Маркетинг в малом бизнесе: оно вам надо? Мнение эксперта
Профессиональный маркетолог рассказала, каким компаниям не требуется отдел маркетинга, а также что нужно тем, кто все-таки хочет создать специальную команду для решения задач продвижения.
Управляющий партнер «Агентства Маркетинговых стратегий Макс», консультант по маркетингу и продвижению брендов, наставник предпринимателей Ульяна Павлова
— Сегодня только ленивый не рассуждает о значимости маркетинга в развитии бизнеса. Да, я согласна. Маркетинг — это эффективный инструмент для лучшего понимания потребностей клиентов, удовлетворения их запросов и, соответственно, увеличения прибыли компании.
Я 10 лет работала с крупными компаниями как заказчик и 7 лет с малым бизнесом — как исполнитель. У меня есть понимание, как масштабировать любой бизнес и «растить» его собственника. С крупными компаниями понятно: у них обычно уже имеется целая стратегия маркетингового развития и штат специалистов. А что делать с маркетингом для малого бизнеса? Давайте разбираться.
Когда нужен отдел маркетинга в малом бизнесе, а когда — нет
Если вы хотите роста и развития своей компании, то отдел маркетинга вам точно нужен. Потому что без стратегии развития бизнеса невозможно не только настроить мощный поток клиентов, но и просто порой выжить в условиях рынка. Стратегия — это маршрутная карта, которая отвечает на вопрос, куда движется бизнес, что можно в нем усилить, что — нивелировать, чтобы привлекать, удерживать клиентов и расти в доходах.
Итак, отдел маркетинга вашему бизнесу нужен, когда вы:
1. Хотите расширять бизнес, но некогда думать о проблемах, потому что вы все время «затыкаете» какие-то «дыры».
2. Задумываетесь о том, что вам нужен личный помощник, чтобы делегировать множество дел.
3. Постоянно что-то делаете, но не понимаете, в правильном ли направлении двигаетесь.
4. Не успеваете думать о развитии своего бизнеса, потому что берете на себя все подряд.
5. Не имеете дальнейшего развития компании.
6. Не понимаете, откуда идет поток клиентов.
7. Теряете клиентов, не поддерживаете с ними связь.
Если вы покачали головой в знак согласия, читая этот список, то маркетинг — это то, чем вам нужно заняться прямо сейчас.
Вам не нужен отдел маркетинга, если:
1. У вас есть понимание стратегии развития компании, и вам просто нужно усилить какой-то рекламный канал.
2. Вам нужно увеличить количество лидов, и вы сами понимаете, как это можно сделать.
В этом случае поздравляю вас: скорее всего вы справитесь самостоятельно. По крайней мере, вам точно не нужен целый отдел, будет достаточно одного хорошего специалиста-маркетолога, который станет вашей поддержкой.
Отделу маркетинга — быть. Что дальше?
Шаг первый.
Если вы приняли решение создавать отдел маркетинга или развивать его, то первое, что нужно сделать — это прописать задачи и цели вашей компании и понять:
— что сейчас делается для их достижения,
— что откладывается на потом,
— как это оцифровывается,
— соответствуют ли сроки выполнения заявленным планам.
Шаг второй.
Ответьте себе на 3 вопроса:
— чего вы хотите в будущем, какие цели ставите себе на год, на три?
— какие действия нужно совершить, чтобы достичь результатов?
— что вы сделаете для достижения цели в ближайшие два месяца, а завтра?
Начать всегда сложнее всего. Например, вы решили, что нужно оцифровать всю воронку и клиентскую базу. Для этого вам нужна CRM или у вас уже есть CRM-система. В первом случае ваш первый шаг на завтра — заказать демоверсию нескольких программ и провести тестирование. Во втором случае — заказать аудит действующего программного обеспечения и проверить настройку логики процесса работы.
Совет: не хватайтесь за все подряд сразу. Вашего энтузиазма хватит ненадолго, если вы не будете работать в системе.
Шаг третий.
Проанализируйте всю полученную информацию и зафиксируйте все текущие процессы по основным направлениям:
— маркетинг
— продажи
— производство/закупки
— финансы
— бухгалтерия
— логистика и т. Д. (зависит от специфики бизнеса)
Пропишите по каждому из имеющихся направлений в компании функционал, цели, совместные и перекрестные задачи с другими подразделениями, а также рассчитайте kpi.
Чаще всего уже на этом этапе возникает понимание изменений, которые нужно внедрить.
После этого анализа можно переходить к постановке задач для всей компании:
— обновить бизнес-процессы или внедрить новые регламенты,
— создать новые должности, которые приведут к пересмотру устоявшихся процессов,
— внедрить новые IT-продукты для управления: CRM-систему, ERP-систему и др.,
— создать новые подразделения,
— заменить оборудование,
— обновить технологии производства,
— запустить системы обучения сотрудников.
Шаг четвертый.
Составьте общий стратегический план. Я обычно не ограничиваюсь одним вариантом, а включаю в стратегию 1- 2 пути развития бизнеса и 3- 4 задачи на год. Мой тактический план включает несколько вариантов — оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. Ваш скорее всего тоже будет иметь несколько возможных векторов развития. Этот минимальный набор действий позволит вам лучше осознать реальную ситуацию, в которой находится ваша компания сегодня. И чем глубже вы погрузитесь в процесс анализа, чем более полной информацией будете владеть, тем легче вам будет объяснить себе и маркетологу, что вам действительно нужно. Придет понимание того, каких специалистов нанять, создавать отдел маркетинга в штате или на аутсорсинг и т.д.
Подбираем сотрудников
Если вы проделали работу, описанную выше, то поздравляю вас: вы — молодец! Потому что теперь у вас есть в голове картинка и хотя бы общее представление о дальнейшей работе. Исходя из реальной ситуации можно начать формировать отдел или набирать специалистов на аутсорсинг.
В зависимости от ваших задач и специфики деятельности могут понадобиться: руководитель отдела маркетинга, маркетолог, дизайнер, SMM-специалист, фотограф, таргетолог и др. Или более редкие специалисты: аналитик-товаровед, специалист контроля качества, арбитражник, traffic-manager и др.
Теперь еще один очень важный вопрос — брать ли сотрудников в штат или можно на аутсорсе?
В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Сегодня найти хорошего специалиста непросто. Обращение в агентство или найм фрилансера будет стоить дороже, зато специалист будет заточен под конкретный функционал. Например, задача маркетолога — настроить весь процесс работы, копирайтера — грамотно написать тексты, а таргетолога — реклама в социальных сетях. Но главное, что точно должно быть внутри — это голова, управляющая всеми ресурсами, голова, которой вы доверяете, правая рука, включенный сотрудник, который представляет ваши интересы.