Почему в России нужно расширять сеть дорог с цементобетонными покрытиями?
«Сеть качественных трасс в России расширяется. Но слишком низкими темпами для того, чтобы страна могла совершить прорыв в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин поручил МВД России во взаимодействии с другими ведомствами сформировать «дорожную карту» мероприятий по снижению смертности в ДТП. Как этот показатель зависит от технологий строительства автомобильных дорог, и почему в нашей стране необходимо расширять сеть дорог с цементобетонными покрытиями?
Валерий Бодренков, заместитель председателя Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе, член Совета директоров Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»:
— Количество ДТП в нашей стране остается высоким. По статистике МВД, которая учитывает только случаи с погибшими и ранеными, в прошлом году в России произошло 126705 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, каждое девятое — со смертельным исходом. Закономерно, что задача по снижению данных показателей по-прежнему актуальна и на федеральном, и на региональном уровнях. Рассматривая разные пути ее решения, эксперты нередко упускают из вида то, что безопасность дорожного движения во многом зависит от дорожного покрытия. И в этом плане особого внимания заслуживают дороги из цементобетона.
Такие дороги отражают больше света, чем асфальтобетонные покрытия, поэтому обеспечивают комфортное и безопасное движение в темное время суток даже на слабоосвещенных участках. Кроме того, цементобетонные покрытия имеют высокий коэффициент сцепления с колесом автомобиля, что уменьшает тормозной путь, а значит, снижает риск возникновения аварий.
Необходимо отметить и то, что дороги с цементобетонным покрытием отличаются долговечностью. Они лучше сопротивляются негативному воздействию разных факторов внешней среды, менее подвержены появлению ям, выбоин и других дефектов, влияющих на безопасность участников дорожного движения.
Трассы с цементобетонным покрытием служат более 30 лет, текущего ремонта они могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации. Столь длительные сроки определяют экономическую эффективность проектов по возведению бетонных дорог с учетом всего жизненного цикла объекта.
Дешевле они и на этапе строительства: по укрупненным нормативам цен, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в марте текущего года, стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями.
Но, несмотря на очевидные преимущества, трассы с цементобетонными покрытиями не распространены в нашей стране. Если в развитых государствах мира их доля составляет от 15% до 70%, то в России она равна 2%. Почему ситуация выглядит именно так? Думаю, продолжает играть свою роль негативный опыт Советского Союза, возводившего бетонные дороги в условиях серьезного дефицита качественных цементов. Сдерживает внедрение более эффективных технологий и устоявшаяся практика деятельности дорожно-строительных организаций, хотя в данном случае привычные методы работы совсем не гарантируют качества и безопасности.
Крайне медленно, но процесс сдвигается с мертвой точки. И здесь нужно сказать о Сибирском федеральном округе, отдельные регионы которого успешно строят и эксплуатируют дороги из цементобетона.
Так, с 2017 по 2021 г. введено в эксплуатацию 34,9 км таких магистралей в Алтайском крае и Новосибирской области. К 2024 г. в Красноярском крае, Новосибирской и Иркутской областях планируется запустить еще 43,5 км бетонных дорог. Если говорить о стране в целом, по данным Минтранса России, прирост протяженности новых трасс с цементобетонными покрытиями с 2017 по 2021 г. составил 57 км. В настоящее время подведомственным Минтрансу России Федеральным дорожным агентством строятся участки автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями общей протяженностью 83,5 км с планируемым вводом в эксплуатацию по 2024 г.
Таким образом, сеть качественных трасс в России постепенно расширяется. Но пока слишком низкими темпами для того, чтобы наша страна могла совершить прорыв в области обеспечения безопасности дорожного движения.