим эквивалентом рыночной стоимости является долгосрочная доходность бизнеса (но это не ROE!). Возможно, кому-то из читателей будет удобнее воспринимать идеи VBM именно с позиций управления доходностью, а не стоимостью.

Цели максимизации прибыли и стоимости нередко конфликтуют. Простейший пример: если премия директора связана с величиной прибыли по итогам года, то он будет не заинтересован в реализации программ развития — таких, которые предполагают высокие затраты в текущем году с целью получения дополнительных выгод в последующие годы. Для случая наемных директоров эти примеры может продолжить любой собственник бизнеса.

Но разве в ситуации, когда собственник является директором, у него может возникнуть такая незаинтересованность? Конечно нет! Но максимизация прибыли лишь в некоторых случаях приводит к максимизации стоимости (иными словами — максимизации благосостояния собственника). Это объясняется хотя бы тем, что в общем случае доходность рассчитывается как отношение прибыли к капиталу, и если, забыв о нем, наращивать прибыль, то окажется, что бизнес не имеет финансового смысла, т.к. дает доходность меньше, чем облигации федерального займа…

VBM учитывает все эти (и многие другие) противоречия и позволяет разработать такую систему оплаты труда, в которой все ответственные лица получают премию пропорционально их вкладу в стоимость бизнеса. Появляется возможность определить вклад и бизнес-процессов в стоимость фирмы, после чего возможна (точнее необходима) их ценностно-ориентированная оптимизация (увеличение вклада в стоимость).

Но ценностно-ориентированная оптимизация (ЦОО) — это не просто прирост выгод отдельной группы собственников. Это прирост выгод и на национальном уровне, поскольку ЦОО означает наилучшее использование факторов производства, следовательно — наибольший эффект от использования имеющихся ресурсов. Вот почему здесь уместна аналогия из названия: управление прибылью схоже с чисткой ружей кирпичом — такие фирмы будут постоянно промахиваться в конкурентном состязании с фирмами, использующими VBM.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.