Важные изменения в защите интересов директоров и собственников бизнеса при банкротстве
Если вы руководитель или собственник бизнеса, вы наверняка знаете о рисках привлечения к субсидиарной ответственности или убыткам по обязательствам своей компании.
Всем также известно и о том, как яростно развивается институт субсидиарной ответственности в России, и как сложно доказывать свою невиновность собственникам и директорам компаний по таким притязаниям все последние годы.
Основные сложности в защите возникали в связи с тем, что у лиц, обладающих статусом КДЛ (Контролирующее Должника Лицо) не было фактической возможности влиять на размер ответственности, которая им вменялась при доказанности тех или иных ошибок в управлении.
То есть, к примеру, заключил директор невыгодную сделку на миллион, она спровоцировала банкротство, в реестр включились кредиторы на 10 млн, рассчитались с кредиторами только на 2 млн, то размер субсидиарной ответственности в этом случае будет составлять 8 млн.
Ранее, до 02.12.2022 г., бывший директор или участник не могли возражать против включения тех или иных кредиторов в общий реестр требований, а после 02.12.2022 такое право у них наконец появилось.
Первые предпосылки к устранению неравенства процессуальных гарантий сторон в делах о банкротстве были заложены Конституционным судом еще в 2005 г. в Постановлении 12-П, где было подчеркнуто, что в силу различных, диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и интересов с целью обеспечения публично-правовых целей института банкротства.
В последующем эта мысль была подтверждена повторно, но уже более явно, в Постановлении Конституционного суда РФ №47-П от 16.11.2021 г., где было указано, что наличие закона позволяющего привлекать к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц, должно автоматически предусматривать возможность обеспечения этих лиц надлежащими средствами судебной защиты, включая право обжаловать судебное решение, принятое в рамках того же дела о банкротстве по результатам рассмотрения заявления кредитора о включении его требований в реестр требований кредиторов в части определения размера данных требований за период, когда субсидиарный ответчик являлся контролирующим лицом по отношению к должнику.
Именно это Постановление и послужило последним толчком к изменениям в этой части и к публикации 21 ноября 2022 г. изменений в законодательство о банкротстве Федеральным законом №452-ФЗ.
В статью 34 закона о банкротстве включили пункт 4, который устанавливает новеллу — право лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности или к убыткам, оспаривать включение требований разных кредиторов в реестр требований кредиторов. Это, ранее отсутствовавшее у привлекаемых к ответственности лиц право, предоставляет более широкие права и возможности защиты, так как это в конечном итоге влияет на общий размер реестра и на размер субсидиарной ответственности конкретного лица.
Механизм, заложенный новым регулированием, предполагает подачу КДЛ ходатайства о вступлении в дело о банкротстве на любом этапе с момента подачи в отношении его заявления о привлечении к ответственности. С момента подачи такого ходатайства у КДЛ появляется право на оспаривание судебных актов, формирующих реестр требований кредиторов, а также на участие в деле о банкротстве по всем остальным вопросам, так или иначе связанным с размером последующей возможной задолженности.
Важный момент: несмотря на то, что эта норма вступила в силу 2 декабря 2022 г., законодатель распространил ее действие в том числе на все дела о банкротстве, которые были инициированы до момента вступления редакции в законную силу.
Это значит, что, если в отношении компании, в которой вы ранее являлись руководителем или участником, возбуждено дело о банкротстве, и в отношении вас подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, то одно из первых, что вы должны сделать — это подать такое ходатайство о привлечении в дело о банкротстве и следом за ним заявлять об оспаривании сумм, включенных в реестр по требованиям тех лиц, с которыми вы не согласны.
В связи с тем, что с момента принятия закона прошло еще очень мало времени, пока сложно делать какие-то выводы, как будет складываться судебная практика относительно одного из самых интересных вопросов — оспаривания КДЛ ранее вынесенных определений о включении в реестр требований кредиторов. Будут ли суды восстанавливать срок на такое оспаривание со ссылкой на новую норму или нет. Ясно одно: всем, у кого есть такие основания, нужно срочно и без промедления инициировать подачу соответствующих ходатайств с целью иметь возможность влиять на размер своей будущей гипотетической ответственности. В таких случаях «соломку можно подстелить» заранее.
Анна Шумская
Управляющий партнёр
Юридической компании
«Шумская и партнёры»
8-913-901-76-41
as@shumskaya.com
сайт: Shumskaya.pro
Адрес офиса:
г. Новосибирск, ул. Депутатская, 2, блок 5Б