Артем Шушеньков: «Ищите себе Антонов, вовлекайте и берегите их»
Можно ли наслаждаться жизнью, путешествовать, отдыхать и наблюдать, как твой бизнес растет? Можно, если у вас есть Антон. Что это значит?
Управляющий 10 проектами с активами более миллиарда рублей, собственник управляющей компании АМG, CENTRAL BIlliard club и детского пространства SLIVKI Артем Шушеньков
— Наверное, этот вопрос задавал себе каждый предприниматель хотя бы раз в своей жизни. А некоторые и вовсе засыпают и просыпаются с этой мыслью. В большинстве же случаев этот вопрос задается с подтекстом: а так вообще бывает? Ведь с самого рождения мы слышим от родителей, школьных учителей и работодателей: чтобы достигать результата, надо работать 24/7 365 дней в году. Больше получает тот, кто больше всех работает. Но так ли это на самом деле? Действительно ли те, на кого вы хотите быть похожими, впахивают с утра до вечера на заводе?
Или все же образ вашей мечты — это загорелый, успешный, уверенный в себе бизнесмен, рассекающий на яхте по Средиземному морю, решающий многомиллионные вопросы за чашечкой кофе или вовсе по телефону? Задумайтесь над этим. Почему люди, не достигшие даже толики этого успеха, говорят, что нужно пахать, а персонаж из вашей мечты просто поднимает бокал и с белоснежной улыбкой уплывает в закат? На кого вы хотите быть похожими, чья модель ближе? Ну только честно, без стереотипно навязанной обществом установки пахать…
Я думаю, что 90% выберет бизнесмена, уходящего в закат. И здесь, безусловно, речь не идет о крайностях, в которых вы, встав на путь путешествий и отдыха, больше никогда и ничем не сможете заниматься, кроме самого этого отдыха. Безусловно, вопрос самореализации очень важен для каждого из нас. И герой нашей мечты — не сумасшедший бизнесмен, бросивший все ради кругосветного путешествия. Он занимается делами, которые ему интересны, выполняет работу, которую считает нужной и т.д.
Помечтали? А реально ли это?
Представьте себе ситуацию, в которой вы взяли семена, посадили дерево в плодородную почву, удобряете его, поливаете, но вы же не приходите к нему с утра и не тянете его за ствол, чтобы оно росло, а лишь наблюдаете за этим процессом. А если это дерево плодовое, то хотя бы раз в год еще и собираете с него урожай. С деревом все понятно, мы к этому привыкли, а вот в бизнесе привыкли к другому, но это вопрос стереотипов и шаблонов, по которым мы привыкли жить. Бизнес может расти, развиваться и давать плоды, даже если вы не тянете его с утра до вечера «за уши», а лишь иногда наблюдаете за его ростом, «отрезаете засохшие ветви», «удобряете» и «делаете прививки». Конечно, это все возможно только при условии выполнения первоначальных требований. Дерево нужно сажать в землю, а не в асфальт, на него должно светить солнце и попадать дождь.
Если пример с деревом кажется слишком простым, перейдем к более сложному организму. Допустим, вы решили завести корову, и она, безусловно, в отличие от дерева сама себя не накормит и не подоит. Но значит ли это, что вы должны заниматься этим вопросом самостоятельно или можно найти человека, который будет делать это за вас? Так же и с нашим бизнесом: мы создали его — этот процесс схож с выбором семян, места и непосредственной посадкой дерева в плодородную почву или выбором породы коровы и созданием сарая для нее. Но если мы не хотим тянуть дерево и доить корову каждый день, а лишь только наблюдать за их ростом и получать от них результат, то нам потребуется человек, который будет это делать за нас. Желательно, чтобы он выполнял эту работу еще и лучше нас.
С коровами и деревьями, конечно, все понятно и просто. Но это лишь потому, что наши предки занимались этим столетиями, и это уже так прочно вошло в нашу жизнь, что не требует объяснений. А вот бизнесом в нашей стране пока еще занимается в основном первое, максимум — второе поколение предпринимателей. Но, в сущности, процесс управления бизнесом от выращивания коров мало чем отличается: и в том, и в другом случае, если вы не хотите самостоятельно «крутить» коровам хвосты — нужны люди. Люди, которые хотят это делать, имеют для этого компетенции, желают реализовываться или получают удовольствие от самого процесса.
Внутри своей компании мы называем таких людей Антонами. Это они — те самые люди, которые с азартом и остервенением берутся создавать, спасать и растить чей-то бизнес, чтобы кто-то наслаждался жизнью, путешествовал и наблюдал за тем, как его бизнес развивается.
Почему Антон?
Однажды мы с группой предпринимателей вернулись из незабываемого путешествия на плато Путорана, где восемь дней находились в уединении с дикой природой русского Севера. Когда мы делились впечатлениями, один из предпринимателей задумчиво сказал: «А можно жить так, чтобы путешествовать, отдыхать, заниматься любимым делом и наблюдать за тем, как твой бизнес растет?»
На что другой — его звали Антон — ответил: «Если бы вы задали этот вопрос моему партнеру, то он бы твердо ответил — да, но это все благодаря тому, что делает Антон». И мы познали простую истину: нужно найти себе Антона.
Так родилась идея Антонства. И мы начали видеть их повсюду. Во многих взаимоотношениях мы стали четко выделять Антонов и Антонодателей*, многие из которых находятся в подобных отношениях десятилетиями и не понимают, что это с ними происходит. Другие понимают и активно пользуются. Встречаются и вовсе целые заводы по производству Антонов. Они выращивают по несколько Антонов в год, но те почему-то все время развиваются, обучаются и покидают своих Антонодателей, открывают свой бизнес, и, как правило, становятся в нем успешны. Но есть и те, кто верно служит своим Антонодателям годами. Более того, со временем сами начинают плодить Антонов, но все же остаются под надежным крылом своего первого Антонодателя.
Я понял, что эта тема достойна более детального и глубокого изучения, и решил написать об этом целую книгу. Но к этому процессу я решил подойти не теоретическими рассуждениями и не поиском объяснений этого феномена у других авторов, а путем проведения интервью с конкретными российскими предпринимателями, в партнерствах или отношениях которых это Антонство очевидно прослеживается. Каждый раз, когда я заводил разговор с неподготовленным Антоном или Антонодателем, его глаза округлялись, и он удивлялся, насколько точно описаны процессы в теории Антонства. И уже через пару минут мы разговаривали на одном языке. Да простят меня все Антоны и их мамы, но этот термин уже очень четко вошел в диалект предпринимательского сообщества. К тому же спешу сразу отсечь негативный окрас этого слова, поскольку настоящие Антоны — это настоящие красавчики, талантливейшие и умнейшие, самые трудоспособные и активные партнеры или наемные сотрудники, которых только можно себе представить. И это не просто хорошие исполнители, не послушники, это люди, которые заставляют наш бизнес расти и развиваться, пока мы отдыхаем или занимаемся другими делами. Это своего рода движители, на которых держатся целые проекты и бизнес-направления.
Хочу поделиться некоторыми выводами из многочисленных интервью:
1. Свобода. Антоны — это не исполнители и не рабы. Это свободолюбивые люди, желающие принимать решения, влиять на результат, создавать новые продукты, выбирать стратегии. Верный способ потерять Антона — это начать ограничивать его свободу, переводить в ручной режим управления, ставить задачи, проверять и контролировать как рядового сотрудника.
2. Вовлечение. Нет лучшего способа сохранить Антона на многие годы, чем вовлечь его в себя. Вовлеченным Антонам практически нет разницы, чем заниматься со своим Антонодателем — хоть дома строить, хоть огурцы на Северном полюсе выращивать. Они настолько уверены в своем Антонодателе, что готовы самостоятельно развивать абсолютно новые направления вместе с Антонодателем, даже когда у них есть компетенции и возможности для свободного плавания.
3. Благодарность. Большинство Антонов в определенный момент времени получили от Антонодателя самореализацию, доверие, знания, опыт, финансовое вознаграждение в разы превышающие их внутренние нормы и ожидания, благодаря чему они многие годы готовы в знак благодарности развивать и верно служить своим Антонодателям.
Это на первый взгляд — простые и очевидные вещи, но под ними спрятано множество инструментов, осознанно или не осознанно применяемых в разных компаниях. Ищите себе Антонов, вовлекайте и берегите их.
*Антонодатель и Антон не равно — взаимоотношения работника и работодателя. Это более сложный процесс взаимоотношений, в котором Антонодатель создает Антона либо раскрывает его в этой роли. А Антон — это не всегда сотрудник, это может быть и партнер по бизнесу, и даже руководитель какой-то сторонней компании. Более подробно этот феномен я раскрою в следующих статьях и своей книге.