«Переключение со сберегательной модели на потребительскую может произойти быстрее и резче»
Первый замначальника СГУ Банка России Марина Асаралиева рассказала о том, что повлияло на снижение инфляции в Новосибирской области в марте, и чего ожидать во втором полугодии.
Согласно новому отчету Банка России о региональной экономике, в феврале-марте 2023 г. экономическая активность в Сибири стабилизировалась на относительно невысоком уровне предыдущих двух-трех месяцев. Потребительский спрос оставался сдержанным, особенно в непродовольственной рознице. Оживление потребительской активности наблюдалось в основном в сегментах общественного питания и внутреннего туризма. Угольные компании и металлурги увеличили поставки продукции на внутренний и азиатский рынки, но пока без соответствующего наращивания производства.
В марте 2023 г. годовая инфляция замедлилась до 3,4% преимущественно за счет динамики цен на продовольственные и непродовольственные товары. Ограниченный экспорт зерна и увеличение его предложения на внутреннем рынке замедляли удорожание муки, макаронных и хлебобулочных изделий, а также мясной и молочной продукции. Сдержанный потребительский спрос определил снижение темпов роста цен на автомобили, бытовую технику, электронику, средства связи, одежду и обувь. По мнению региональных ретейлеров, этому способствовало и увеличение предложения: например, смартфонов из Китая или детской одежды из Средней Азии. В ближайшие три месяца предприятия торговли, сельского хозяйства, пищевой промышленности ожидают ускорения роста цен на свою продукцию, связывая это с повышением закупочных цен на сырье и комплектующие
В Новосибирской области в марте годовая инфляция опустилась ниже 2% после почти 9% в феврале. Что определило такое замедление и о чем говорят эти цифры? Отвечает первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Почему в марте в регионе сложилась такая низкая инфляция?
— Такую динамику мы видим по всей стране. В целом по России годовой прирост цен чуть выше — 3,5%. Во многом это объясняется эффектом высокой сравнительной базы. Давайте вспомним март прошлого года: из-за ослабления рубля и санкций инфляция в стране была почти 17%, а в регионе превысила 18%. Был временный ажиотажный спрос из-за возникшей неопределенности — люди запасались продуктами длительного хранения, скупали технику. В конце февраля и первые месяцы весны из-за проблем с логистикой и уходом ряда иностранных брендов по некоторым товарным группам предложение сильно уменьшилось. Особенно чувствительно это было для рынка новых авто. То есть что мы имели в марте прошлого года: ажиотажный спрос и сжатое предложение. Как результат — существенный рост инфляции.
Банк России ответил на эту ситуацию резким повышением ключевой ставки до 20%. Вслед за этим банки подняли ставки по вкладам, и это развернуло людей в сторону сбережений. Затем, в течение всего 2022 года, спрос постепенно охлаждался. Люди увидели, что те же сахар и гречка все также лежат на прилавках, и цены на них если и меняются, то незначительно. Предложение, наоборот, расширялось. Налаживался параллельный импорт, более массово выходили на российский рынок азиатские бренды — предложение бытовой техники и гаджетов нарастало, автодилеры пополняли ассортимент новыми марками машин.
В итоге к марту 2023 года у новосибирцев сформировалось стабильно сдержанное потребительское поведение — люди по-прежнему откладывают дорогостоящие покупки, предпочитают сберегать деньги. На фоне такого слабого спроса предложение остается высоким. Особенно это заметно в сегменте новых авто — достаточно проехать по городу, чтобы понять, как много автоцентров стали работать с азиатскими марками, о которых жители раньше даже не слышали. При этом в целом продажи новых авто в Сибири упали за прошлый год на 60%. Об этом и других трендах можно подробнее прочитать в апрельском выпуске доклада «Региональная экономика», который Банк России публикует на своем сайте.
Значит ли такая низкая инфляция, что цены практически не растут?
— Годовая инфляция означает, что цены в марте этого года росли не так быстро, как они увеличивались в марте прошлого года. Поэтому прирост за год такой небольшой. Текущую ситуацию лучше отражают изменения цен от месяца к месяцу. И тут мы видим, что уровни месячных темпов прироста цен с поправкой на сезонность в I квартале 2023 года в среднем были выше, чем в IV квартале 2022 года. Это говорит о том, что давление цен постепенно усиливается после сдержанного роста цен во втором полугодии 2022 года.
Как долго инфляция останется низкой?
— Во втором полугодии показатель инфляции несколько повысится. Причины для ускорения роста цен есть и сейчас. Санкции неравномерно отразились на бизнесе. Какие-то отрасли уже адаптировались к новым условиям, некоторые смогли переориентировать производство на внутренний рынок, найти новых поставщиков. Но есть направления, где все еще остро стоят вопросы логистики, импортных компонентов и программного обеспечения. В некоторых отраслях сохраняется дефицит персонала. С другой стороны, переключение со сберегательной модели поведения на потребительскую может произойти быстрее и резче, чем мы ожидаем. Это также может отразиться на росте цен.
Банк России все это учитывает в своих прогнозах. С учетом проводимой денежно-кредитной политики, инфляция в этом году составит 5-7%. В 2024 году инфляция достигнет цели в 4% и будет находиться вблизи этого значения в дальнейшем. Наша цель — не просто временно коснуться этой планки, как это уже произошло сейчас, а устойчиво поддерживать инфляцию вблизи 4%.