«Ключевой инструмент налоговой — страх и зона неизвестности налогоплательщика»

Более чем 25 лет налоговой практики подтверждают, что успех во взаимоотношениях с проверяющими во многом зависит от поведения самого налогоплательщика. И без знания основ психологии здесь никуда.

Управляющий партнер Группы «Финансы», налоговый юрист, аттестованный аудитор с 25-летней практикой Виталий Сапелкин

Психология в налоговых проверках

— С первого взгляда может показаться, что заголовок — абсурд. Где налоговый кодекс и где психология? Что может быть более бюрократичным и лишенным эмпатии, чем исчисление и уплата налогов? Более чем 25 лет налоговой практики только подтверждают, что успех во взаимоотношениях с проверяющими во многом зависит от поведения самого налогоплательщика. И без знания основ психологии здесь никуда.

Начните с расстановки

— Расстановка — это метод, который позволяет «посмотреть со стороны» на проблему и ее участников. Поэтому, пожалуй, следует начать с представлений налогового органа и налогоплательщика друг о друге.

Сотрудники налоговой службы, как и многие другие люди, подвержены профессиональной деформации. Спустя какое-то время почти в каждом налогоплательщике они начинают видеть «уклониста», а собранным доказательствам придавать обвинительный уклон. Классическое когнитивное искажение.

Один из примеров  привлечение организациями самозанятых. Законом не запрещено. Более того, налог на профессиональный доход (НПД) и был внедрен как один из способов вывода из теневого оборота доходов, получаемых физическими лицами. Однако многие юридические лица, взаимодействовавшие когда-либо с самозанятыми, сталкивались с ничем не подкрепленными подозрениями в сокрытии фактически трудовых отношений. Отбиться от таких обвинений бывает непросто. Это приводит к абсурдной ситуации: некоторые организации отказывают в сотрудничестве самозанятым исключительно из-за опасений претензий со стороны налоговой.

Налогоплательщику следует учитывать подобную особенность проверяющих и не ожидать, что налоговая служба непременно установит истину по делу. Будьте проактивны и заблаговременно позаботьтесь о возможном сборе доказательств в обоснование своей невиновности.

Будьте ответственны за принимаемые решения

Классифицировать налогоплательщиков несколько сложнее — количество типажей больше. Но есть и общая черта. Доначисления по результатам проверки — почти всегда следствие неверного налогового планирования. Поэтому универсальный совет: хотите избежать проблем с налоговой — структурируйте бизнес и сделки, готовьте и подписывайте документы с партнерами, создавайте легендирование, считайте финансовый результат, оценивайте и минимизируйте риски. Делайте это заранее. Иными словами, подойдите к вопросам налогообложения с позиции ответственного взрослого.

Понадеялись на авось, отнеслись халатно к документообороту, выбрали агрессивный способ налоговой оптимизации, невнимательно изучили применимые нормы права — все это наиболее частые причины проблем с налоговой службой.

Не живите страхами

Ответственное отношение к налоговому планированию позволяет вам управлять налоговыми рисками, оценивать их объективно. Как следствие — вы обретаете уверенность во взаимоотношениях с проверяющими, что позволит вам не бояться безосновательных претензий с их стороны.

Классический пример — налоговые комиссии. Руководителя приглашают на встречу, угрожающие описывают сделку и контрагента, просят уточнить налоговые декларации и доплатить налог. Зачастую такие комиссии — способ быстро и безболезненно пополнить бюджет. Ключевой инструмент налоговой — страх и зона неизвестности налогоплательщика. Но чем более ответственно вы подходили к сделке, ее исполнению и документообороту, тем меньше поводов поддаться психологической манипуляции и принять трезвое оптимальное решение по итогам комиссии.

Признавайте проблему и приступайте к решению

К сожалению, нередки случаи, когда некоторые налогоплательщики, даже в момент появления реальной угрозы многомиллионных доначислений, все равно предпочитают отрицать проблему, усугубляя ситуацию. «Пусть сами доказывают, есть презумпция невиновности», «я знаю, что все в порядке», «у меня связи» — частые аргументы, которые можно услышать. Есть и те, кто вместо комплексного подхода надеется на чудо и прибегает к помощи «решал». Как правило, в обоих случаях проверки заканчиваются неблагополучно.  

Помните — когда у вас болит зуб, вы идете к стоматологу? То же самое с налогами —  обращайтесь к специалистам. Не занимайтесь самолечением.

Отстаивайте свои границы и умейте говорить «нет»

Нередко налогоплательщики впадают и в другую крайность, пытаясь максимально услужить проверяющим и во всем идти навстречу — предоставляют по первому требованию все документы, располагают проверяющего на территории своей организации, являются на допрос столько раз, сколько попросят.

Однако не забывайте: налоговый инспектор не ваш друг (сват, брат). В его задачу входит привлечь к ответственности вас и компанию, в которой вы работаете.

Всегда относитесь к списку запрашиваемых документов критически. Часто просят документы, которые не относятся к исчислению и уплате налогов. Определяйте перечень излишков, а при ответе на требование представьте обоснование, почему вы не обязаны их предоставлять. В противном случае вы рискуете представить информации больше, чем положено, и она будет использована против вас.

Важно всегда выдерживать правильную дистанцию с проверяющими. Никогда не переходите на личности в общении, но и не бойтесь сказать «нет», когда это необходимо для защиты ваших интересов.

Выбирайтесь из треугольника Карпмана

Как ни странно, но взаимоотношения участников налогового контроля вписываются в небезызвестный «Треугольник Карпмана» — модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. Тот, кто начинает искать поддержки и защиты — жертва. Тот, кто нападает и проявляет агрессию — преследователь. А тот, кто начинает жертву настойчиво защищать, противостоя преследователю — это защитник.

Из этого треугольника можно и нужно выбираться. Прежде всего налогоплательщику. Изменить пессимистический фокус восприятия, не впадать в состояние паники, уныния или парализующего страха. Выйти из детской позиции и взять ответственность за принимаемые решения. Избавиться от иллюзий и не ждать чуда от «решал». Разрушать все предубеждения налогового органа, последовательно отстаивая свою позицию и представляя доказательства своей невиновности.  И главное — верить в лучшее. 

Самое читаемое
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.