Пылающий мяч и мышеловка из серебра
Контактное мошенничество, как и прочие виды черного бизнеса, тоже эволюционирует — от анекдотических «звонков маме» до изощренных форм, рассчитанных на искушенных профессионалов.
Как опознать и нейтрализовать мошенничество класса «де люкс»? Об этом рассказала учредитель транспортно-логистической компании «МариМакс» Мария Смолянинова.
Как звучит телефонный звонок от мошенников, все мы представляем. Все эти «Мама, я сбил ребенка», косноязычные службы безопасности Сбербанка, «следователи Петровы» с характерными нотами в голосе — они уже в фольклоре, в мемах. Типизированы, осмеяны и безопасны для любого здравомыслящего человека. Но и у них есть свой цеховой прогресс, их коллективная мысль на месте тоже не стоит. Потому жертвой их профессионального роста может оказаться не только наивная пенсионерка, но и человек, считающий себя искушенным в этих делах.
Итак, мой рассказ о мошенниках «высокого полета». Предупреждающий рассказ. И, соответственно, вооружающий.
«Элита» этого специфического сообщества перешла с впечатлительных бабушек и мам на компании, на юридические лица.
Нет, неуклюжие истории со сбитыми детьми, конечно, до сих пор в ходу и на устах. Но это удел мелких сошек. Асы же освоили новые сюжеты. Мошенники, работавшие с гражданами, так сказать, торговали испугом. А обманщики нового уровня нашли более тонкий и респектабельный подход — они продают информационные и консультативные услуги.
Начинают они с того, что вовлекают визави в роль своего потенциального клиента. Без всякой навязчивости, без напористых предложений. С убедительным этапом знакомства — запрос документов, просьба зарегистрироваться на тендерных площадках. Эти элементы диалога звучат очень естественно и подспудно убеждают во «всамделишности» предложения, в его абсолютном реализме.
Отдадим им должное: это довольно тонкая работа с контекстом, ведь каждый руководитель ежедневно отвечает на десяток таких звонков. По большому счету, мошенники создают этим реалистичную деловитую суету, которая потенциальную жертву поглощает, убаюкивает и расслабляет. Потом, когда «дичь» достаточно расслабилась, следует такое же деликатное предложение получить сертификацию для участия в тендере.
«Не волнуйтесь, мы потом все компенсируем!» — тут же следует фраза-подсластитель. Убежденный и успокоенный собеседник покупает пресловутый сертификат (обойдется он в сумму от 40 тыс. руб. и больше) и в ответ получает «мыльно», округло сформулированный документ о получении информационно-консультационных услуг.
Реализма процессу добавит еще и сайт, где все эти сертификаты выложены в пдф-формате. Сайт отнюдь не однодневный — он может функционировать несколько месяцев. И обольстители тоже не бросают свою добычу на второй день — они играют в долгую. Ведут диалоги, запрашивают документы.
Такой убаюкивающий роман, исполненный с достаточным знанием матчасти. Это ведь только «пролетарии» мошеннического ремесла палятся на мелочах. А на этом уровне работают люди более аккуратные и подкованные — достаточно знакомые с контекстом имитируемого сюжета. Они не ленятся работать тонко — ведь на кону немалые деньги.
Второй вид мошенничества — эпистолярный. Начинается сюжет с письма от надзорных органов. Например, с уведомления о том, что ваша фирма неправильно заплатила налоги по зарплате. Я сама получила подобное «письмо счастья». Распознать обман мне помог нюанс биографии: за последние несколько лет я дважды поменяла фамилию. Сначала развелась — вернула девичью фамилию. Потом снова вышла замуж. И взяла третью фамилию.
От глаз мошенников эта троекратная перемена ускользнула и в их базах не успела отразиться. Потому письмо пришло на старую фамилию. Что для госорганов, согласитесь, странно. Мошенников подвела нечувствительность к нюансам. Написано было, надо признать, эффектно, драматично — угрозы штрафами, патетично-официозные формулировки. Я переслала это письмо нашему бухгалтеру— дескать, что там у нас неправильно посчитано? Оказалось, все налоги сосчитаны верно, а письмо — не более, чем старательная имитация, громоздкий «развод».
Но он, как ни удивительно, действует, если попадает в нужный эмоциональный контекст. Например, бухгалтера вовремя не оказалось под рукой, собственник сам ведет финансовую отчетность и из-за гипер-ответственности легко готов поверить в свою ошибку.
По большому счету, человек находится в пространстве эмоциональной уязвимости — практически так же, как бабушка, получающая звонок от «сына, сбившего ребенка». Просто это другое поле эмоциональной уязвимости, с более сложным сюжетным рисунком и более оттеночными эмоциями.
В каком-то смысле мне помогла закалка моей профессии — в нашем бизнесе мошенников тоже хватает. Потоки грузов, длинные транспортные цепочки, большие товарные объемы — для мошенников все это, так сказать, провоцирующая среда. А борьба с ними, соответственно, — наш опыт и эмоциональная закалка.
Как не стать жертвой подобного «монументального» обмана?
1.Правило первое — не верить в непогрешимость презентационного документа и в пафос марки. Когда вы покупаете какие-то сертификаты, информационно-консультационные услуги, не поленитесь почитать отзывы в интернете. Если компания, предлагающая услуги, реальна, на сайтах с отзывами она будет на устах у публики — будут и позитивные, и нейтральные, и критические отзывы.
Преобладание критических отзывов — повод насторожиться. Нарочитое доминирование хвалебных отзывов, написанных в одинаковой стилистике — тоже подозрительно. Отсутствие вообще любых отзывов — дважды подозрительно. Если компания не оставила о себе абсолютно никаких впечатлений, вообще никаких — реальность ее существования и функционирования — под большим сомнением.
Да, у интернета множество издержек. Да, он не безупречен. Но за его способность отражать vox populi (глас народа) ему большое-пребольшое спасибо.
2.Спокойно относитесь к шарму заключенного договора. Фраза «Мы заключим с вами договор» — любимое оружие в арсенале мошенников. Потому что, по их разумению, оно бьет безотказно. Наповал! Слово «договор» на бизнесменов часто действует чарующе.
Подобной магией в ранних 90-х обладало вообще любое печатное слово. «Это же не может быть неправдой, это же в газете пропечатано!» — говорили себе бабушки и дедушки нынешних тридцатилетних. Да, коллективный уровень наивности с тех пор стал гораздо ниже. Но обольстительность договора, невнятной, но эффектной бумаги с печатью — факт, увы, реальный.
И, конечно, главное и универсальное правило, на 24 часа и на семидневное действие — здоровая критичность к собственным эмоциям и впечатлениям. Мошенники — не такие уж и плохие психологи: они отлично осознают бронебойную силу первого впечатления, первой эмоции. Чем бы она ни была, эта эмоция — испугом, азартом, тщеславием — им важно забросить этот пылающий мяч в корзину вашего сознания. Так не бойтесь же его отбить. Ведь вы сильнее и умнее.
«МариМакс»
Транспортно-логистическая компания
+7 962 835 10 12
https://marimax-logistica.ru/
https://t.me/MaryMaxMM