Маркетинг в малом бизнесе: оно вам надо? Мнение эксперта

Маркетинг в малом бизнесе: оно вам надо? Мнение эксперта
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Профессиональный маркетолог рассказала, каким компаниям не требуется отдел маркетинга, а также что нужно тем, кто все-таки хочет создать специальную команду для решения задач продвижения.

Управляющий партнер «Агентства Маркетинговых стратегий Макс», консультант по маркетингу и продвижению брендов, наставник предпринимателей Ульяна Павлова

— Сегодня только ленивый не рассуждает о значимости маркетинга в развитии бизнеса. Да, я согласна. Маркетинг —  это эффективный инструмент для лучшего понимания потребностей клиентов, удовлетворения их запросов и, соответственно, увеличения прибыли компании.

Я 10 лет работала с крупными компаниями как заказчик и 7 лет с малым бизнесом — как исполнитель. У меня есть понимание, как масштабировать любой бизнес и «растить» его собственника. С крупными компаниями понятно: у них обычно уже имеется целая стратегия маркетингового развития и штат специалистов. А что делать с маркетингом для малого бизнеса? Давайте разбираться.

Когда нужен отдел маркетинга в малом бизнесе, а когда — нет

Если вы хотите роста и развития своей компании, то отдел маркетинга вам точно нужен. Потому что без стратегии развития бизнеса невозможно не только настроить мощный поток клиентов, но и просто порой выжить в условиях рынка. Стратегия — это маршрутная карта, которая отвечает на вопрос, куда движется бизнес, что можно в нем усилить, что — нивелировать, чтобы привлекать, удерживать клиентов и расти в доходах.

Итак, отдел маркетинга вашему бизнесу нужен, когда вы:

1.   Хотите расширять бизнес, но некогда думать о проблемах, потому что вы все время «затыкаете» какие-то «дыры».

2.   Задумываетесь о том, что вам нужен личный помощник, чтобы делегировать множество дел.

3.   Постоянно что-то делаете, но не понимаете, в правильном ли направлении двигаетесь.

4.   Не успеваете думать о развитии своего бизнеса, потому что берете на себя все подряд.

5.   Не имеете дальнейшего развития компании.

6.   Не понимаете, откуда идет поток клиентов.

7.  Теряете клиентов, не поддерживаете с ними связь.

Если вы покачали головой в знак согласия, читая этот список, то маркетинг — это то, чем вам нужно заняться прямо сейчас.

Вам не нужен отдел маркетинга, если:

1.   У вас есть понимание стратегии развития компании, и вам просто нужно усилить какой-то рекламный канал.

2.   Вам нужно увеличить количество лидов, и вы сами понимаете, как это можно сделать.

В этом случае поздравляю вас: скорее всего вы справитесь самостоятельно. По крайней мере, вам точно не нужен целый отдел, будет достаточно одного хорошего специалиста-маркетолога, который станет вашей поддержкой.

Отделу маркетинга быть. Что дальше?

Шаг первый.

Если вы приняли решение создавать отдел маркетинга или развивать его, то первое, что нужно сделать — это прописать задачи и цели вашей компании и понять:

— что сейчас делается для их достижения,

— что откладывается на потом,

— как это оцифровывается,

— соответствуют ли сроки выполнения заявленным планам.

Шаг второй.

Ответьте себе на 3 вопроса:

— чего вы хотите в будущем, какие цели ставите себе на год, на три?

— какие действия нужно совершить, чтобы достичь результатов?

— что вы сделаете для достижения цели в ближайшие два месяца, а завтра?

Начать всегда сложнее всего. Например, вы решили, что нужно оцифровать всю воронку и клиентскую базу. Для этого вам нужна CRM или у вас уже есть CRM-система. В первом случае ваш первый шаг на завтра — заказать демоверсию нескольких программ и провести тестирование. Во втором случае — заказать аудит действующего программного обеспечения и проверить настройку логики процесса работы.

Совет: не хватайтесь за все подряд сразу. Вашего энтузиазма хватит ненадолго, если вы не будете работать в системе.

Шаг третий.

Проанализируйте всю полученную информацию и зафиксируйте все текущие процессы по основным направлениям:

— маркетинг

— продажи

— производство/закупки

— финансы

— бухгалтерия

— логистика и т. Д. (зависит от специфики бизнеса)

Пропишите по каждому из имеющихся направлений в компании функционал, цели, совместные и перекрестные задачи с другими подразделениями, а также рассчитайте kpi.

Чаще всего уже на этом этапе возникает понимание изменений, которые нужно внедрить.

После этого анализа можно переходить к постановке задач для всей компании:

— обновить бизнес-процессы или внедрить новые регламенты,

— создать новые должности, которые приведут к пересмотру устоявшихся процессов,

— внедрить новые IT-продукты для управления: CRM-систему, ERP-систему и др.,

— создать новые подразделения,

— заменить оборудование,

— обновить технологии производства,

— запустить системы обучения сотрудников.

Шаг четвертый.

Составьте общий стратегический план. Я обычно не ограничиваюсь одним вариантом, а включаю в стратегию 1- 2 пути развития бизнеса и 3- 4 задачи на год. Мой тактический план включает несколько вариантов — оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. Ваш скорее всего тоже будет иметь несколько возможных векторов развития. Этот минимальный набор действий позволит вам лучше осознать реальную ситуацию, в которой находится ваша компания сегодня. И чем глубже вы погрузитесь в процесс анализа, чем более полной информацией будете владеть, тем легче вам будет объяснить себе и маркетологу, что вам действительно нужно. Придет понимание того, каких специалистов нанять, создавать отдел маркетинга в штате или на аутсорсинг и т.д.

Подбираем сотрудников

Если вы проделали работу, описанную выше, то поздравляю вас: вы — молодец! Потому что теперь у вас есть в голове картинка и хотя бы общее представление о дальнейшей работе. Исходя из реальной ситуации можно начать формировать отдел или набирать специалистов на аутсорсинг.

В зависимости от ваших задач и специфики деятельности могут понадобиться: руководитель отдела маркетинга, маркетолог, дизайнер, SMM-специалист, фотограф, таргетолог и др. Или более редкие специалисты: аналитик-товаровед, специалист контроля качества, арбитражник, traffic-manager и др.

Маркетинг в малом бизнесе: оно вам надо? Мнение эксперта  1

Маркетинг в малом бизнесе: оно вам надо? Мнение эксперта  2

Теперь еще один очень важный вопрос — брать ли сотрудников в штат или можно на аутсорсе?

В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Сегодня найти хорошего специалиста непросто. Обращение в агентство или найм фрилансера будет стоить дороже, зато специалист будет заточен под конкретный функционал. Например, задача маркетолога — настроить весь процесс работы, копирайтера — грамотно написать тексты, а таргетолога — реклама в социальных сетях. Но главное, что точно должно быть внутри — это голова, управляющая всеми ресурсами, голова, которой вы доверяете, правая рука, включенный сотрудник, который представляет ваши интересы.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.