5 отличий в ресторанном бизнесе России и Казахстана

«Когда нам задают вопрос, зачем мы пошли на рынок Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, мы всегда отвечаем коротко: другой опыт».

Основатель консалтинговой компании Food Cost Group Алексей Овтин

— Когда нам задают вопрос, зачем мы пошли на рынок Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, мы всегда отвечаем коротко: другой опыт. Более того, на этом так же останавливаться не планируем, и уже сейчас ведем переговоры с нашими соотечественниками о ресторанных проектах в Дубае и Индонезии (Бали), где, кстати, совсем скоро откроется одна очень популярная новосибирская бургерная.

Так в чем же основные отличия рынка России и стран СНГ?

  1. Маркетинг не работает так, как мы его применяли в новых ресторанных проектах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга или Новосибирска.

В условном Ташкенте лидером мнений будет не местный ресторанный эксперт или блогер, а «таксист», который везет туристов от аэропорта до гостиницы. Поэтому тут все завязано на личной коммуникации с целевой аудиторией.

  1. Культура потребления и походов в рестораны абсолютно другая.

На востоке совсем другой покупательский опыт. Есть культура пойти в ресторан всей семьей (3-10 чел.) Тут все еще работает история с походами в ресторан как «событийка», как «ивент» и мероприятие для выгуливания нового платья, костюма. Безусловно, это до сих пор работает в небольших российских городах, тем не менее, создавая концепции для Казахстана, мы понимаем, что нужен в первую очередь формат, где люди могут проводить время долго и большой компанией или семьей — это отражается и на форматах проектирования торгового зала, и на наличии столов-шестерок, и даже восьмерок, не в единичном количестве.

  1. Зарождающийся тренд на концепции импульсного спроса в больших городах.

Форматы, которые были на пике в России последние 5-10 лет, — кофейни, 2go в первую очередь, пекарни и стрит-фуд — в Казахстане находят отражение немного в других направленностях. Это обусловлено в первую очередь близостью других азиатских культур, где исторически всегда Стрит-фуд был нормой для общества, ввиду отсутствия больших «кухонных» пространств, как у европейцев. Поэтому и фастфуд, граничащий с уличной едой, тут абсолютно другой.

Тренды для крупных городов, таких как Астана, Алматы, Ташкент и Бишкек — это корейский фаст-фуд, азиатские лапшичные, правильно «упакованные» концептуальные пекарни с самсой и лепешками, переходящие в «маркеты».

  1. Казахстан — это страна традиций, в первую очередь культурных и гастрономических. Национальные стрит-фуд точки и рестораны с вкуснейшим бешбармаком тут на каждом шагу, и всегда полны гостей.

Про ту же Сибирь или европейскую часть России то же самое сказать сложно: количество ресторанов с традиционной сибирской кухней в Новосибирске или Красноярске я могу посчитать по пальцам одной руки, но в Казахстане любой крупный уважающий себя проект всегда будет иметь хоть одну страницу с национальной кухней — таковы запросы общества.

  1. Персонал — тема больная не только для России, но и для всего мирового рынка общепита. Но Казахстан тут стоит особняком, и в 2023 г. особых проблем как с линейными сотрудниками, так и с ТОП-менеджментом не испытывает. Конечно, это связано и с эмиграцией, и с тем, что за последние годы тут открылось много сетей с российскими корнями, начиная от корейских K-POP фаст-фудов, до таких гигантов, как «Bulldozer group» с японскими ресторанами Тануки.

Но, конечно, несмотря на отличия ведения ресторанного бизнеса в России, Казахстане, Кыргыстане и Узбекистане, рестораторы — это те люди, которые при любых вызовах умеют адаптировать свой бизнес под новые реалии, независимо от того, что это — пандемия и полный локдаун или работа в условиях дефицита квалифицированных сотрудников.

Тренды и новости ресторанного бизнеса: Food Mood

Самое читаемое
  • Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»
  • «Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе
  • Чем заняться 2 августа на Урале, если вы не десантникЧем заняться 2 августа на Урале, если вы не десантник
  • «Дефицит неизбежен». Когда ждать нехватки новых квартир в Екатеринбурге?«Дефицит неизбежен». Когда ждать нехватки новых квартир в Екатеринбурге?
  • Зарплату свыше 1 млн рублей в месяц получают 45 тыс. россиянЗарплату свыше 1 млн рублей в месяц получают 45 тыс. россиян
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.