Что проверить в договоре до его подписания. Советы юриста

Что проверить в договоре до его подписания. Советы юриста
Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Генеральный директор подписывает множество документов, полагая, что его сотрудники все проверили, прежде чем дать документы на подпись. Но не всегда менеджер говорит боссу о рисках в контракте».

Ведущий юрист «Форсайт Капитал» Евгения Николаева

— Генеральный директор в компании подписывает множество документов, полагая, что его сотрудники все проверили, прежде чем дать документы на подпись. Но не всегда менеджер говорит боссу о тех рисках, которые есть в контракте. Причины разные: например, сам не понимает, какие проблемы могут возникнуть, а иногда уж очень сильно хочется получить бонусы за контракт, в итоге подводит компанию и лично руководителя. Конечно, каждый договор имеет свои особенности, связанные с предметом сделки (аренда, поставка, услуги), но можно выделить общие моменты, которые относятся ко всем договорам, заключаемым компанией. Что необходимо проверить в договоре до его подписания?

1. Бизнес-история контрагента

Рекомендуем проверять бизнес-историю вашего контрагента на основании Положения о проверке контрагентов, которое регламентирует порядок проверки потенциальных контрагентов в организациях с целью исключения взаимоотношений с неблагонадежными контрагентами, минимизации рисков и потерь экономического характера. Это необходимо делать и для обоснования организацией проявления должной осмотрительности в целях избежания разногласий с налоговыми органами.

Что делаем:

- готовим Положение, где определяем перечень информации о контрагенте, которая будет запрашиваться и анализироваться;

- проверяем контрагента самостоятельно, используя электронные ресурсы согласно данному перечню;

- запрашиваем документы у контрагента напрямую.

2. Крупная сделка

Проверить, нужно ли согласие общего собрания Общества на заключение (одобрение совершения) крупной сделки и/или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. То есть подписи генерального директора на контракте не всегда достаточно для сделки.

Что делаем:

- смотрим устав контрагента;

- запрашиваем у контрагента напрямую Протокол об одобрении и проверяем его.

3. Третейская оговорка. Это очень плохо

Если в договоре предусмотрено, что в случае спора дело будет рассматриваться в третейском суде, и контрагент на этом настаивает — сделайте паузу и оцените риски. Выясните, почему и зачем эта оговорка в контракте, что связывает вашего контрагента с этим третейским судом и проч. Решение третейского суда не обжалуется и вступает в силу немедленно. Эту информацию необходимо знать всем сотрудникам, кто ведет переговоры и принимает решение о заключении контрактов.

Что делаем. Если в этом контракте вы заинтересованы, и на предложенные вами условия (исключить «третейскую оговорку») контрагент не согласен, обязательно нужно совершить следующие действия, которые дадут вам шанс оспорить третейскую оговорку как «кабальное условие»:

- до подписания договора: направить официальные (т.е. на бланке, почтой России) «возражение/письмо» против третейской оговорки в договоре (если это не помешает участию в тендере/закупках и т.д.);   

- после подписания договора: направить официальные (т.е. на бланке, почтой России) «возражение/письмо» против третейской оговорки в договоре, приложив протокол разногласий, дополнительное соглашение об этом;

- в процессе исполнения договора: направить официальные (т.е. на бланке, почтой России) «возражение/письмо» против третейской оговорки в договоре, предложив внести изменения в договор и приложив дополнительное соглашение об этом.   

4. Ответственность. Штрафы

До подписания контракта надо считать деньги и считать надо все: прибыль, расходы, штрафы, убытки и пр.

Что делаем:

- оцениваем риски фактического взыскания штрафов, неустоек, предусмотренных договором;

- запрашиваем расчеты «экономики контракта» у своих коллег до подписания договора.

5. Конфиденциальная информация и персональные данные

Проверить, как договор защищает информацию компании и ваши данные. К конфиденциальной информации относятся любые сведения, доступ к которым ограничен законодательством: персональные данные, информация, составляющая профессиональную (адвокатскую, банковскую, аудиторскую и пр.), коммерческую тайну, служебную тайну и государственную тайну. В некоторых случаях для придания информации статуса конфиденциальной нужно совершить определенные действия.

Что делаем: рекомендуем дополнительно в договоре включать обязательства о неразглашении конфиденциальной информации, в том числе предусмотреть обязанность соблюдать конфиденциальность в отношении всех контрагентов, партнеров и проч. (индивидуально надо поработать и описать конкретно, какую информацию считать конфиденциальной).

6. Коммерческая тайна

Режим коммерческой тайны нужен, чтобы защитить информацию, имеющую коммерческую ценность. Если контракт предусматривает вашу обязанность ввести в организации режим коммерческой тайны и предусматривает штраф за нарушение этого условия, сделайте паузу и оцените риск: чтобы режим коммерческой тайны был введен, недостаточно разработать Положение и уведомить работников (хотя это сделать нужно, и это дисциплинирует работников), важно именно внедрить это в организации.

Что делаем: вводим режим коммерческой тайны, он считается установленным после того, как вы примете указанные в законе меры (ч. 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне).

В частности, необходимо:

1) Определить перечень информации, которая составляет коммерческую тайну. Обратите внимание: закон говорит именно об информации, а не о конкретных документах. Их перечень рекомендуем определить отдельно, указав, какая именно информация и в каких конкретно документах может содержаться;

2) Установить порядок обращения с этой информацией и контролировать его соблюдение. Это удобно сделать, разработав инструкцию по работе с коммерческой тайной;

3) Вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне. Список лиц лучше составить по должностям, а не по конкретным лицам — так проще предоставлять доступ к коммерческой тайне. Лицо, которому предоставлен доступ, должно взять на себя письменное обязательство по сохранению информации, относящейся к коммерческой тайне. Иначе есть риск, что в случае ее разглашения лицо заявит, что не знало о статусе документа, и вы не сможете доказать обратное;

4) Урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и контрагентами. Самый простой способ — включать соответствующие положения в трудовые договоры и договоры с контрагентами;

5) Нанести гриф «Коммерческая тайна» на материальные носители, которые содержат информацию, или включить его в реквизиты документов.

Если вы не примете какую-либо из указанных в законе мер, режим коммерческой тайны введен не будет.

Вместо вывода:

Рекомендуем утвердить Положение о порядке введения договорной работы, в котором установить, что генеральному директору до подписания контакта предоставляется Справка по итогам работы с договором, в которой коротко, но четко обозначены следующие характеристики сделки:

- кто и что делает по договору

- цена и экономика

- сроки

- что будет, если нарушить условие А, В, С

- справка по контрагенту

- проблемные зоны

- плюсы контракта

- рекомендации юриста/экономиста/менеджера/финансиста

- особое мнение (при наличии).

Самое читаемое
  • «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона«Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона
  • «Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева«Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева
  • ВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти летВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти лет
  • «Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.
  • В 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендовВ 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.