Александр Ястребов: «Сибирские таможни и СТУ перешли в режим прямой связи с бизнесом»
Начальник Сибирского таможенного управления рассказал «ДК» о поддержке новосибирского бизнеса, проблемах участников ВЭД, новых логистических цепочках и параллельном импорте.
Когда возникла острая необходимость оперативной переориентации товарных потоков, изменения логистических маршрутов и видов транспорта, прямая связь с бизнесом стала особенно важной задачей для таможенников.
Как таможня поддерживает российский бизнес в условиях санкционного давления? Основные меры, востребованные у предпринимателей.
— В условиях беспрецедентных санкций задача таможенных органов — смягчить, нивелировать их воздействие на российскую экономику в целом, а также на экономику сибирского региона, помочь восстановить товарооборот и деловую активность, на которые, конечно, повлияло санкционное давление. Сейчас мы наблюдаем переориентацию товарных потоков, изменение логистических маршрутов и видов транспорта. Многие участники ВЭД прорабатывают тему импортозамещения, завершив работу по ранее заключенным контрактам. Со своей стороны мы активно применяем как экономические, так и административные меры поддержки ВЭД. За девять месяцев 2022 г. таможенные органы предоставили сибирскому бизнесу почти 2,8 млрд руб. льгот и преференций. Главным образом поддержка касалась ввоза из-за границы товаров первой необходимости, целью которой стало предотвращение дефицита на внутреннем рынке.
Максимальную экономию сибирские предприниматели получили от обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары и введения тарифных льгот по уплате таможенных платежей. Сумма этих мер поддержки, направленных преимущественно на ввозимую фармацевтическую продукцию, фрукты и овощи, изделия из черных металлов, запасные части для оборудования и механических устройств, составила более 2,1 млрд руб.
Снижению финансовой нагрузки способствовало также предоставление Сибирской электронной таможней тарифных преференций: за три квартала 2022 г. они составили 668,1 млн руб. и в основном касались ввоза таких групп товаров, как пищевые продукты и предметы одежды.
Всего за девять месяцев 2022 г. сибирские предприниматели ввезли около 230 тыс. тонн товаров приоритетного импорта, из них — 112 тыс. тонн пищевых продуктов. По сравнению с тремя кварталами прошлого года ввоз продовольственных товаров увеличился на 8%.
Серьезно снизить административную нагрузку на бизнес помог установленный первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимых товаров и критического импорта. Были сокращены сроки выпуска таких товаров, в первую очередь за счет уменьшения количества досмотров, отмены весогабаритного контроля в пунктах пропуска через границу, применения современных таможенных технологий и автовыпуска.
В автоматическом режиме Сибирская электронная таможня сегодня регистрирует 93% всего декларационного массива, выпускается автоматически каждая пятая декларация. В октябре среднее время выпуска безрисковых товарных партий составило 32 минуты, рисковых — 5 часов 29 минут. Среднее время автовыпуска деклараций не превышает полторы минуты.
Бизнес активно использует послабления в сфере параллельного импорта. В регионе с мая 2022 г. таким образом оформлены товары на сумму $11,52 млн.
Важно сказать и о масштабной информационной поддержке бизнеса: сегодня все сибирские таможни и аппарат СТУ переведены буквально на режим прямой связи с предпринимателями, деловыми кругами. Есть возможность обратиться на круглосуточные горячие линии. Каждую неделю проводятся десятки совещаний с участниками внешнеэкономической деятельности в регионах.
Какие вопросы сегодня актуальны для бизнеса — о чем участники ВЭД спрашивают на горячей линии СТУ?
— Меры, принятые правительством, помогли избежать серьезных проблем. Основные сферы, где возникают трудности у местного бизнеса, — разрыв логистических цепочек и контрактов контрагентами из недружественных стран. Из-за этого ряд крупных организаций Сибири, которые заказывали у них для своих производств станки и другое оборудование, прекратили либо приостановили эти поставки. Также определенные сложности есть с оплатой из-за санкций, наложенных на банки, переводы и др. Бизнес уже привык к постоянным переменам — он меняет логистику, находит новые страны-контрагенты. И, надо отдать должное, все крупные инвестпроекты, которые есть в Сибири, продолжают работать.
Честно говоря, санкции, которыми нас пугали, наоборот, нас мобилизовали и заставили по-другому посмотреть, с кем нам выстраивать деловые отношения. Экономика не пострадала так, как прогнозировалось.
Еще из актуальных вопросов бизнес-сообщества — о применении ставок ввозных таможенных пошлин на приоритетные товары, в том числе нулевой таможенной пошлины, о разрешительном порядке вывоза и запрете на вывоз отдельных товаров, о ввозе товаров, маркированных товарными знаками, и параллельном импорте.
Как в современных условиях меняются логистические цепочки поставок? Появляются ли новые транспортные коридоры через Сибирь и Новосибирск, особенно в азиатском направлении?
— Создаются новые и расширяются существующие транспортные коридоры, соединяющие Россию и азиатские рынки. В условиях санкций растет необходимость резкого увеличения пропускной способности пунктов на границах с дружественными странами. Под особым контролем СТУ — реконструкция автомобильных пунктов пропуска, в частности, на российско-монгольской границе, а также качество и оперативность работы расположенных здесь таможенных постов.
Реконструкция двустороннего автомобильного пункта пропуска «Хандагайты» в Республике Тыва уже началась. По ее итогам транспортная пропускная способность ДАПП увеличится в два раза и составит 200 машин в сутки. А главное — изменится статус пункта пропуска с двустороннего на многосторонний. Это позволит осуществлять транзит в РФ товаров из стран Восточной Азии через Монголию.
Предстоит реконструкция и МАПП «Ташанта» в Республике Алтай. К ее окончанию, в 2026 г., проектная пропускная способность пункта должна составлять более 1 тыс. единиц транспорта в сутки. Для сравнения: существующая проектная способность МАПП «Ташанта» сейчас составляет 100 автомобилей. Модернизация этого пункта пропуска приобретает особую актуальность в условиях недавно завершенного строительства монгольского участка скоростной автомобильной трассы (Asian Highway 4), соединяющей Новосибирск с пакистанским портом Карачи через территории Монголии и Китая, и прогнозируемого увеличения транзита китайских товаров через Монголию.
Как сейчас идет работа таможни в области правоохраны: какие преступления выявляются наиболее часто?
— Безусловно, чаще всего таможенным органам Сибири приходится иметь дело с преступлениями в сфере лесоэкспорта. За девять месяцев с начала года было возбуждено 59 уголовных дел, связанных с контрабандой древесины и уклонением от уплаты таможенных платежей при экспорте леса. Большая часть дел приходится на Иркутскую, Красноярскую и Алтайскую таможни.
Таможням и мобильным группам СТУ с начала года удалось предотвратить контрабанду более 12 тыс. кубометров древесины стоимостью более 150 млн руб.
Помимо древесины, из Сибири незаконно пытаются вывезти и другие стратегически важные ресурсы: в 2022 г. это были дизельное топливо и биоресурсы (цисты артемии). Удалось пресечь вывоз почти 160 тонн топлива и более 18 тонн цист артемии. Уголовные дела возбуждены Алтайской и Омской таможнями.
Другим традиционным направлением правоохранительной деятельности является борьба с незаконным выводом за рубеж валюты. С начала года таможенными органами Сибири было возбуждено 12 уголовных дел, установлено, что на счета нерезидентов было незаконно переведено более 245 млн руб. Эти преступления тесно связаны с незаконным образованием фирм-однодневок — еще 63 уголовных дела.
По фактам валютных нарушений возбуждены более 1,2 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них 78 приходятся на пассажиров международных авиарейсов, нарушивших правила перемещения валюты. Количество таких дел возросло в 1,5 раза в связи с введением с 1 марта 2022 г. запрета на вывоз из России валюты свыше $10 тыс.
При попытках ввоза в регион таможня чаще всего пресекает контрабанду психотропных и сильнодействующих веществ, наркотиков. В этом году в основном это были запрещенные сильнодействующие вещества в составе средств для похудения и наращивания мышечной массы. С начала года таможнями Сибири возбуждено 29 уголовных дел, предотвращен ввоз и распространение около 6 кг запрещенных веществ. Наиболее часто их контрабанда пресекалась таможенниками в Новосибирской и Омской областях, в Красноярском крае.
Еще одна категория распространенных преступлений — это уклонение от уплаты таможенных платежей. За девять месяцев 2022 г. было возбуждено 18 уголовных дел. Уклонение совершалось при вывозе лесоматериалов, транспортных средств, товаров народного потребления (обувь, шубы), пищевых продуктов, стройматериалов, оборудования. Общая сумма неуплаченных таможенных платежей составила 127,6 млн руб.
Какая контрабанда характерна для Сибири и Новосибирска, особенно сейчас, когда появилось понятие параллельного импорта? И не размылось ли в связи с этим понятие контрабанды?
— Как уже было сказано, для Сибири актуальна борьба с контрабандой древесины и других природных ресурсов, ведется активное противодействие незаконному выводу валюты. Что касается Новосибирской области, то здесь мы реже, чем в соседних «лесных» областях, имеем дело с контрабандой древесины. Зато постоянно выявляем нарушения в сфере валютных операций, пресекаем уклонение от уплаты таможенных пошлин, попытки ввоза сильнодействующих веществ, нелегальной табачной продукции, одежды, обуви, поддельных аксессуаров для телефонов и др.
Что касается параллельного импорта, мы не фиксируем в его объемах роста контрафактной продукции. Борьбу с контрафактом, подделками мы вели и раньше, резкого всплеска в этом направлении в 2022 г. не наблюдается.
За девять месяцев в регионе выявлен и пресечен ввоз более 205 тыс. единиц контрафактной продукции.
Да, было опасение, что увеличится количество контрафакта, который будут ввозить в регион под видом параллельного импорта. Но, к счастью, эти ожидания не оправдались. Нет увеличения количества подделок, а параллельный импорт идет, как ему полагается — участники ВЭД его активно используют.
Как изменился ввоз товаров на этом фоне?
— Сначала количество ввозимых товаров уменьшилось из-за санкций, наложенных на определенные категории товаров. Но сейчас все стабилизировалось, а параллельный импорт, наоборот, наращивается. Причем в разных таможенных управлениях разные показатели — все зависит от налаженной логистики, возможностей конкретного региона и т.д. Сейчас большой упор идет на порты, связанные с Дальним Востоком, и таможенные посты на границе с Китаем.
Фото: Егор Тиммерман
Читайте также: Новосибирский бизнесмен купил имущество железногорского банкротного предприятия