«Научно доказано, что в сложные времена женщины-руководители намного эффективнее мужчин»

«Научно доказано, что в сложные времена женщины-руководители намного эффективнее мужчин»
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Среди ИП и самозанятых в России доля женщин сегодня составляет 43%. Куда движется тренд?

Основатель женской культурно-образовательной платформы Woman Wings Жанна Казанская

Согласно исследованию Индекса женского предпринимательства (Women Business Index, WBI), за прошедший год 23% предпринимательниц увидели возможности для развития своего бизнеса в условиях ухода зарубежных компаний с российского рынка. Почти половина женщин-предпринимателей (43%) получали дополнительное образование или проходили курсы/тренинги в области организации или развития бизнеса.

Сегодня как никогда женщины нуждаются не только в профессиональной, но и в моральной поддержке. И, по сути, это самое важное. Пройдя несколько раз этот путь, я не понаслышке знаю, с какими сложностями и предубеждениями сталкиваются начинающие предпринимательницы. Ко всем традиционным задачам, которые женщины вынуждены решать, добавилось влияние пандемии: длительная самоизоляция, постоянный стресс, неуверенность в завтрашнем дне. А в 2022 г. еще и внешние обстоятельства, которые повлияли на всеобщее состояние.  Но, чем напряженнее ситуация во внешней среде, тем больше люди нуждаются в поддержке.

Что происходит со среднестатистической девушкой? Нам всю жизнь внушают следовать по определенной модели: чтобы быть социально успешной, нужно выйти замуж и родить детей. Но когда это все случается, женщина оказывается оторвана от социальной жизни и погружается в информационный вакуум, потому что весь фокус внимания смещен на семью. А потом, когда появляется возможность выйти на работу, у нее часто просто физически не остается времени на себя. Но запрос на общение, обучение, реализацию и просто на осознание себя в этом мире никуда не исчезает.

Свежие данные говорят о том, что в России среди ИП и самозанятых доля женщин составляет 43%. Что касается коммерческих компаний, то почти 40% из них возглавляют женщины. Если говорить о трендах года в разрезе женского предпринимательства, то среди основных я бы отметила следующие:

Выход за рамки. Если раньше женщины в основном отдавали предпочтение более «женскому» бизнесу — например, в сфере услуг, красоты, моды, индустрии дошкольного образования, — то сейчас вектор смещается, и предпринимательницы не боятся выйти за рамки «безопасных» отраслей и пробовать себя в IT, логистике и прочих «мужских» индустриях. Также ранее подавляющее большинство шло по пути копирования. Из-за посторонних шумов вокруг мало кто до того, как начать бизнес, понимает свою уникальность. Но потом оказывается, что они пошли не за своим интересом, и как следствие — не получилось реализовать задуманное, не хватило сил справиться с возникшими трудностями. Сейчас женщины больше слушают себя в этом вопросе. А доступность профильных мероприятий и узконаправленных программ обучения в разных отраслях позволяет расширить свои возможности и ответить на многие вопросы.  

Социальная значимость. Сегодня важно не только то, насколько твоя компания финансово успешна, но и то, как она реагирует на происходящее в мире, какие глобальные проблемы пытается решить, как позиционирует себя на внутрикорпоративном уровне. Сейчас клиенты, сотрудники и партнеры хотят быть частью чего-то большего и выбирают компании, готовые взять на себя социальную ответственность.

Объединение в сообщества. Люди интуитивно ищут безопасное пространство для общения, помощи и поддержки друг друга в среде близких по ценностям и интересам людей. Это касается и бизнеса. Сегодня такие объединения набирают все большую популярность и перерастают в целые экосистемы для предпринимательниц с различными мероприятиями, образовательными программами, лекциями с приглашенными экспертами, бизнес-ужинами, экскурсиями и пр. Ведь важно посмотреть под другим углом на привычные вещи — когда люди из разных сфер решают одну и ту же задачу, это может привести к абсолютно разным решениям. Также опыт показывает, что наряду с бизнес-запросами (тестирование идей, поиск нужных контактов, рекомендаций, инвестиций и др.) предпринимательницы закрывают в клубах и потребности в личностном росте, расширении кругозора. Например, очень большое значение сейчас играет состояние лидера, его энергия и ресурсы, которые он может давать.

Важно отметить: научно доказано, что в сложные времена женщины-руководители намного эффективнее мужчин. Потому что женщины чаще придерживаются демократичного стиля управления. В большинстве случаев они выслушают разные точки зрения, все проанализируют и в итоге примут более сбалансированное решение. Плюс женщины куда более склонны к дивергентному уровню мышления (то есть направленному на выход за рамки) и открытости для экспериментов. Например, в докладе McKinsey Women In The Workplace отмечено, что подчиненные, описывая женщин-руководителей, часто говорят об эмоциональной поддержке, сочувствии и действиях, способных нормализовать состояние коллектива.

Женское предпринимательство в России развивается уверенными темпами и становится новым трендом. Неопределенные времена будут только стимулировать рост, и тут самое ценное найти такую поддерживающую среду, которая поможет современным женщинам научиться балансировать между домашними делами/семьей и управлением бизнесом, руководствуясь прикладными вещами и опираясь на реальные стратегии и возможности в т.ч. тех, кто прошел этот путь.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.