Юристы — как врачи: лучше плановые процедуры, чем срочная операция

Управляющий партнер юридической компании «Шумская и партнеры» Анна Шумская — о замкнутом круге защиты людей бизнеса и тонкостях переплетений юридических практик в жизни людей.

Анна, какова ваша специализация? И чем занимается ваша компания?

— Если говорить обо мне лично, то я судебный юрист и специализируюсь на нескольких направлениях защиты: защита первых лиц бизнеса от субсидиарной ответственности в банкротстве, корпоративные споры,  семейные споры и наследственное планирование.

Фактически все вышеперечисленное можно вписать в понятие полного цикла сопровождения интересов собственников бизнеса. Мы сопровождаем интересы людей, а в жизни каждого человека, и бизнесмены, естественно, не исключение, есть место для каждой из описанных выше практик.

Если сферу моих профессиональных интересов изобразить графически, она в буквальном смысле будет сферической, круглой. И в эту окружность можно встроить все отношения, которые могут существовать у человека бизнеса с этим миром.

Представьте себе круг и, к примеру, на верхнем полюсе этого круга будет находиться точка под названием «Семья». В моей работе семейные споры — это любые споры, вытекающие из брачно-семейных отношений. Люди постоянно женятся, разводятся, делят имущество и детей, заключают брачные контракты или определяют порядок воспитания детей или взыскания алиментов. В нашей практике огромный багаж всевозможных споров, связанных с этими вопросами. Что только мы ни делали за все эти годы: от оспаривания брачных контрактов до раздела бизнес-империй при разводе сособственников компаний.

Споры между совладельцами бизнеса — это скорее правило или исключение из правил?

— «Они жили долго и счастливо» — такое окончание историй в сказках рождает ощущение безоблачной последующей жизни. В реальности очень часто после периода большой взаимной любви наступает период сложностей в отношениях. И если такие ситуации не были обсуждены и прописаны заранее, то возникновение корпоративных конфликтов между бенефициарами бизнеса становится практически неизбежно.

Корпоративный конфликт — это, можно сказать, серьезное хроническое заболевание, которое долгое время развивалось незаметно, а затем резко дало о себе знать серьезным осложнением. И в этом случае нельзя обойтись самолечением, поскольку оно лишь усугубит проблему. Важно вовремя передать корпоративный конфликт в руки специалистов, которые оценят перспективы и предложат варианты спасения того, что еще можно спасти.

В этом деле мы буквальные аналоги медиков. Как говорится, резать, не дожидаясь перитонита. Чтобы сделать такое расставание минимально травматичным и для бизнеса, и для бенефициаров, нужна не просто большая активность с нашей стороны, а активность именно тонкая и продуманная. В рамках данной категории дел мы работаем в спорах по взысканию действительной стоимости долей в хозяйственных обществах, по оспариванию от лица участников невыгодных сделок общества, по взысканию убытков с нерадивых директоров, а также по исключению из состава участников хозяйственных обществ.

А «профилактика» и «терапия» в этом деле есть?

— Разумеется. Чтобы предотвратить проблему и конфликт, всегда лучше подумать об этом заранее. Попробовать предугадать возможные сценарии развития отношений и предусмотреть защитные механизмы, спасающие бизнес. Чтобы не получилось так, что, пока акционеры выясняют отношения, бизнес исчерпывает свои ресурсы и гибнет, став жертвой борьбы этих титанов.

В рамах профилактики конфликтов хорошо работают опционы, партнерские соглашения, соглашения участников и корпоративные договоры, процедуры медиации между участниками. Эти меры имеют достаточно действенный смягчающий эффект и позволяют избежать катастрофы.

На этом умозрительном глобусе станции «Семья» и «Корпоративные споры» довольно близко расположены, по-соседски?

— Именно так! Более того, на стыке этих областей имеется еще одна территория — брачно-корпоративные споры, когда, например, при разводе супруги делят бизнес и его активы, решая довольно сложную задачку, кому что достанется за его вклад в общее дело.

Вообще, тема «Семья» — это ведь не только брачно-родительская проблематика. В текущих реалиях, когда все большее развитие получает семейный бизнес, это еще и сфера бизнес-интересов, когда из семейных отношений вырастает общий бизнес, или наоборот — бизнес-партнеры, начав с делового сотрудничества, становятся супругами. Так что тема сразу приобретает и дополнительную ширину, и глубину: появляются задачи текущего сопровождения этого бизнеса — для нас это предмет абонентского обслуживания, многозадачного сопровождения. И с этими задачами мы также хорошо справляемся.

А там, где корпоративные конфликты, недалеко и до банкротства. Темой банкротства вы тоже занимаетесь?

— Да. Мы ведем проекты по банкротству как физических, так и юридических лиц. Но основой моей специализации в этом вопросе является защита первых лиц бизнеса — директоров и бенефициаров — от субсидиарной ответственности и убытков по долгам их компаний.

Безусловно, чем раньше руководитель задумается о минимизации этих рисков, тем лучше для него. И здесь как раз и работает то самое правило, которое вынесено в заголовок этой статьи: лучше плановая подготовка и детальный скрининг ситуации, чем потребность в срочных действиях с необходимостью резать по живому.

Если вы осознаете риски заключенных вами сделок либо видите перспективы их неисполнения, лучшим из решений будет диагностическая оценка ситуации с целью выявления рисков и разработка плана действий по минимизации негативных последствий для руководителей и бенефициаров.

Предупрежден — значит вооружен. Эту фразу знает каждый, но мало кто применяет это правило на практике.

Заблаговременное обращение к юристам позволит всесторонне оценить ситуацию и сформировать план защиты, где все действия руководителя будут вписаны в сценарий экономически обоснованного плана, в котором каждый шаг будет направлен на защиту интересов общества, а не на злонамеренные действия против его кредиторов.

Вообще, когда речь идет о защите собственников бизнеса в банкротстве, то тут всегда переплетаются в том числе все ранее описанные выше точки назначения на нашем круге. Потому что субсидиарная ответственность касается не только самого руководителя, она неизбежно затрагивает и членов его семьи, и даже наследников…

Вот всплыла и тема наследства…

— Да, наследство, каким бы странным это ни казалось, в настоящее время находится не только в связке с семейным и корпоративным правом, но и с банкротством. И поэтому эта точка замыкает наш воображаемый круг возможных рисков собственников бизнеса, и поэтому наследственным планированием я тоже занимаюсь.

Эта практика в последние годы получает все большее развитие, потому что бизнесмены стали наконец-то задумываться о том, что же случится с их империей, когда они по тем или иным причинам выйдут из строя.

Сможет ли работать бизнес в случае внезапного исчезновения самого главного человека в нем? Кто и что будет делать? Кто будет иметь возможность принимать ответственные управленческие решения? Как будут исполняться контракты? Это и многое другое можно обсудить заранее, набравшись смелости и посмотрев в глаза тому факту, что человек внезапно смертен, как говорил господин Воланд.

Если же обо всем этом не успел подумать собственник до своей смерти, то в рамках наследственного планирования мы также помогаем защищать интересы наследников во всех возможных спорах: споры по порядку и очередности наследования имущества, бизнеса, введение доверительного управления на время шестимесячного принятия наследства, наследование ценных бумаг и акционерных долей — все это наша тематика.

А ведь правда, из отвлеченной метафоры «сфера задач» получился целый глобус. Глобальность, универсальность — ваш коронный аргумент?

— Не совсем так. Тут это слово не очень подходит.

Универсальность в обычном понимании — это когда человек занимается всем подряд и совершенно разными вещами (в моем случае спорами).

В юриспруденции вообще и в моей практике в частности очень многие аспекты и направления тесно переплетаются и связаны между собой. Взаимно обусловлены. Например, факт банкротства компании может повлечь сразу несколько разнообразных споров; развод супругов, вместе занимавшихся бизнесом, — тоже.

Анна, что для вас уверенность юриста в действиях и эффективность?

— Во-первых, спокойствие и наблюдательность. Юриспруденция, как и медицина, — ремесло для спокойных, наблюдательных и действующих логично людей.

Во-вторых, профессионализм и надежность команды. В каждом своем юристе я уверена, как в самой себе.

И, разумеется, опыт. Мой стаж в профессии составляет более 20 лет, и за все эти годы я сопровождала огромное количество разнообразных конфликтов и как следствие имею уникальный опыт и насмотренность всеми возможными вариантами поведения.

Впечатляет! Женщины в бизнесе столь длительные стажи оглашать обычно не любят.

— Да, обычно любые ссылки на возраст женщины избегают оглашать. Но меня это точно не смущает. Юриспруденция — накопительная отрасль: тут совершенствуешься на прожитом и осмысляемом опыте. А мой большой стаж в процессии объясняется очень просто: я начала работать по профессии еще в студенческие годы. Вот и «набежало». Юриспруденция — это ведь та сфера, где годы и впечатления не груз, а суперресурс. При умелом обращении, разумеется.

Юристы — как врачи: лучше плановые процедуры, чем срочная операция 1

Юридическая компания «Шумская и партнеры»

г. Новосибирск, ул. Депутатская, 2, блок 5Б

тел. +7 913-901-76-41, +7 913-890-66-16

www.shumskaya.pro

Реклама

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • В «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо СысертиВ «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо Сысерти
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.