«Довести кисельную барышню до белого колена», или отменят ли русский язык?

Руководитель «Тотального диктанта», член Совета по русскому языку при президенте РФ, учредитель и глава фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец рассказала «ДК», будет ли отмена русской культуры.

Организаторы акции были уверены, что в 2022 г. версия «Тотальный диктант» для иностранцев (студенты, изучающие русский язык в РФ и за рубежом) окажется под вопросом, так как из-за осложнившейся геополитической обстановки будет очень мало желающих. На удивление в этом году количество участников оказалось на уровне 2021 г. — семь тысяч человек. «Деловой квартал» поговорил с Ольгой Ребковец о том, будет ли отмена русской культуры, о просветительских проектах, взаимодействии с бизнесом, грамотности 3.0 и об отношении к продвижению русского языка за границей на фоне современных событий.

Состоится ли Тотальный диктант (ТД) в 2023 г.? Помню, была заминка с предоставлением помещения в НГУ...

— Проблемы с НГУ не были никак связаны с внешними событиями. Это долгая история взаимоотношений и сепарации «Тотального диктанта» и НГУ. После медийной эскалации конфликта мы поговорили, и сотрудничество с НГУ продолжилось. Поэтому я не вижу никаких предпосылок к тому, что ТД может не состояться.

Некоторые считают это все из-за того, что ТД неаккуратно выбирает спикеров в политическом плане...

— Это другая история. В 2021 г. у нас был не самый простой автор, сейчас мы видим, что с этим автором происходит [Дмитрий Глуховский* признан иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента прим. ДК]. Но здесь мы остались верны своим принципам: ТД — вне политики, и так будет всегда, и никакая политическая позиция в рамках ТД транслироваться не будет. Мы — за объединение, за то, чтобы собраться и сделать что-то хорошее. Что касается внешних обстоятельств, то да, в прошлом году у нас были некоторые опасения, проводить акцию или отменять. Мы все-таки решили проводить.

Мы были практически уверены, что версия ТД для иностранцев (студенты в РФ и за рубежом) окажется под вопросом, так как будет очень мало желающих. Тем не менее в 2022 г. количество участников было на уровне 2021 г. — семь тысяч человек. Что касается зарубежных площадок, то нас «обнулил» ковид: Китай до сих пор закрыт, в Европе тоже местами остаются ковид-ограничения, в Беларуси ТД не проводился два года в связи с известными событиями там [в 2020 г. в стране подавлена серия протестов против результатов выборов, на которых победил действующий президент А. Лукашенко прим. ДК]. Поэтому мы не ожидали ничего глобального. Главное было — провести акцию, не превратив ее в политическую арену, чтобы не подвергать опасности ни наших организаторов, ни наших участников на площадках. В итоге было 38 стран с очными площадками: в США, Европе (Италия, Германия, Швейцария, Финляндия и др.) и странах СНГ. Более 100 стран писали диктант онлайн. Я считаю, могло быть и больше участников, но у нас в прошлом году были ограниченные ресурсы из-за проблем со спонсорами: мы остались без президентского гранта, поэтому работала по большей части волонтерская команда.

Считаю, это значимо, что акция способна объединять людей в любые времена на почве русского языка.

На 2023 г. установка у нас примерно такая же. Сейчас собираем подтверждения участия от городов и стран, принимаем заявки на конкурс столиц ТД. Акция в 2023 г. намечена на 8 апреля. Но мы не знаем, в каком мире будем жить в апреле... Ковид научил действовать в предложенных обстоятельствах, поэтому мы ориентируемся на ситуацию.

Много иностранных городов отказалось от проведения ТД?

— В некоторых странах сильно поляризовалось гражданское сообщество в свете последних событий, что повлекло за собой конфликты. Где-то организаторы решили взять паузу, кто-то не видит внутри себя порыва сейчас продвигать русский язык, у кого-то административные ограничения... Но не было такого, чтобы мы получали агрессию от координаторов ТД за рубежом. В Польше, например, ТД именно коренные поляки организовывали. К счастью, всегда есть онлайн-формат участия.

Многие сейчас говорят об отмене русской культуры, русского языка... Что нас ждет?

— Мне всегда было обидно, что нет хорошего книжного магазина в Стамбуле, а в Париже, Лондоне и Тель-Авиве — есть. Недавно русский книжный открылся в Армении. Мне кажется, наступил период, когда такой магазин может появиться в Стамбуле. Если честно, я думаю, русскую культуру за рубежом, наоборот, ждет рассвет, потому что какая-то часть нашей культурной прослойки переместилась за рубеж — это и актеры, и музыканты, и другие представители искусства. Я вижу, как там сейчас активизировались мероприятия: концерты, выступления, объединения людей. Они будут продолжать свое творчество, и вряд ли оно не будет связано с русским языком.

Независимо от того, по какой причине эти люди уехали из РФ, нельзя допустить, чтобы они потеряли связь с русской культурой, и здесь как раз неформальные общественные объединения должны сыграть большую роль, потому что государственные институции за рубежом не всегда могут выполнять такую функцию.

Насколько грамотность влияет на общий уровень культуры у нас и за рубежом?

— Есть несколько подходов к пониманию грамотности. Грамотность, например, на языке ЮНЕСКО — это умение читать и писать. Понятно, что на этом уровне у РФ практически нет проблем — этот показатель переваливает за 90%. Есть понимание грамотности как умения писать без ошибок и правильно говорить. Здесь грамотность оказывает влияние в двух основных случаях: репутация организации либо имидж человека. Речь скорее идет о публичной коммуникации либо о коммуникации, когда обе стороны только вступают во взаимодействие друг с другом.

И тогда ошибки или неправильно поставленные ударения в речи могут испортить впечатление настолько, что человека, например, не примут на работу, или станут причиной медийного скандала.

Есть истории, например, когда региональные министры образования или культуры публиковали в соцсетях посты с орфографическими ошибками, и эти скандалы доходили до уровня федеральных СМИ. Были истории с билбордами, когда, например, надпись «Мы заботимся о ветеринарах» сопровождалась фотографиями ветеранов.

Есть еще третий подход к грамотности — современный. Грамотность как владение языковыми средствами и умение оперировать информацией — здесь и критическое мышление, и знание, где найти компетентную информацию. Необязательно сегодня человеку помнить все словари наизусть, но нужно знать, где искать. Часто то, что выдается первой строкой в поисковике, — некомпетентная информация. А есть авторитетные ресурсы, институты русского языка, например, Грамота.ру, где можно найти ответы. То же относится к литературе: на полке могут стоять книги — мы их называем лингвофрическими — где говорится, что все языки произошли от русского, про сакральное значение русского алфавита и т.д. И тут же рядом стоит хорошая, авторитетная литература, где ученые спокойно и без истерик раскладывают по полочкам важные для языка явления: заимствования, феминитивы, регионализмы и др. Такая грамотность тоже невероятно важна, потому что мы потребляем и производим огромное количество информации. Поэтому нужно правильно ее доносить до собеседника, выбирая нужный языковой регистр, средства, время, форму.

Тогда какая грамотность важнее?

— Мне кажется (хоть филологу и не нужно говорить такие вещи), язык и языковая грамотность, несмотря на свою важность, иногда могут становиться вторичными по отношению к психологии и законам коммуникации. То есть максимально точно угадать, кто находится на той стороне, и в какой момент, и как, и что нужно сказать — важнее. Иногда можно пренебречь правилами. Иногда практика письма показывает, что люди пренебрегают правилами пунктуации: например, когда точка в конце предложения не ставится в мессенджерах, потому что это может быть воспринято как агрессия. Или даже орфография: когда, например, «вы» все чаще пишется с маленькой буквы, даже если обращаются к очень уважаемому человеку в личной переписке. Потому что в общении в мессенджерах или в почте это кажется уже избыточным, так как оно выстраивает дополнительную дистанцию между людьми. В этом плане грамотность становится необычайно важной. Сейчас становится все больше дистанционного общения и все больше разделения — кто будет работать из РФ, а кто нет. Не всегда можно будет что-то компенсировать невербальной коммуникацией, и нам приходится развивать искусство владения всеми этими инструментами.

Есть ли у ТД есть проекты, которые такой коммуникации учат?

— Про деловую коммуникацию у нас есть небольшой онлайн-курс «Что-то на офисном, или Нормы и правила бизнес-правописания». Там мы говорим именно про деловую переписку: делаем акцент на орфографии — как правильно писать название должностей, как склоняются фамилии, как правильно сокращать, оформлять документы и т.д. Также у нас есть и онлайн, и очные просветительские мероприятия, куда мы приглашаем экспертов. У нас есть член филологического совета ТД Кира Дружинина, которая и читает лекции онлайн, и ездит в наши центры грамотности в 18 регионах. Есть один эксперт, с которым мы сотрудничаем, Ольга Лукинова, она проводит тренинги и семинары (самостоятельно и иногда в сотрудничестве с ТД), выпустила книгу и ведет телеграм-канал «Цифровой этикет». Следующим этапом развития будут курсы грамотности в устной речи. Сейчас мы делаем серию публикаций в соцсетях об ударениях и произношении.

Очевидно, что грамотность и собственно ТД важное дело. Почему бы государству не взять его на баланс и не начать финансировать? Или это испортит проект?

— Мне кажется, испортит, потому что пострадают школьники и учителя.

У меня есть мечта, что как-то институционально будет решен вопрос с обучением русскому языку для повышения уровня грамотности среди взрослых.

Здесь — большая лакуна, которую никто не заполняет, тема, которой никто не занимается. Есть обучение русскому языку на программах повышения квалификации у чиновников, но это просто микроскопический блок. Он не основан ни на каких методиках, нет осознанного понимания, что нужно давать, какие проблемы решать.

Некоторые корпоративные университеты подходят ответственно и стараются учить русскому языку. Мы, например, разрабатываем языковые мероприятия для организаций. Где-то — в игровой форме, языковые квизы. Был один курс про фразеологизмы, мы его назвали «Довести кисельную барышню до белого колена», потому что очень часто их используют неправильно. Где-то это была серьезная работа в виде семинаров и вебинаров, которые мы составляем с учетом тех документов и того рода деятельности, который нужен компании, а где-то это был просто корпоративный диктант.

В 2020 г. мы проводили форсайт представителей корпоративных университетов и бизнесов. Выясняли, как работать с грамотностью сотрудников и что для этого нужно делать. Мы вместе признали существование проблемы и обнаружили, что корпоративные университеты готовы вести работу в этом направлении. Но пришли к выводу, что все равно инициатива и верхний уровень организации должны быть за государством, так как нет единых программ, методик и исследований в этой сфере. Те, кто сейчас обучает взрослых, — это школьные, вузовские преподаватели, а порою и люди, не имеющие соответствующего образования. А ведь к этому нужно подходить глубоко, опираясь на принципы андрагогики (обучения взрослых) и хьютагогики (самообучения). Мне хочется верить, что когда-нибудь это произойдет.

А что насчет ТД нужна ли ему господдержка? На какие средства он существует?

— Что касается ТД, то прелесть и сила этой акции в том, что она общественная и неформальная. Вокруг нее собирается очень много молодых людей, и мы стараемся этот студенческий задор сохранить.

Если ТД будет включен в государственную деятельность, это исключит моменты авантюры.

У нас очень многое делается по фану, и я боюсь, что если у ТД будет серьезная институционализация, то этот фан пропадет. Именно благодаря тому, что этот проект — общественный, низовой, вырос из небольшого регионального мероприятия, он имеет очень широкую волонтерскую сеть, и столько людей готовы бесплатно его реализовывать. Если вдруг ТД станет кому-то подведомственен, бюджет сразу возрастет в несколько раз именно потому, что труд, который сейчас волонтерский, станет необходимо оплачивать. И ТД могут начать реализовывать для галочки.

Очень хорошо, что государство помогает, и что есть гранты — президентский, фонда Горчакова и т.д. Сейчас действительно все сложнее работать с бизнесом: поддерживать стали меньше, так как все находятся в условиях неопределенности. Многие фирмы либо заморозили свои внешние коммуникации, либо сократили до минимума, чтобы выполнять только основные задачи. Сейчас у ТД как раз начался период активного выхода с предложениями к компаниям, и понятно, какие ответы мы получаем. В лучшем случае предлагают подождать несколько месяцев.

В какой-то момент, когда мы поняли, какие перспективы есть у ТД, у меня было желание распределить финансирование проекта, чтобы часть средств была грантовой, часть — от коммерческой деятельности и еще часть — спонсорской. Чисто благотворительные деньги у нас были в прошлом году — это было несколько спонсорских взносов. У нас получаются интересные интеграции с самыми разными партнерами: например, компания Berlingo, которая предоставила нам ручки. По сути, это была такая большая промоакция компании, а участникам достались ее прекрасные ручки на память. Еще у нас был автопробег — сотрудничали с компанией ГАЗ. Мы ехали через 30 городов, были яркие автомобили, обклеенные символикой ТД, которые стояли на центральных площадях городов. Это привлекало СМИ, прохожих, а также было неплохое продвижение ГАЗа. Было еще очень успешное сотрудничество с Почтой России, которая рассылала ручки Berlingo. Начальники почтовых отделений приходили домой к нашим координаторам с коробками ручек и со съемочной группой какого-нибудь местного телеканала. Все эти коробки дошли в срок — это больше 500 посылок.

В 2023 г. будет 20-й ТД — юбилейный. Ручек пока нет — с партнерами тяжело, поэтому мы запустили крупную краудфандинговую кампанию на Планете.ру под лозунгом «Диктант дошел до ручки!»

Есть ли какая-то статистика по пишущим ТД: возрастает или падает среди них грамотность?

— По ТД сложно оценить реальный уровень грамотности, потому что у нас каждый год разные тексты и состав участников от города к городу. Сказать, что грамотность катастрофически падает, мы точно не можем. У нас в проекте статистика скорее положительная: если в 2007 г. у нас была норма 1-3% отличников, то сейчас их 7-10%. Но мы не говорим, что люди стали настолько грамотными, просто у нас сформировался некий костяк участников, и кто начинал с «двойки», дорос до уверенной «пятерки».

Сейчас очень много слов появилось так называемый новояз. Насколько из-за него речь засоряется, насколько это естественный процесс?

— Это очень естественный процесс для языка. Здесь есть несколько языковых явлений. Первое — это молодежный сленг. Это нормально, что старшее поколение не понимает младшее. Сленг живет очень недолго — буквально пять лет, а потом лексический состав меняется. Это необходимость поколения отделиться, сепарироваться и показать свою самостоятельность. Такая лексика редко переходит в основной лексический состав языка.

Второй момент — это заимствования, больная для многих тема. Каждый уважающий себя чиновник, если его спросили про русский язык, считает своим долгом сказать «заполонили», «нужно очистить» и предложить заменить все иноязычные слова русскими. Русский язык прекрасен тем, что в разные времена в него активно приходили заимствования — из церковнославянского и старославянского, немецкого языка, латыни, голландского и т.д. У нас была эпоха, когда грамотные люди знали французский язык лучше, чем русский. И русский язык это спокойно пережил. Мне кажется, подобное крупное влияние на русский язык уже точно не грозит. Сейчас очень много заимствовано из английского: мы берем термины, явления, названия. Вот, например, слово «флешка» — исконно русское (смеется), потому что образовано по системе русского словообразования. Филологи на это смотрят спокойно, русский язык и это переживет: он так же, как и в предыдущей эпохе, оставит то, что ему нужно. Здесь главный вопрос как раз в грамотности 3.0, к которой относятся культура речи и понимание уместности.

Теле- и радиоэфиры становятся вторичными по отношению к лидерам общественного мнения — блогерам. И они часто в своих эфирах далеко не на первое место ставят грамотность. Но из того, что мне попадалось, — много грамотных текстов. Еще стиль и уровень речи очень зависит от аудитории, к которой блогер обращается. Здесь идет формирование некой общей культуры речи — это должно быть интересно, востребовано, модно.

Сейчас у РФ политическая переориентация на Азию. Китайский не заменит русский, английский?

— Скорее китайцы выучат русский. В России очень много студентов из Китая изучает русский язык. Наши преподаватели выезжали в Китай: от ТД там проводили программу повышения квалификации для китайских учителей русского языка. Русский не потеряет свое значение, а наоборот, будет усиливаться. Я бываю часто во Владивостоке, была в Благовещенске и Иркутске, где есть вывески на китайском, и я не могу сказать, что там очень заметно влияние китайского языка.

Какие планы у ТД?

— Мы продолжаем свою просветительскую деятельность. Сейчас у нас закончилась серия фестивалей грамотности в регионах РФ. На весну у нас выигран грант Фонда Горчакова на проведение просветительских мероприятий за рубежом (это Южный Кавказ — Грузия, Армения, Азербайджан, — а также Турция, Казахстан). Это будет непросто, но надеюсь, что имя ТД снова объединит людей.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.