Сократить пищевые отходы, накормить малоимущих и улучшить экологию. Зачем нужен фудшеринг?

Сократить пищевые отходы, накормить малоимущих и улучшить экологию. Зачем нужен фудшеринг?
Иллюстрация: «Магнит»

Что такое фудшеринг? Это передача продуктов на благотворительность. Но зачем ритейлерам такой проект, если он обходится дороже, чем утилизация?

Руководитель управления по устойчивому развитию розничной сети «Магнит» Надежда Галактионова рассказала «Деловому кварталу», как работает фудшеринг, для чего это нужно ритейлерам, чем полезна инициатива для рынка, бизнеса и природы, а также о том, какие препятствия стоят на пути ее масштабирования.

Давайте начнем с того, что такое фудшеринг, ведь это явление для ритейла относительно новое.

— Фудшеринг — это сервис, позволяющий распределять продукты с истекающим сроком годности между социально незащищенными слоями населения. Розничный фудшеринг подразумевает, что мы перераспределяем небольшие, но регулярные объемы качественных продуктов из магазинов за один-два дня до истечения срока годности. Ключевой момент — в привлечении партнера-НКО и волонтеров, которые будут доставлять продукты до получателей.

Насколько фудшеринг распространен в России, чем он полезен для рынка и бизнеса?

— Существует несколько видов фудшеринга: промышленный, розничный, агрофудшеринг. Промышленный распространен давно. Производители передают волонтерам те продукты, которые уже нельзя реализовывать, но можно употреблять. Например, конфеты нельзя отправить в магазины уже за два месяца до истечения их срока годности, потому что пока их довезут до распределительного центра, пока они пробудут на складах — их уже просто не успеют вовремя продать. При этом за два месяца до окончания срока годности их можно употреблять в пищу. Особенность такого фудшеринга в том, что это в основном ограниченный ассортимент: какой-нибудь завод передал тонну своей продукции (тех же шоколадок), и фонд распределяет только этот продукт.

То же самое с агрофудшерингом. Например, у сельхозпроизводителей скапливается продукция, которая не соответствует размерной сетке, и которую они не могут реализовать в ритейле, тогда они передают ее через НКО нуждающимся слоям населения. Это очень развития схема, много крупных производителей в ней участвуют. Но это не решает главную проблему — правильного и комплексного питания.

Розничный фудшеринг пока находится в начале своего пути, отдельные участники рынка, например, рестораны, реализовывали такие программы, а в прошлом году этим занялись мы. Нашей задачей было не просто передать какой-то продукт на благотворительность, а организовать, пусть и для меньшего количества людей, сбалансированный набор продуктов. Мы передаем и овощи, и фрукты, и крупы, и хлеб, причем это качественные продукты. Наш фудшеринг представлен большим ассортиментом бакалеи и хлебобулочных изделий. Не передаем мы только мясо и молочную продукцию — из-за ограничений, которые накладывает на нас специальная государственная маркировка этих товаров. Поэтому можно сказать, что фудшеринг у нас все-таки распространен, но ему есть куда расти.   

 

Как работает этот механизм?

—  Механика, в принципе, простая: сотрудники наших дарксторов либо за двое суток до истечения срока годности, либо по органолептическим показателям каждый день в пять часов вечера снимают продукты с полки, проверяют качество упаковки и товара и передают волонтерам «Банка еды «Русь». Волонтеры вместе с сотрудниками еще раз проверяют сроки годности, качество упаковки и товаров, подписывают товарно-транспортную накладную, где подтверждают, что продукт — качественный. В этот же день волонтеры сразу из магазина везут продукты нуждающимся людям. В нашем случае это одинокие пенсионеры и многодетные семьи. Волонтеры передают им продукты по акту приема-передачи и еще раз проверяют качество. За восемь месяцев работы проекта розничного фудшеринга у нас не было ни одной жалобы на качество продуктов. Так мы передаем порядка 1 тонны продуктов в неделю. 

А как вы определяете срок годности овощей и фруктов, например?

— Для упакованных фруктов и овощей обозначен срок годности, а развесные мы оцениваем по органолептическим показателям. Например, зелень: если один листочек пожелтел, а остальные — зеленые и свежие, то раньше такой товар бы просто списали, а сейчас мы можем передать его в фудшеринг, убрав увядшую ветку или листок, потому что это по-прежнему качественный и безопасный продукт, просто внешне не совсем соответствует стандарту.

Какие преимущества фудшеринг дает бизнесу?

— Это помощь социально не защищенным слоям населения, которая является неотъемлемым элементом устойчивого развития бизнеса ответственных компаний, и «Магнита» в частности.

Это и рациональное использование ресурсов: для компаний, которые планируют свое будущее на годы вперед и не гонятся за сиюминутной прибылью, это важно. Вообще устойчивое развитие — это не только про то, как быть самыми экологичными, но и про то, как построить бизнес, который будет устойчив к потрясениям.  Соответственно, фудшеринг нам в этом помогает. Потому что важные для нас цели — это сокращение объемов пищевых отходов и снижение углеродного следа.

Какой у вас был ежемесячный объем отходов, и какой план по сокращению вы поставили с запуском фудшеринга?

— Идея снижения продовольственных потерь и пищевых отходов для нас, конечно, не нова, но формализовалась она в 2020 году с принятием стратегии устойчивого развития, где были определены показатели, которых мы должны достичь к концу 2025 года. Динамика заметная: снижение количества отходов к базовому 2019 году составляет порядка 50%. Чтобы достичь таких результатов, мы применили комплексный подход, начали с самого простого и одновременно сложного — с доработки нашей ИТ-инфраструктуры, чтобы корректнее прогнозировать спрос и предложение и корректно заказывать необходимые объемы товаров у производителей. Начали оптимизировать складские запасы (чтобы сократить срок нахождения товаров на складах) и запасы на объектах. К сожалению, исключить пищевые потери в принципе мы не можем, потому что в магазинах должен быть запас.

Вообще для решения вопроса отходов мы взялись за два проекта. Один связан именно с предотвращением пищевых потерь: это, собственно, фудшеринг — когда мы передаем продукты с истекающим сроком годности; второй — когда мы не можем предотвратить пищевые потери, и нужно сделать что-то полезное с продуктами, у которых срок годности уже истек. Это могут быть, например, проекты по передаче пищевых отходов для производства удобрений. Есть перспективные варианты, которые мы пока не можем реализовать из-за законодательных ограничений — это передача пищевых отходов на производство кормов для животных. Сегодня существуют сложности с некоторыми кормами, белковыми добавками, и мы можем помочь фермерам и микропредприятиям решить эту проблему, что в целом улучшит доступность пищевых продуктов.

А какие результаты после запуска именно фудшеринга? За 8 месяцев работы проекта.

— Результаты, без преувеличения, прекрасные, с учетом локальности проекта. Мы пошли с ним именно в Москву из-за того, что для быстрого запуска нам нужен был небольшой и удобный формат, это дарксторы — магазины без покупателей, ориентированные на онлайн-доставку — которые на тот момент были только в Москве. За 8 месяцев работы мы передали на благотворительность из 31 магазина (два — в Санкт-Петербурге, остальные — в Москве и Московской области) 21 тонну качественной продукции. Сейчас у нас порядка 11 300 благополучателей.

Также, с точки зрения результатов, очень важно, что проект позволяет сотрудничающим с нами фондам привлекать новых волонтеров, а это обычно очень сложно. Волонтеры приходят под доставку пищевой продукции, но потом участвуют и в других социальных акциях. Для российской НКО 250 привлеченных человек — это хорошие цифры, на наш взгляд.

Если смотреть в разрезе магазинов, то, по нашим подсчетам, мы передаем порядка 20-40 кг продуктов в день.

 А какие перспективы развития проекта по регионам?

— Вероятно, уже этим летом мы добавим к фудшерингу гипермаркеты в пяти регионах. Это будет пилотный проект. Потому что механизмы работы с гипермаркетами совсем другие, мы должны их настроить. Соответственно, если этот пилот окажется таким же успешным, как в дарксторах, то мы сможем масштабировать этот формат. Не могу пока сказать, насколько, потому что там тоже есть свои трудности — в первую очередь налоговые, ведь мы платим НДС за переданную продукцию.

Вы хотите в этом проекте сформировать свой опыт или ориентируетесь на зарубежный развито ли это где-то более или менее активно?

—  Хотя фудшеринг пришел к нам из Европы, однако нам нужно было выстроить свои собственные бизнес-процессы, поэтому во многом это была работа «с нуля». У нас есть партнерская НКО, которая умеет это делать. Поэтому мы ориентировались исключительно на себя, на свои потребности, на потребности наших благополучателей.

Почему вообще эта тема нам важна: в России в год образуется порядка 17,9 млн тонн пищевых отходов, при этом около 29% — это отходы ритейла и организаций общественного питания. И почти все они попадают на полигоны, где занимают примерно 25,6% от всего объема. И здесь есть две проблемы: 1. пищевые отходы увеличивают объем выбросов СО2, что негативно влияет на окружающую среду в целом (углеродный след от пищевых отходов составляет до 64 млн тонн CO2 в год); 2. они загрязняют вторичное сырье — то, что можно переработать, при контакте с пищевыми отходами становится малопригодным для участия в экономике замкнутого цикла.

Поэтому решение лежало на поверхности: мы можем улучшить и климатическую повестку, которая важна для нашей компании, и помочь людям.

Какие подводные камни у реализации этого проекта?

— Есть два фундаментальных препятствия. Из-за начисления входящего НДС передавать продукты на благотворительность сейчас примерно в 3-3,5 раза дороже, чем утилизировать их. Это чисто финансовые расходы, без учета операционных затрат на отбор продуктов, доработку ИТ-систем, менеджмент проекта. Без решения этой проблемы, как мне кажется, проекты по фудшерингу останутся нишевыми в рамках деятельности крупных компаний. Многие ждут изменений в законодательстве — никто не просит на это денег, хотелось бы просто снизить затраты.

И вторая проблема: мы пока не можем передавать на благотворительность большой и важный объем продукции — мясо, молочку, сыры — потому что работа с маркировкой «Меркурий» осложняет этот процесс. Чтобы передать, например, мясо, нам нужно выписать на каждую партию электронный сопроводительный ветеринарный документ, все делается пока вручную, и эта процедура — многостадийная, нужно согласование с ветнадзором.

Мы взаимодействуем с Россельхознадзором, у коллег есть понимание проблемы, и мы надеемся, что в обозримом будущем нам вместе удастся найти выход, который устроит и государство, и поможет нам передавать такие категории товаров на благотворительность.

К тому же, требуются комплексные программы развития социально ориентированных НКО в регионах.

Может ли фудшеринг стать из просто социального проекта еще и выгодным проектом с точки зрения бизнеса?

— Для нас фудшеринг в первую очередь социальная и экологическая инициатива. Если нам удастся снять все ограничения, это позволит нам масштабировать проект, помочь большему числу людей, спасти больше продуктов питания от утилизации. Мы не планируем зарабатывать на фудшеринге.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.