Девять из десяти новых автомобильных шоу-румов в России — китайские
Эксперты проанализировали, как менялись дилерские сети в России в течение трех кварталов 2023 г. К началу октября уже 10 китайских марок имеют в активе более сотни салонов.
По даным аналитиков «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и «АвтоБизнесРевю», больше всех салонов сейчас у компании Chery (197). Но в этом году она росла все же не так активно, как ранее: марка начала отсеивать дилеров, которые, по ее мнению, ведут бизнес неэффективно — за три квартала на 27 открытий пришлось 14 закрытий.
Марка Geely, прежде придерживавшаяся в России консервативной политики, в этом году наращивает количество дилеров активнее: к началу октября ее сеть увеличилась до 172 салонов, 34 из которых появились в 2023 г.
Замкнул тройку лидеров Changan (155 салонов, 43 открытия). В Китае это одна из ведущих марок. Судя по темпам роста, она может встать на такие же позиции и в России.
Большая часть салонов Omoda получила франшизы в России еще в прошлом году, в этом марка также продолжала развитие: по итогам 3 кварталов у нее насчитывается 151 действующий шоу-рум. Почти столько же — у марки Jaecoo (146 шоу-румов). Все ее торговые точки были открыты в третьем квартале этого года, а это рекорд роста бизнеса за всю историю официальных дилерских сетей в России.
Нашли свое место в десятке лучших и два других суббренда этого же семейства — Jetour (119 салонов) и Exeed (105). Причем развитие сети последней марки в России замедлилось после того, как дистрибьютор сильно увеличил требования к дилерам по оснащению и цене локаций.
Марка Haval периодически становится лидером по продажам в отечественном авторитейле, но по размерам сети пока находится только на седьмом месте (134 салона).
FAW, прежде зарабатывавшая в России на грузовой технике, сейчас проявила активность и в легковом сегменте (145 шоу-румов). Отметили аналитики и JAC (116 шоу-румов). Кстати, если бы не эта марка, в России, возможно, не было бы «Москвича» и Sollers.
В целом из 1 137 салонов, открытых в РФ за три квартала текущего года, 977 пришлось на китайские марки — это 9 из 10 шоу-румов. Всего по итогам девяти месяцев в России насчитывается 1 926 китайских салонов, то есть 52% всей российской дилерской сети. Это почти на полтысячи больше, чем кварталом ранее, и это без учета дилерских центров Evolute, Sollers и «Москвич», которые формально считаются российскими, но их автомобили сделаны на основе моделей из Китая.
В оставшиеся три месяца текущего года Китай, по нашим оценкам, увеличит присутствие в России. Под автоконцерны их Поднебесной уже начали переформатировать даже державшиеся «на плаву» дольше всех салоны Kia и Hyundai. Однако самые привлекательные места для торговли по большей части уже распроданы. При этом наиболее дальновидные авторитейлеры не спешат отдавать весь бизнес под чайна-марки. Сохраняется еще немало локаций премиальных немецких брендов Audi, BMW, Mercedes-Benz, а также всегда востребованных у нас японских марок Mazda, Mitsubishi и Toyota, которые дилеры заполняют машинами самостоятельно, — отметила руководитель «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.
Пока все идет к тому, что к концу текущего года количество китайских салонов в России может увеличиться до 2,2-2,3 тыс. шоу-румов, считает эксперт. В то же время стабильность части из них оставляет желать лучшего, говорит Дембицкая. За три квартала в чайна-сетях состоялось уже более сотни закрытий, и эти цифры, согласно ее прогнозам, будут расти.
По сути, лишь дилерские центры Chery, Geely и Haval могут похвастать тем, что продают в среднем по 40-60 машин в месяц. Остальные нередко ведут бизнес ниже точки безубыточности. Чтобы ситуация стала меняться в лучшую сторону, необходимо расширение модельного ряда, объема денежных поддержек для клиентов за счет дистрибьюторов и остановка роста цен, а идеале — их снижение, — заключила Марина Дембицкая.