«В бизнесе началась эпоха любви»

«В бизнесе началась эпоха любви»
Иллюстрация: Центр бизнес-мастерства «Харизма»

Международный форум «Команда №1» от «Харизмы» собрал именитых спикеров и масштабную бизнес-аудиторию. Как преодолеть выгорание, принимать ли на работу идиотов, и кто захватывает мир — в материале ДК.

«В бизнесе началась эпоха любви»            1Спикер, чье имя ассоциируется с фигурным катанием и ледовыми шоу, по его собственному признанию, «вышел на разогрев первым». Илья Авербух поделился своими практиками в построении командной работы, когда он работал над режиссурой и постановками масштабных проектов, в частности, Олимпийских игр в Сочи. Сложно было не столько подобрать 300 участников-роллеров для воплощения идеи «космического блока», создать рисунок катания и проводить ежедневные тренировки на бетонном полу пыльного павильона, а сложно было создать команду единомышленников. В момент, когда Илья почувствовал, что команда начала распадаться, он обратился к ребятам со словами: «В команде вы несете ответственность не только за себя, но и за того, кто перед вами и за вами. Мы часто ставим себя в центр всего, но на самом деле каждый из нас — звено».  Именно это ощущение ответственности за успех общего дела укрепило командный дух, позволило работать с максимальной отдачей и звездно выступить на церемонии Олимпийских игр. Причем во время всего проката Авербух подбадривал своих подопечных по микрофону, ведь поддержка лидера — это очень мощная мотивация.

Была большая командная история и была большая командная победа, — сказал спикер.

Еще одна составляющая успешного проекта — уверенность.

Если вы уверенно идете к своей цели, люди последуют за вами, даже если не верят в саму цель, — поделился Илья Авербух.

Именно это качество помогло преодолеть множество трудностей при постановке шоу «Ромео и Джульетта», которое готовилось для показа в итальянской Вероне. И команда ледового спектакля выдержала даже сильный дождь во время выступления на сцене древнеримского амфитеатра, у которого есть хорошая система для отвода воды, но нет крыши.

«Мне нравится быть флагманом», — сказал Авербух. И это не только про масштабные зрелищные проекты, которые никто до него не делал. Это и про отношение к жизни.

Именно спорт помог выбрать свой вектор. Но в спорте есть определенные рамки, ведь тренер не формирует лидеров, он формирует исполнителей, а мне хотелось сделать что-то самому, стать настоящим лидером. А если вы хотите взрастить лидера в команде, забудьте о фразе «опять все приходится делать самому», делайте иногда сам, умело подыгрывайте, но не ставьте в укор. Человек должен почувствовать себя уверенным, надо просто поддержать его. Люди начинают действовать (и работать) активнее, когда знают, что у них есть право на ошибку.

По мнению Авербуха, даже если у вас все получается хорошо, всегда нужно развиваться, искать новые направления, ведь большие проекты позволяют держать команду вовлеченной и замотивированной годами. «А если что-то не получилось, то поражение — это не провал. Жизнь вообще состоит из поражений и побед. Просто примите решение: вы попытаетесь еще или займетесь другой деятельностью. Не теряйте время на излишнюю рефлексию, —советует Илья Авербух. — Я стараюсь не фокусироваться на чем-то одном — должно быть несколько точек опоры, тогда легче закрепиться в бизнесе».  

А чтобы были силы на все проекты, Илья черпает вдохновение от встреч с поклонниками и зрителями, любит действие, движение, дорогу: «Не бывает озарения, я просто каждый день работаю».  

«В бизнесе началась эпоха любви»            2Есть свой рецепт успеха и у исполнительного директора и совладельца ГК «ЭФКО» Сергея Иванова. Родом из небольшого бурятского села он смог не только стать эффективным руководителем одной из крупнейших пищевых компаний России, но и войти в Impact Oficcer YPO Russia (международная организация, объединяющая 30.000 СЕО и собственников, контролирующих 9 трлн долларов бизнеса). Impact — это предпринимательская деятельность по улучшению жизни людей, чтобы она была наполнена интересом, смыслом и счастьем. Иванов не просто придерживается этой концепции, он убежден, что «бизнес — это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше, и бизнес устойчив, когда он социально полезен».

Устойчивость ГК «ЭФКО» демонстрируют убедительные цифры: 16 заводов; 2,5 млн тонн выпущенной еды; 5 млрд долларов выручки; в прошлом году рост компании составил 26%. При этом акционеры договорились, что все, что зарабатывается, инвестируется в развитие.

Важно не как бизнес управляется, а что в головах акционеров, мы живем, когда развиваемся, — уверен Иванов. — Важно созидательное предпринимательство, ведь созидательный предприниматель — это бизнесмен, который стремится к акционерству как к статусу, позволяющему максимально эффективно реализовать свой творческий потенциал и накопленные компетенции. Он способен созидать себя и свою семью, воспринимает бизнес как пользу; ставит человека и коллектив в центр своей бизнес-модели; разумно строит личное потребление.  

В основном люди одинаковые, но одни созидают и зарабатывают, а другие разрушают (себя, природу) и зарабатывают, отметил Иванов. Да и целевые показатели у разных предпринимателей могут отличаться: кто-то считает проценты, тонны, а кто-то ставит на первое место человека как целевой показатель.

Большой бизнес — это всегда большой коллектив, в «ЭФКО» работают 18 тысяч сотрудников. При этом важно думать не только о своих сотрудниках, делать что-то для них, но и делать что-то полезное для своих покупателей. Есть три кита корпоративной культуры: ничего личного, партнерство, солидарность. Когда компания коллективная, она создает гораздо больше. Но важно создать команду. Что мешает созданию команды? Проблема № 1 — сам лидер! Ведь есть темная сторона лидерства: исключительность, демонстративность, упертость и вытекающая из этого неспособность думать о других, у каждого лидера есть свое «персональное кладбище».

Мы все немножечко кукукнутые, — признался Иванов.  

Как решается вопрос построения команды в «ЭФКО»? Существуют условия собора: участники должны быть референтны друг для друга и способны к «подстройке снизу». Должен поддерживаться разумный уровень конфликтности и конфликт эмоциональных потребностей: если сотрудники будут жить в полной гармонии, они уничтожат лидера. Участники команды должны обладать способностью к самоиронии. Если относиться к своим ошибкам всегда исключительно серьезно, можно сойти с ума. А еще желательно быть способным к многоаспектному и многоуровнему моделированию.

Рецепт построения команды в нашей культуре — идея, соборность, мечта, — считает совладелец «ЭФКО».

Важно не просто лидерство, упор делается на приставку «со»: солидерство — это соучастие, сопереживание, сострадание, сочувствие. Солидарная модель деятельности, по мнению Иванова, использует три системы смыслов — единоделание, единомыслие и единодушие. В русском обществе все начинается с единодушия.

Для нашей страны единственный шанс быть конкурентноспособными, творчески активными и созидать — это строить солидарные отношения на единодушии, которое служит фундаментом единомыслия и приводит к единоделанию, — подытожил Сергей Иванов. 

«В бизнесе началась эпоха любви»            3Автор курса по современному предпринимательству в Высшей школе бизнеса МГУ, руководитель проекта «ВкусВилл.Практика» Евгений Щепин представил свое видение, как построить человечную компанию, в которой есть место людям, инновациям и деньгам. Есть ключевые «озарения». Прежде всего клиент мыслит результатом, а бизнес и сотрудники — процессом. К примеру, в свое время продавцов компании сделали зависимыми от количества продаж, которые превратились в навязчивый сервис для клиента. А ведь хороший сервис — это не излишняя навязчивость, а комфортное для клиента взаимодействие.  

Озарение №2: научите сотрудников не бояться делать выбор за клиента. Чем меньше альтернатив, тем проще клиенту определиться с покупкой.

Еще одно озарение — интроверты захватывают мир. Сегодня идеальный сервис — это получить услугу от компании и при этом никак с ней не взаимодействовать: например, кассы самообслуживания в супермаркете.

Корпоративная культура «Вкус Вилл» создается на соблюдении баланса экспертности и созвучности. Лидер команды может сопровождать свою команду из пункта А в пункт Б, но при этом руководить = не мешать, иначе ты будешь всегда микроменеджером.

Еще один постулат доверие в бизнесе снижает затраты и увеличивает скорость. Социологический опрос «Большинству людей можно доверять?» показал, что так считают лишь 25% россиян, лидер по доверию — Китай (64%). Возможно, такой низкий уровень доверия тормозит развитие российского бизнеса. Но важно понимать, что доверие не означает отсутствие контроля.

Бизнес — это не про то, что все бегают радостно, держась за руки, и плюют радугой, — пояснил Евгений Щепин. — Контроль обязательно должен быть, у каждого сотрудника должны быть ответственность и определенная автономия в принятии решений. Проявление своей индивидуальности в рабочих процессах рождает у сотрудника неравнодушие к своей работе. 

Ошибаться — это нормально! Так звучит озарение №4. Косячат все, если ошиблись — признайте. Ни у кого нет идеальной системы, но чем заметнее компания, тем заметнее становятся ее промахи.

И основное про новые идеи в проектном менеджменте. Гипотеза не может стоить дорого, но их должно быть много. А вы никогда не узнаете, что выстрелит, пока не попробуете. И не нужно масштабировать то, что окажется ненужным. В частности, идея поставить будки для собак при входе в магазины «ВкусВилл» потерпела фиаско — собаки их просто проигнорировали.

Еще один совет от Евгения Щепина: важна предпринимательская культура, нужно уметь ь раскрывать и поддерживать взрослых и самостоятельных сотрудников; это win — win для бизнеса и сотрудников.

«В бизнесе началась эпоха любви»            4Автор нескольких бизнес-бестселлеров, основатель Batyrev Consulting Group, создатель форума «Команда №1» Максим Батырев считает, что без команды не может обойтись ни один спикер, ни одна компания. Команда имеет значение вне зависимости от масштаба бизнеса. Но коллективная ответственность рождает коллективную безответственность. А вот коллективного наказания быть не должно, это не работает.

Нельзя разжигать мелкую вражду среди отдельных сотрудников и подразделений, явные конфликты нужно предотвращать. Отношения между руководителями подразделений должны быть дружескими, а распределение премий — справедливым.

Нужно уметь создавать правильные вещи и любить свою компанию, своих сотрудников и своих клиентов.

Сейчас в бизнесе идет эпоха любви, а раньше была эпоха силы, — пояснил Батырев. — Сегодняшняя тенденция — это отношение любви и доверия к людям. Не думайте о своих сотрудниках хуже, чем они есть. Принцип «разделяй и властвуй» не работает, когда люди встречаются.

Сплоченность команды проверяется в тяжелые времена. И вот тут нельзя ставить знак равенства между командой и семьей, семья в тяжелое время не отворачивается. К сожалению, сегодня принцип «каждый сам за себя» стал главенствующим, так думает 77% людей.

Максим Батырев напоминает, что не стоит забывать про эффект Рингельмана — чем больше участников в команде, тем меньше человек выкладывается. Когда действия людей не согласованы, значит, нужно брать инициативу на себя, ведь победа команды начинается с уверенности ее менеджера в себе и своих силах. Повысить веру в себя можно, развивая различные коммуникации: с семьей, друзьями, другими предпринимателями и т.д.

Счастье не в накоплении, а в отдаче. Чем больше людей отдающих, тем лучше будет страна, в которой мы живем. У нас много людей находится в выжидательной позиции. А мы можем изменить мир снизу: нужно любить, создавать и пассионарить, уверен Батырев.

«В бизнесе началась эпоха любви»            5Серийный предприниматель Александр Долгов считает, что когда мы нанимаем людей — мы нанимаем решения:

Когда мы нанимаем человека, то хотим, чтобы он думал, как вырасти компании. Иногда найм одного сотрудника может помочь вырасти компании в 10 раз. Но не нанимайте идиотов на работу; я нанимаю умных людей и не мешаю им зарабатывать мне деньги.

Иногда, чтобы казаться умнее, руководители принимают на работу людей глупее себя. Этого делать нельзя. Нанимать нужно умных, давать им свободу в генерации решений и прислушиваться к ним — тогда бизнес будет расти и развиваться.  Есть два типа людей, которых мы можем нанять: 1. Профессионал с подтвержденным опытом 2. Человек, который не умеет решать задачу, но у него есть потенциал. Нужно отслеживать работу HR, ввести критерии отбора кандидатов, на собеседовании иметь четкий план, обучать принятых сотрудников.

В компании два главных человека маркетолог и продажник. Без маркетолога не будет продаж, а без продаж не будет маркетинга.

У сотрудников есть факты, а есть мнение. Как отличить? Оцифруйте данные, проанализируйте процессы, разберите конкретные ошибки.  Рост бизнеса напрямую связан с ростом сотрудников. Если с ростом компании сотрудник не растет, нужно нанять другого. Компания может стать убыточной, если сотрудник принимает неверные решения.

Мы покупаем мысли людей за зарплаты. Команда №1 это счастливые, умные люди, которые любят свою работу, считает Александр Долгов.

«В бизнесе началась эпоха любви»            6Основатель сети «ПЕРСОНА», президент АПИК Игорь Стоянов перечислил факторы, которые влияют на успех компании, счастье человека и всей команды. Нужно осознавать свои ценности и принципы — это помогает принимать ответственные решения.

Когда вы увидите свои ценности, станет легче работать и самому, и с людьми, — поделился спикер. — А когда научитесь пользоваться личным брендом, будет легче ехать, как на ослике.

Важно не убегать от партнерства, нужно ему учиться, можно ведь совершенствоваться. Если есть проблемы с делегированием, надо начинать с выстраивания своих границ и ощущения самоценности.

Выгорать на работе это нормально. Есть разные стадии выгорания и разные рецепты для преодоления этого состояния: дайте себе время передохнуть и поработать в свободном режиме, окружайте себя радостью, общайтесь с гедонистами. Когда сам заряжаешься, то и команду заряжаешь. Если лидер теряет энергию, команда перестает ему верить. Когда команда «потухла», можно конфликта добавить, ведь это энергия — научитесь заряжаться от проблем и трудностей.

Где брать качественную энергию? Йога/кундалини позволит набрать силу и энергию. Цигун — управлять потоками плавно. Бег/спорт дает возможность достигать. Сон — всегда и живое общение с настоящим.

Если говорить про масштабирование, нужно научиться делегировать, держать паузы и найти точки эффективного воздействия. Важен принцип Рокфеллера — Стоянова: 1) оцифровка, аналитика, нужно опираться на цифры; 2) фокусировка — умение в куче дел находить фокусные вещи; 3) ритм — это своего рода четкое расписание, помогающее держать команду; 4) энергия лидера — если лидер теряет энергию, команда перестает работать. Когда мы масштабируемся, мы всегда ориентируемся на флагмана. Когда большой бизнес, нужно описать флагманскую модель. Ведь маяк — это не то, на что идут, а идут мимо, на него ориентируясь.

Моя формула управления бизнесом: учусь сам, практикую, свой опыт передаю другим людям. Если вы не умеете отдыхать, попробуйте в выходные один день ДЕЛАТЬ НИЧЕГО, — заключил Игорь Стоянов.

Елена Евстафьева

Фото предоставлены Центром бизнес-мастерства «Харизма»

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • «Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»«Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»
  • «Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»«Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.