Анна Мишина: «Мы арендуем Землю у будущих поколений»

Казалось бы, создать в Новосибирске предприятие, рынок сбыта для которого — сельское хозяйство, — рискованная затея. Но маленькой научной компании удалось занять свою нишу и выйти на новый виток.

«Мы арендуем Землю у будущих поколений». Такой философии следует «Инноватор года — 2022», основательница и директор компании «Микопро» Анна Мишина. Будучи экономистом по образованию, амбициозная жительница Академгородка никак не смогла пройти мимо науки и направила внимание на ее внедрение во благо не только своему профессиональному и предпринимательскому росту, но и планете. По крайней мере, именно так она видит миссию своей компании: принести глобальную экологическую пользу.

«Микопро» занимается производством биопрепаратов для защиты растений. Казалось бы, создать в Новосибирске предприятие, рынок сбыта для которого — сельское хозяйство, — это рискованная затея, ведь отрасль здесь развита не так мощно, как, например, в южных регионах. Однако маленькой научной компании удалось занять свою нишу, и теперь она выходит на новый виток. «ДК» поговорил с Анной Мишиной о ее сложной задаче, необычном бизнесе и масштабных целях.

Ты по образованию экономист-математик, и вдруг грибы. Как это случилось?

— Когда я училась в магистратуре и изучала экономику, оптимизацию налоговой системы, я решила параллельно устроиться работать в Инновационный центр Кольцово, потому что хотелось реализовываться, применять свои знания в работе с проектами, влияющими на развитие территорий. Организация занималась развитием инновационной экосистемы и подключалась к научным разработкам и к бизнесу на разных стадиях: от стартапов до готовых компаний, которые приходили за консалтинговой помощью. Я начала там работать в качестве финансового аналитика, в мои задачи входил финансовый анализ, бизнес-планирование, оптимизация моделей вывода продуктов на рынок.

Работая над очередным биотехнологическим проектом, мы с командой узнали, что есть такая научная разработка, как хищные грибы, которые можно использовать в сельском хозяйстве. Ими занималась доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией коллекции грибных культур и простейших ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора Тамара Теплякова. Заразившись идеей, я поняла, что можно научную разработку донести до реальных полей, и ввязалась в эту «авантюру». Так в моей жизни появились любимые хищные грибы: естественные враги нематод (нематоды — это микроскопические круглые черви-паразиты) и компания, созданная для реализации этого стартапа.

Изначально этот штамм хищного гриба применялся не только в сельском хозяйстве: с ним можно делать препараты для животных и даже использовать для человека, но эти тематики имеют еще более высокий порог входа и не рассматривались как приоритет.

Изучая новые технологии, я поехала на форум «Мир биотехнологии» в Москву, познакомилась там с руководителем картофельной фабрики, благодаря чему мы плавно перетекли на рынок средств защиты картофеля от нематод. Так получилось, что картофель стал основной культурой, с которой мы теперь работаем наиболее плотно.

Мне самой удивительно, как я пришла в биотехнологии и оказалась в сельском хозяйстве, потому что это вообще не было моим профильным направлением. В университете у нас, экономистов, было принято стремиться в какую-нибудь консалтинговую, аудиторскую компанию «большой четверки». И вдруг я попадаю в инновации, в стартап, в агросектор. Все-таки сельское хозяйство у нас как отрасль презентовано не совсем верно. В Сибири эта сфера всегда была дотационной и требующей больше внимания, чем ей готовы здесь уделять. Поэтому, начав работать на этом рынке, я поначалу стеснялась и говорила, что занимаюсь инновациями. Это звучало понятно и солидно. Сейчас, когда начала размышлять, почему жизнь привела меня именно в это дело, я поняла, что все неслучайно и соотносится с моей жизненной целью: миссия нашей компании — продлить планете жизнь.

Каким образом можно продлить жизнь планете? Звучит глобально.

— Мы производим биологические препараты и средства защиты растений на основе естественных врагов насекомых, патогенов и паразитов. Мы подбираем такие микроорганизмы (хищные грибы были первой разработкой), которые естественным образом борются с тем или иным вредителем. Например, хищный гриб борется с нематодой в природе и регулирует ее численность. Задача нашей работы — найти такой микроорганизм (к примеру, штамм гриба), который можно воспроизвести в лабораторных условиях, эффективно масштабировать, выпускать в промышленных объемах и смело применять на полях. Мы провели испытания и поняли, что это эффективный препарат, затем отработали технологию промышленного внесения, потребительскую форму, выработали норму и стандарты применения.

Но если смотреть на нашу миссию шире, то это вывод на рынок препаратов, которые так или иначе возвращают планете естество. Мы заселяем в почву такие микроорганизмы, которые постепенно начинают возвращать ее к сбалансированному естественному состоянию. Сейчас на полях применяется очень много химии: и к почвам, и в целом к сельскому хозяйству долгое время многие относились беспощадно, прибегали к не совсем экологичным методам, чтобы получать больше урожая с гектара, не думая о том, что землю надо беречь. Мне очень нравятся хозяйства, агрономы, холдинги с близкими нам ценностями и целями. Однажды молодой агроном сказал мне очень мудрую вещь: «Мы арендуем Землю у будущих поколений». Это очень хорошо укладывается в нашу миссию — бережный подход, который ведет нас к таким инновациям и разработкам, которые будут помогать почве восстанавливаться, а растениям — формировать свой естественный иммунитет. Сейчас мы создаем инсектициды, которые должны бороться с насекомыми так же яростно, как химия, но это будут бактерии, которые внедряются во вредителя и парализуют его, не нанося урона экосистеме.

Все механизмы уже созданы природой, и наша задача — понять их и использовать ей на благо. Если смотреть еще шире, то это относится не только к сельскому хозяйству и природе: одна из наших перспективных задач — все-таки создавать продукты и для человека.

Сейчас мы пересматриваем масштаб своих целей, формируем команду, и для меня очень важно, чтобы люди, с которыми мы будем работать, разделяли наши ценности — не только наш подход к природе и к человеку, но и к бизнесу: работа на рынке должна быть честной, добросовестной и полезной.

Ученые, которых мы берем в команду, тоже должны быть увлеченными и стремиться реализовывать что-то свое в интересах бОльших целей. Для меня важно сформировать благоприятные условия для научного поиска и довести разработки до рынка, потому что многие ученые зажаты в рамки, и я вижу, как «болит сердце» у людей, когда их разработки либо умирают, «не родившись», либо неправильно внедряются.

Как ты поняла, что это будет перспективная история? Ученая разрабатывала штаммы грибов, которые могут быть полезны во множестве сфер, и никто не превратил это в стартап…

— Попытки реализовать проект были. Исследования Тамары Владимировны ведь начались еще пару десятилетий назад, и за это время было несколько попыток разных команд вывести продукт на рынок, но они не увенчались успехом. Почему получилось именно у нас — я полагаю, совпала критическая масса обстоятельств: сильное желание его развивать, готовность работать на этом рынке и наш качественно новый подход.

Сегодня я понимаю, насколько сельское хозяйство — интересная и важная отрасль, ведь что бы ни происходило вокруг, еду нужно выращивать всегда. И последние события в мире показывают, что страна сильна тогда, когда обеспечена в первую очередь продовольствием. Работать на нашем рынке интересно, но работа требует вдумчивости и вложения ресурсов, «что-то внедрить» и «снять сливки» не наш метод, ведь мы говорим про биотехнологию и работу вдолгую, а это очень аккуратное движение к доверию аграриев, требующее технологии и сервиса.

Как можно понять и просчитать, что проект выстрелит?

— Я, наверное, с одной стороны, плохой предприниматель, а с другой — очень хороший, потому что это интуиция. Когда мы оформили разработку в проект, точно не осознавали и не знали, во что ввязываемся, насколько это серьезно и масштабно. Но первая разработка — хищные грибы — открыла дорогу к истории создания сильной компании, которая будет выводить на рынок биологические препараты для защиты растений. Мы, конечно, прикидывали и оценивали инвестиционный проект, но, как мы знаем, оценка проекта и реальность могут, мягко говоря, не совпадать. Поэтому инвесторов не приглашали, вкладывались сами, выигрывали конкурсы, небольшие гранты. Первым делом мы создали небольшую лабораторию и опытную мелкосерийную производственную площадку. Первые привлеченные деньги — субсидия наукограда Кольцово, 500 тыс. руб. на инновационный стартап. Тогда казалось, что это большие деньги, но по факту хватило на то, чтобы купить микроскоп. Мы действовали шаг за шагом — так быстро, как могли, и сразу же вступили в диалог с отраслью. Через год мы планируем запуск масштабного бизнеса, и это будет уже совсем другая история.

Когда я познакомилась с рынком картофеля, оказалось, что нематода — это серьезное заболевание, которое набирает обороты, и проблема требует решения. Долгое время с нематодой никак не боролись, поскольку эта угроза не явная, а скрытая — проявления имеют в основном вторичные заболевания. Нематода — это первопричина: когда она питается растением, то делает проколы, нарушая защитную систему, и через них проникают заболевания и патогены. Поэтому, не понимая истинную причину, фермеры боролись с последствиями: гнилями, бактериозами и прочими вторичными проявлениями. Так проблему запустили. Мы погрузились и поняли, что ситуация будет только усугубляться, и вопрос нужно решать. Вот так на картофеле и сошлись все дороги.

Анна Мишина: «Мы арендуем Землю у будущих поколений»  1

Картофель — это одна из базовых и маржинальных культур для России, и когда проявилась потребность ее «спасать», стало понятно, что наши решения будут востребованы. Мы постоянно ищем умы, которые понимают морфологию вредителя, принципы и причины развития проблемы, а также механизмы ее диагностики. В Новосибирске, к сожалению, очень много хозяйств, не знакомых с проблемой. Поэтому центральная часть России откликнулась первой, да и основной объем картофеля выращивается там. Кроме того, в Сибири не было быстрых и хороших инструментов выявления проблем. Сейчас могу сказать, что уровень фермеров и агрономов вырос.

Чем действие ваших препаратов отличается от стандартной химии, и почему у биологии и химии — противостояние? Как им подружиться?

— Раньше на рынке в основном была только химическая защита, к биологии был большой скепсис. И наш такой долгий путь роста связан в том числе с этим. Это как антибиотики и пробиотики. У Кольцово такая миссия, наверное, — долго прокачивать сознание, чтобы люди начали воспринимать свою экосистему всерьез (и микрофлору ЖКТ, и микрофлору почвы). Химия работает быстро, как антибиотики: если уровень заболевания слишком высок, она используется как скорая и высокоэффективная мера. И действительно химия в этом хороша, потому что биологии все-таки нужно время. Когда уровень заболевания зашкаливает, можно применять химию, но я сторонник того, чтобы делать это комплексно в сочетании с биологией. Химия может временно снизить, сдержать заболевание, но биология при этом подавляет вредителя, восстанавливая почву, и держит результат весь сезон. Химия, к сожалению, имеет последствия: к ней возникает устойчивость, так как практически вся таблица Менделеева уже использована в тех или иных препаратах, и они постоянно применяются, соответственно, вредители вырабатывают резистентность. Кроме того, когда вырабатывается устойчивость, норму нужно повышать, и она наращивается в прогрессии, повышая издержки хозяйств. Далее, несмотря на увеличение доз, умирают все равно только самые слабые особи вредителей, выживают сильные, от которых и появляется устойчивое потомство. Получается, применяя химию, мы своими руками формируем таких вредителей, с которыми сложнее будет бороться. Поэтому я — за интегрированный подход: если проблема запущена, надо использовать химию, чтобы сдержать развитие, но одновременно применять и биологию, чтобы она успела развиться и держала результат долго. Но на рынке почему-то есть разделение — либо вы за химию, либо за биологию. Стать тотально биологической отрасль не может, поэтому серьезный скепсис в том числе и нас немного тормозил. Есть много причин, почему этот скепсис сложился. Во-первых, уровень биологических продуктов на рынке был действительно слабоват, во-вторых, были такие «умы», которые делали биопрепараты в гараже, заливали ими поля, и, поскольку качество микроорганизмов было сомнительным, на этой благодатной почве развивались опасные патогены, наносящие урон хозяйству.

Это ведь целая наука, и нельзя просто намешать что-то в бочке и разлить по канистрам. Биотехнологические компании, помимо производства самих препаратов, занимаются доработкой технологий и выстраиванием сервиса.

Сейчас тренд на биологизацию ежегодно укрепляется. Многие химические корпорации уже начали регистрировать биологические препараты — это подтверждает то, что идет поиск эффективных и более экологичных решений для будущего.

А что для хозяйств дороже?

— Химия дороже. Здесь чисто экономический подход: нужно просто посчитать вложения и результат, а результат для тех же картофельных хозяйств — это в том числе товарный вид. Так вот, биология всегда положительно влияет на товарность. Когда мы боремся с нематодой, дополнительно стимулируется рост растения, происходит формирование своего защитного механизма, кожура становится плотнее — это помогает картофелю лучше сохраняться на складах. Это особенно важно для тех, кто продает мытый картофель, на котором сразу видно его качество. Этот вторичный фактор хозяйства почему-то почти не учитывают. Поэтому мы и показываем потенциальным партнерам веер возможностей, которые они получают, внедряя биологическую защиту.

Анна Мишина: «Мы арендуем Землю у будущих поколений»  2

Анна Мишина: «Мы арендуем Землю у будущих поколений»  3

Во-первых, биология — это гарантия устранения насекомого, а не просто подавления его активности. Во-вторых, это товарность. В-третьих, восстановление иммунитета и микоризы (симбиоза микроорганизмов и корня) вокруг растения. Чем больше мы вносим полезных микроорганизмов во время посадки вокруг корня, тем лучше все характеристики растения.

Сейчас мы готовим ряд новых разработок и наша задача — дойти до того, чтобы обеспечить в будущем возможность комплексной защиты растений только биологическими препаратами.

Анна Мишина: «Мы арендуем Землю у будущих поколений»  4

Вы с кем-то коллаборируетесь?

— Есть желание выстраивать коллаборации, потому что на разработку препарата требуются время, научные исследования, регистрация, и, конечно, многие заинтересованы внедрять свои решения совместно с такими компаниями, у кого есть эти разработки. Мы кооперируемся с семенными компаниями, потому что они заинтересованы в том, чтобы выращивать качественные чистые семена, ведь это основа. Сотрудничаем с переработчиками.

Вы конкурируете именно с химиками? Много ли на рынке таких же биологов?

— Конечно, основная конкуренция — с химическими компаниями, потому что все-таки на рынке к химии относятся лояльнее, это бренды, которые занимали свою долю десятилетиями. Из-за того, что обозначился тренд на биологизацию, в последнее время появилось много биологических препаратов. Но надо внимательно смотреть на их качество и компетенции. К сожалению, есть очень много некачественных продуктов и много подделок, в том числе под нас, мы с ними активно боремся.

Как вы убедили первого покупателя, что ваша продукция эффективна и стоит ее попробовать?

— Наверное, нами двигало объединяющее желание вместе справиться с проблемой. У покупателя была задача защитить свой урожай, у нас была задача — внедрить продукт и, помимо защиты конкретного урожая, глобально поменять уровень нормы и защитить природу. Когда приходишь просто продать, это неинтересно. А наша компания отличается делами. Однажды нам поступил запрос на сохранение моркови, мы ее решили. Наше стремление — совместно с хозяйством выработать такую технологию защиты, которая давала бы плюсы хозяйству, а нам — реализацию своих научных идей эффективно. Ну, и, конечно, это совместный заработок, прибыль — в фокусе любого бизнеса. Мы много кооперируемся с крупными производителями. У нас есть и готовые препараты, которые можно внедрять, и есть возможность разработать что-то под конкретный запрос — такие задачи для нас — точка роста. Так и или иначе, мы в любом случае обеспечиваем сервис, потому что нам важно, чтобы продукты работали с заявленной эффективностью, чтобы хозяйство точно получало результат.

Что изменилось за 10 лет работы, насколько вы масштабировались, и какой план дальше?

— Мы успели стать эффективными, зарекомендовать себя и расширить границы. Сегодня, помимо России, точечно продаем в странах СНГ: у нас зарегистрирован препарат в Армении, также сейчас хороший игрок — Узбекистан, потому что там активно развивается сельское хозяйство. Кроме того, мы начали осваивать рынок Африки. Европа пока по разным причинам закрыта, оттуда тоже бывают запросы, но сейчас есть трудности во взаимодействии. В основном мы работаем в России и уже наработали здесь имя. Мы расширяемся, ищем людей в команду. Для меня команда — это не только сотрудники компании, это еще и агрономы, с которыми мы работаем. Получается, что у нас очень большая команда, заточенная под общее дело, с общими ценностями.

Моя мечта — глобальная. Когда меня спрашивают, почему занимаюсь именно грибами, я отвечаю: «Грибы — это природный «интернет», мицелий пронизывает всю планету, являясь информационной сетью». Мне очень хотелось бы в коллаборации с разными учеными и агрономами развить экосистему, которая выполняла бы одну миссию — защитить планету и здоровье людей, справившись с масштабными проблемами. Потому что мы можем этого достичь только вместе.

Сейчас уже четче видны наши цели. Через год уже, наверное, будем говорить о новом витке развития. Кстати, победа в номинации «Инноватор года» премии «Человек года» подытожила мой путь от молодой предпринимательницы, которая с горящими глазами работала в условиях нехватки ресурсов и команды, до руководителя компании, понимающего, как и с кем будем двигаться дальше. Сейчас мы идем уже в бОльшие цели. Моя ближайшая задача — стать не просто локальным брендом, а всероссийским, и создать предприятие мирового уровня. У нас есть фундамент, на котором можно строить глобальную историю, и сейчас мы стоим на ее пороге.

Фото: Егор Тиммерман

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.