Оборудование для «СКИФа» за 1,1 миллиарда изготовит томский НИИ
Институт катализа СО РАН заключил госконтракт на разработку, изготовление, монтаж, шефмонтаж, шефналадку оборудования экспериментальной станции «Структурная диагностика».
Интегратора создания станции (томский Институт сильноточной электроники СО РАН) выбрали с помощью Госзакупок (ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Стоимость контракта — 1,1 млрд руб. Согласно контракту, Институт сильноточной электроники СО РАН должен создать «под ключ» оборудование экспериментальной станции к декабрю 2024 г.
Как рассказали в пресс-службе ЦКП «СКИФ», станция «Структурная диагностика» предназначена для решения широкого спектра материаловедческих и фундаментальных задач методами рентгеновской дифракции (порошковой и монокристальной), микротомографии и элементного анализа. Такие исследования нужны для неорганической химии, катализа, химии твердого тела, структурной биологии, фармацевтики, археологии и других наук.
При определении состава и очередности появления экспериментальных станций мы в первую очередь идем за потребностями будущих пользователей. Так, одним из наиболее востребованных направлений синхротронных исследований можно назвать белковую кристаллографию. Благодаря этому методу получены структуры множества важных для фармакологии ферментов и рецепторов, что позволило разработать новые лекарственные средства. Мы ведем диалог с профильными научными группами, и уже сейчас они выражают готовность загрузить серьезными задачами одну из секций станции «Структурная диагностика». Это связано и с тем, что мы решаем вопрос системно: в составе лабораторного корпуса ЦКП «СКИФ» предусмотрена лаборатория кристаллизации белков, — рассказал директор Института катализа СО РАН, академик РАН Валерий Бухтияров.
По словам академика, оборудование станции обеспечит существенное расширение экспериментальных возможностей для диагностики функциональных и конструкционных материалов, в том числе в условиях, максимально приближенных к условиям их эксплуатации. Например, можно будет исследовать процессы синтеза нитридных и оксидных покрытий непосредственно в процессе их роста. Такие покрытия используются для увеличения срока службы лопаток турбин, ответственных узлов для авиации и космических летательных аппаратов, а также металлообрабатывающего инструмента. Синхротронные исследования позволят контролировать функциональные свойства покрытий и оптимизировать технологические процессы их получения.
Институт сильноточной электроники СО РАН решил взяться за амбициозную и новую для нас задачу создания экспериментальной станции для ЦКП «СКИФ», поскольку совмещает две роли: с одной стороны — высокомотивированного будущего пользователя, с другой — опытного разработчика научного оборудования. Пять лабораторий Института используют синхротронные методы для решения собственных исследовательских задач. Мы также участвуем в реализации проекта в рамках выполнения мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры. То есть мы хорошо понимаем актуальность и возможности этих методов. В то же время у нас большой опыт создания уникального электрофизического, электронно-пучкового и плазменного оборудования: источников электронных пучков, лазерного излучения, мощных СВЧ-импульсов, генераторов газовой и металлической плазмы, которые поставляются как в российские организации, так и на экспорт, — прокомментировал директор Института сильноточной электроники СО РАН Илья Романченко.
Читайте также: Режим неблагоприятных метеоусловий объявлен в Новосибирске