Дмитрий Тайлаков: «Присутствие крупного партнера влияет на отношения с администрацией»

«Когда мы рассказали, что специалисты Газпромнефти хотят приехать для обсуждения партнерства, то в администрации оживились — на этом уровне они готовы к взаимодействию».

В новосибирском поселке Краснообск с помощью программы CleanCity реализована система, позволяющая строить маршруты уборки улиц с учетом важности элементов дорожной сети, их транспортной загрузки, прогноза погоды и оценки жителей. Маршруты распределены в виде расписания работ с привязкой к конкретной технике, которая оборудована датчиками GPS/ГЛОНАСС, позволяющими отслеживать ее в режиме реального времени и сопоставлять план/факт выполненных работ. Данные используются для оценки стоимости работ, с учетом цен на топливо, оплаты труда, техобслуживания. Также доступна возможность фиксации обращений граждан с помощью телеграмм-бота.

Проект CleanCity был создан на базе опыта оптимизации нефтегазовой отрасли. По мнению автора концепции Дмитрия Тайлакова, городская инфраструктура на нее похожа: здесь тоже есть дороги, трубопровод и электросети, многое так же завязано на логистику, доставку грузов и пр. При переносе системы на Краснообск и районы Новосибирска вскрылось множество технических и организационных проблем. CleanCity помогает решать многие из них. За разработку проекта Дмитрий Тайлаков в 2022 г. был номинирован на «Стартапера года» ежегодной бизнес-премии «Человек года», учрежденной изданием «Деловой квартал». 

Как вы придумали этот проект?

— Он зародился лет пять назад, когда мы начали развивать свои основные направления — оптимизацию нефтегазовой отрасли и логистических процессов. Когда мы добились успехов в оптимизации инфраструктуры, транспорта, логистики и прочего, мы начали думать, как можно диверсифицировать управление развитием, чтобы не оставаться только в этой отрасли. Стали обращать внимание на окружающую нас среду, в частности, на городскую инфраструктуру и дорожные проблемы. По мере развития нефтегазовой сферы мы стали формулировать, проводить параллели и аналогии. Оказалось, что эта отрасль схожа с городской инфраструктурой: все то же — дороги, трубопроводные сети, электроэнергия, многое завязано на логистику, доставку грузов и так далее. Отличаются только масштабы: городское хозяйство более компактное, а в нефтегазовой отрасли все разнесено на многие километры. Мы решили посмотреть, каким образом решения для отрасли можно применить в городах. На это мы пытались искать финансирование.  

Нашли?

— В 2021 г. мы получили грант Фонда содействия инновациям. Решили попробовать частично реализовать функционал применительно к системе «Умный город». Начали интенсивно работать с органами местной власти. Нашли партнера в лице администрации поселка Краснообск, которая оказалась готова предоставить нам данные, необходимые для анализа, оптимизации и т.д. Официальный старт проекта — 22 октября 2021 г.

Что было дальше?

— Дальше мы актуализировали карту тепловых сетей, установили датчики, которые мониторят их состояние и в режиме реального времени передают данные. Также есть система мониторинга техники и дорог, есть элементы прогнозирования — в систему включен прогноз погоды. Настроен телеграм-бот, с которым люди могут общаться, сообщать данные — где яма, где требуется ремонт и прочее. Пока бот в зачаточном состоянии, так как администрация Краснообска еще ищет варианты его внедрения в работу, чтобы органично вписать в уже настроенную систему социального взаимодействия.

Кроме грантовых денег, много еще средств пришлось вложить в проект?

— Конечно, мы используем собственные средства. Во-первых, потому что изначально было предусмотрено софинансирование. А во-вторых, грантовая поддержка закончилась в октябре прошлого года, и мы уже полгода развиваем проект самостоятельно. Пока существенных сторонних инвестиций у нас нет.

Где-то еще в регионе, кроме Краснообска, внедряете систему?

— Мы сейчас занимаемся тиражированием. Помимо администрации Краснообска, частично наша система работает в Советском районе Новосибирска. С Первомайским районом подписали соглашение, общались с представителями Ленинского района, планируем провести переговоры с Бердском. Мы стремимся охватить как можно больше районов города. Поскольку система в каком-то виде уже разработана, то тиражирование сейчас обходится относительно недорого. Можем попробовать те ее элементы, которые уже готовы. Но если потребуется внедрить что-то новое, то, конечно, там уже пойдет речь о софинансировании со стороны администраций.

Это окупается?

— Пока это только инновационная разработка, и сейчас идет научно-исследовательская работа — мы прорабатываем гипотезу, в том числе и по взаимодействию с администрацией. То есть по факту идет проверка научной гипотезы и ее отработка, поэтому ни о какой прибыли речи не идет.

Есть ли какая-то местная, новосибирская (краснообская) специфика, с которой пришлось столкнуться при внедрении программы? Насколько сильно пришлось подстраивать программу под существующие условия?

— Программа сделана достаточно гибко. Мы специально прорабатываем архитектуру решения таким образом, чтобы можно было подключать множество разнородных данных, и чтобы при этом они не мешали друг другу. Все сделано эргономично.

Были проблемы со стороны администрации по данным, так как документация на тепловые сети в безобразном состоянии. И это идет речь о передовом Краснообске, а если говорить про другие районы, то там карт тепловых сетей с точной привязкой по координатам объектов и вовсе может не быть. Кроме высокой изношенности сетей, наблюдается еще и острая нехватка специалистов. Старые мастера участков, которые знали, например, где какая труба расположена, сейчас дорабатывают и уйдут на пенсию. Тем специалистам, которые придут на их место, придется заново искать эти трубы. 

Удалось что-то решить с помощью вашей программы?

— В Краснообске мы актуализировали карты: наши специалисты прошлись по колодцам, составили карту и привязали к ней схему. Когда мы принесли ее одной теплоснабжающей организации, там были очень довольны. Например, сейчас есть проблема открытых люков. По обращению жителей и самих мастеров составляется карта таких проблемных мест — это пример, как можно по четко составленной карте решать такие частные небольшие проблемы. Благодаря этому, например, можно сразу закладывать в бюджет ремонт этих разбитых люков, плюс — информация для жителей о возможной опасности.  

Еще в Краснообске есть бесхозные тепловые сети: они сейчас, конечно, на балансе администрации, но у нее даже в штате не предусмотрено отдельных специалистов для их обслуживания. Эти сети мы тоже занесли на карту, и администрация теперь четко знает их границы. Там стоят датчики, передающие данные, и можно мониторить в режиме реального времени давление, температуру и нештатные ситуации.

Были еще сложности с зонами ответственности управляющих компаний — есть противоречия с кадастром. Когда жители хотят прояснить какие-то свои вопросы, то часто не могут понять, чья это зона ответственности — управляющей компании или муниципального образования. Эту проблему удалось решить: при переговорах с управляющими организациями удалось максимально точно разметить территорию. Мы, сопоставив предоставленные данные, увидели границы участков.   

Подобных несостыковок очень много даже в небольшом Краснообске. А сколько их в большом Новосибирске?

С новосибирской мэрией сложилось взаимодействие?

— Да. У нас было совещание с главами районов, все положительно на нас отреагировали. Позже, когда мы рассказали, что специалисты Газпромнефти хотят приехать для обсуждения партнерства, то они (администрации) оживились — на этом уровне они готовы к взаимодействию. Если получится привлечь крупного партнера для реализации пилота, то можно будет совместно воплотить в жизнь множество идей, которые могли бы помочь оптимизировать городское хозяйство. С крупным партнером можно будет запустить концессию и перенаправить какую-то часть бюджета через эту систему, чтобы покрыть его издержки. Осталось придумать, как это аккуратно вписать в городской бюджет.

Если будет крупный партнер, городские власти с большей охотой пойдут на реализацию таких комплексных проектов, как наш. Тогда можно будет здесь попробовать реализовать пилот и потом тиражировать его на другие города. Тут, как говорится, поле непахано. Новосибирск — крупный город, и таких множество по стране. Тут есть куда масштабировать.

Были запросы на вашу программу из других регионов?

— Мы уже взаимодействовали с Красноярском, Барнаулом. Но у нас и тут, в Новосибирске, еще до конца далеко не все охвачено. Проблема в том, что пока нет понимания, какая будет эффективность от этой системы. Начать сразу полномасштабное внедрение системы — рискованно, сначала нужно отработать отдельные моменты. Поэтому мы и начали с Краснообска — там реализован максимально наполненный продукт.  

А как на работу CleanCity влияет острая нехватка техники, которая наблюдается в Новосибирске? 

— Вопрос с техникой скорее в том, как ее использовать, чем в ее количестве. Например, Красноярск тоже город немаленький, и хотя уборочных машин там в несколько раз меньше, чем в Новосибирске, их на все хватает. Все дело в оптимизации процессов и взаимодействии районов: смогут ли одни ДЭУ предоставлять технику другим? Я сейчас не в укор Новосибирску говорю — город большой, и наладить взаимодействие сложно. Я хочу подчеркнуть преимущество нашей системы. Даже если у нас не будет сильной аналитики, а будет просто эта большая инфосистема, показывающая весь город, это само по себе значительно облегчит работу по взаимодействию. Глава города или ЖКХ просто откроет карту и увидит, где и сколько у него техники работает. Сейчас же, чтобы узнать эту информацию, ему нужно обзвонить каждого главу администрации и попросить предоставить информацию — на это может уйти несколько дней. Даже чтобы просто собрать всех глав районов в одном месте для обсуждения каких-то оперативных вопросов, нужно много времени и усилий. Система дает возможность не отрывать людей от работы, а в частном порядке уточнять эти вопросы, потому что на интерактивной карте видно, как работает глава, сколько у него техники, какие работы запланированы, какой у него заложен бюджет и так далее. И с СГК было бы проще взаимодействовать, если знать, в каком виде и состоянии сейчас трубы в Новосибирске, что и где компания делает с сетями.

Санкции как-то повлияли на вашу компанию, на ее деятельность? Что изменилось?

— На нас это никак не отразилось, так как у нас все решения отечественные, мы не используем ничего зарубежного. Единственное, что нас коснулось — исчезла возможность легально пользоваться продукцией Microsoft. Нет возможности оплатить Outlook, пользоваться облаком. С 2022 г. перешли на Yandex — завели там почту, пользуемся Яндекс Диском. С компьютерами у нас тоже проблем нет. Появились, например, отечественные мониторы «Валдай» — мы их покупаем.

А со стороны техники нет нехватки? Сейчас закупки пошли через Китай, специалисты говорят, качество и срок службы техники стали другими...

— Тут опять же вопрос в том, как эту технику использовать. Как раз наша система и должна подсказать решение в этой ситуации. Все эти моменты мы вносим в систему — ресурс техники, ее обслуживание. Понятно, что техники субъективно оценивают: говорят, например, что чаще стали ломаться трактора. Это вполне возможно. Но чтобы сравнивать и выяснить ресурс этой техники, нужно делать качественную аналитику.  

Что дальше — планируете выходить за границы города?

— Мы ведем переговоры с большими компаниями. Например, Газпромнефть — наш заказчик по нефтегазовому направлению. Такие крупные нефтегазовые компании являются создателями рабочих мест и управляют целыми моногородами и поселками на месторождениях. У них возник такой же интерес, как и у нас: наладить взаимодействие с администрациями и оптимизировать управление этими поселками и городами. Мы планируем провести с ним большие переговоры и надеемся, что это будет наш следующий крупный заказчик/партнер, который поможет развивать наш проект.

Вообще в этом году, я надеюсь, у нас будут значимые успехи по партнерству. Особенно большая надежда на крупное, потому что это не только финансы, но и поддержка в виде административных ресурсов. «Росатом», например, тоже занимается развитием систем типа «Умный город». Присутствие такого крупного партнера влияет на взаимодействие с администрацией. Ну а финансирование, конечно, в разы увеличивает эффективность.

Самое читаемое
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.