Дмитрий Тайлаков: «Присутствие крупного партнера влияет на отношения с администрацией»

Предоставлено Дмитрием Тайлаковым
Предоставлено Дмитрием Тайлаковым. Иллюстрация: DK.RU

«Когда мы рассказали, что специалисты Газпромнефти хотят приехать для обсуждения партнерства, то в администрации оживились — на этом уровне они готовы к взаимодействию».

В новосибирском поселке Краснообск с помощью программы CleanCity реализована система, позволяющая строить маршруты уборки улиц с учетом важности элементов дорожной сети, их транспортной загрузки, прогноза погоды и оценки жителей. Маршруты распределены в виде расписания работ с привязкой к конкретной технике, которая оборудована датчиками GPS/ГЛОНАСС, позволяющими отслеживать ее в режиме реального времени и сопоставлять план/факт выполненных работ. Данные используются для оценки стоимости работ, с учетом цен на топливо, оплаты труда, техобслуживания. Также доступна возможность фиксации обращений граждан с помощью телеграмм-бота.

Проект CleanCity был создан на базе опыта оптимизации нефтегазовой отрасли. По мнению автора концепции Дмитрия Тайлакова, городская инфраструктура на нее похожа: здесь тоже есть дороги, трубопровод и электросети, многое так же завязано на логистику, доставку грузов и пр. При переносе системы на Краснообск и районы Новосибирска вскрылось множество технических и организационных проблем. CleanCity помогает решать многие из них. За разработку проекта Дмитрий Тайлаков в 2022 г. был номинирован на «Стартапера года» ежегодной бизнес-премии «Человек года», учрежденной изданием «Деловой квартал». 

Как вы придумали этот проект?

— Он зародился лет пять назад, когда мы начали развивать свои основные направления — оптимизацию нефтегазовой отрасли и логистических процессов. Когда мы добились успехов в оптимизации инфраструктуры, транспорта, логистики и прочего, мы начали думать, как можно диверсифицировать управление развитием, чтобы не оставаться только в этой отрасли. Стали обращать внимание на окружающую нас среду, в частности, на городскую инфраструктуру и дорожные проблемы. По мере развития нефтегазовой сферы мы стали формулировать, проводить параллели и аналогии. Оказалось, что эта отрасль схожа с городской инфраструктурой: все то же — дороги, трубопроводные сети, электроэнергия, многое завязано на логистику, доставку грузов и так далее. Отличаются только масштабы: городское хозяйство более компактное, а в нефтегазовой отрасли все разнесено на многие километры. Мы решили посмотреть, каким образом решения для отрасли можно применить в городах. На это мы пытались искать финансирование.  

Нашли?

— В 2021 г. мы получили грант Фонда содействия инновациям. Решили попробовать частично реализовать функционал применительно к системе «Умный город». Начали интенсивно работать с органами местной власти. Нашли партнера в лице администрации поселка Краснообск, которая оказалась готова предоставить нам данные, необходимые для анализа, оптимизации и т.д. Официальный старт проекта — 22 октября 2021 г.

Что было дальше?

— Дальше мы актуализировали карту тепловых сетей, установили датчики, которые мониторят их состояние и в режиме реального времени передают данные. Также есть система мониторинга техники и дорог, есть элементы прогнозирования — в систему включен прогноз погоды. Настроен телеграм-бот, с которым люди могут общаться, сообщать данные — где яма, где требуется ремонт и прочее. Пока бот в зачаточном состоянии, так как администрация Краснообска еще ищет варианты его внедрения в работу, чтобы органично вписать в уже настроенную систему социального взаимодействия.

Кроме грантовых денег, много еще средств пришлось вложить в проект?

— Конечно, мы используем собственные средства. Во-первых, потому что изначально было предусмотрено софинансирование. А во-вторых, грантовая поддержка закончилась в октябре прошлого года, и мы уже полгода развиваем проект самостоятельно. Пока существенных сторонних инвестиций у нас нет.

Где-то еще в регионе, кроме Краснообска, внедряете систему?

— Мы сейчас занимаемся тиражированием. Помимо администрации Краснообска, частично наша система работает в Советском районе Новосибирска. С Первомайским районом подписали соглашение, общались с представителями Ленинского района, планируем провести переговоры с Бердском. Мы стремимся охватить как можно больше районов города. Поскольку система в каком-то виде уже разработана, то тиражирование сейчас обходится относительно недорого. Можем попробовать те ее элементы, которые уже готовы. Но если потребуется внедрить что-то новое, то, конечно, там уже пойдет речь о софинансировании со стороны администраций.

Это окупается?

— Пока это только инновационная разработка, и сейчас идет научно-исследовательская работа — мы прорабатываем гипотезу, в том числе и по взаимодействию с администрацией. То есть по факту идет проверка научной гипотезы и ее отработка, поэтому ни о какой прибыли речи не идет.

Есть ли какая-то местная, новосибирская (краснообская) специфика, с которой пришлось столкнуться при внедрении программы? Насколько сильно пришлось подстраивать программу под существующие условия?

— Программа сделана достаточно гибко. Мы специально прорабатываем архитектуру решения таким образом, чтобы можно было подключать множество разнородных данных, и чтобы при этом они не мешали друг другу. Все сделано эргономично.

Были проблемы со стороны администрации по данным, так как документация на тепловые сети в безобразном состоянии. И это идет речь о передовом Краснообске, а если говорить про другие районы, то там карт тепловых сетей с точной привязкой по координатам объектов и вовсе может не быть. Кроме высокой изношенности сетей, наблюдается еще и острая нехватка специалистов. Старые мастера участков, которые знали, например, где какая труба расположена, сейчас дорабатывают и уйдут на пенсию. Тем специалистам, которые придут на их место, придется заново искать эти трубы. 

Удалось что-то решить с помощью вашей программы?

— В Краснообске мы актуализировали карты: наши специалисты прошлись по колодцам, составили карту и привязали к ней схему. Когда мы принесли ее одной теплоснабжающей организации, там были очень довольны. Например, сейчас есть проблема открытых люков. По обращению жителей и самих мастеров составляется карта таких проблемных мест — это пример, как можно по четко составленной карте решать такие частные небольшие проблемы. Благодаря этому, например, можно сразу закладывать в бюджет ремонт этих разбитых люков, плюс — информация для жителей о возможной опасности.  

Еще в Краснообске есть бесхозные тепловые сети: они сейчас, конечно, на балансе администрации, но у нее даже в штате не предусмотрено отдельных специалистов для их обслуживания. Эти сети мы тоже занесли на карту, и администрация теперь четко знает их границы. Там стоят датчики, передающие данные, и можно мониторить в режиме реального времени давление, температуру и нештатные ситуации.

Были еще сложности с зонами ответственности управляющих компаний — есть противоречия с кадастром. Когда жители хотят прояснить какие-то свои вопросы, то часто не могут понять, чья это зона ответственности — управляющей компании или муниципального образования. Эту проблему удалось решить: при переговорах с управляющими организациями удалось максимально точно разметить территорию. Мы, сопоставив предоставленные данные, увидели границы участков.   

Подобных несостыковок очень много даже в небольшом Краснообске. А сколько их в большом Новосибирске?

С новосибирской мэрией сложилось взаимодействие?

— Да. У нас было совещание с главами районов, все положительно на нас отреагировали. Позже, когда мы рассказали, что специалисты Газпромнефти хотят приехать для обсуждения партнерства, то они (администрации) оживились — на этом уровне они готовы к взаимодействию. Если получится привлечь крупного партнера для реализации пилота, то можно будет совместно воплотить в жизнь множество идей, которые могли бы помочь оптимизировать городское хозяйство. С крупным партнером можно будет запустить концессию и перенаправить какую-то часть бюджета через эту систему, чтобы покрыть его издержки. Осталось придумать, как это аккуратно вписать в городской бюджет.

Если будет крупный партнер, городские власти с большей охотой пойдут на реализацию таких комплексных проектов, как наш. Тогда можно будет здесь попробовать реализовать пилот и потом тиражировать его на другие города. Тут, как говорится, поле непахано. Новосибирск — крупный город, и таких множество по стране. Тут есть куда масштабировать.

Были запросы на вашу программу из других регионов?

— Мы уже взаимодействовали с Красноярском, Барнаулом. Но у нас и тут, в Новосибирске, еще до конца далеко не все охвачено. Проблема в том, что пока нет понимания, какая будет эффективность от этой системы. Начать сразу полномасштабное внедрение системы — рискованно, сначала нужно отработать отдельные моменты. Поэтому мы и начали с Краснообска — там реализован максимально наполненный продукт.  

А как на работу CleanCity влияет острая нехватка техники, которая наблюдается в Новосибирске? 

— Вопрос с техникой скорее в том, как ее использовать, чем в ее количестве. Например, Красноярск тоже город немаленький, и хотя уборочных машин там в несколько раз меньше, чем в Новосибирске, их на все хватает. Все дело в оптимизации процессов и взаимодействии районов: смогут ли одни ДЭУ предоставлять технику другим? Я сейчас не в укор Новосибирску говорю — город большой, и наладить взаимодействие сложно. Я хочу подчеркнуть преимущество нашей системы. Даже если у нас не будет сильной аналитики, а будет просто эта большая инфосистема, показывающая весь город, это само по себе значительно облегчит работу по взаимодействию. Глава города или ЖКХ просто откроет карту и увидит, где и сколько у него техники работает. Сейчас же, чтобы узнать эту информацию, ему нужно обзвонить каждого главу администрации и попросить предоставить информацию — на это может уйти несколько дней. Даже чтобы просто собрать всех глав районов в одном месте для обсуждения каких-то оперативных вопросов, нужно много времени и усилий. Система дает возможность не отрывать людей от работы, а в частном порядке уточнять эти вопросы, потому что на интерактивной карте видно, как работает глава, сколько у него техники, какие работы запланированы, какой у него заложен бюджет и так далее. И с СГК было бы проще взаимодействовать, если знать, в каком виде и состоянии сейчас трубы в Новосибирске, что и где компания делает с сетями.

Санкции как-то повлияли на вашу компанию, на ее деятельность? Что изменилось?

— На нас это никак не отразилось, так как у нас все решения отечественные, мы не используем ничего зарубежного. Единственное, что нас коснулось — исчезла возможность легально пользоваться продукцией Microsoft. Нет возможности оплатить Outlook, пользоваться облаком. С 2022 г. перешли на Yandex — завели там почту, пользуемся Яндекс Диском. С компьютерами у нас тоже проблем нет. Появились, например, отечественные мониторы «Валдай» — мы их покупаем.

А со стороны техники нет нехватки? Сейчас закупки пошли через Китай, специалисты говорят, качество и срок службы техники стали другими...

— Тут опять же вопрос в том, как эту технику использовать. Как раз наша система и должна подсказать решение в этой ситуации. Все эти моменты мы вносим в систему — ресурс техники, ее обслуживание. Понятно, что техники субъективно оценивают: говорят, например, что чаще стали ломаться трактора. Это вполне возможно. Но чтобы сравнивать и выяснить ресурс этой техники, нужно делать качественную аналитику.  

Что дальше — планируете выходить за границы города?

— Мы ведем переговоры с большими компаниями. Например, Газпромнефть — наш заказчик по нефтегазовому направлению. Такие крупные нефтегазовые компании являются создателями рабочих мест и управляют целыми моногородами и поселками на месторождениях. У них возник такой же интерес, как и у нас: наладить взаимодействие с администрациями и оптимизировать управление этими поселками и городами. Мы планируем провести с ним большие переговоры и надеемся, что это будет наш следующий крупный заказчик/партнер, который поможет развивать наш проект.

Вообще в этом году, я надеюсь, у нас будут значимые успехи по партнерству. Особенно большая надежда на крупное, потому что это не только финансы, но и поддержка в виде административных ресурсов. «Росатом», например, тоже занимается развитием систем типа «Умный город». Присутствие такого крупного партнера влияет на взаимодействие с администрацией. Ну а финансирование, конечно, в разы увеличивает эффективность.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.