Участились жалобы новосибирцев на условия кредитных договоров
За девять месяцев 2023 г. в БР поступило 145 жалоб, в которых новосибирцы выражали несогласие с условиями договоров кредитования или займа. Это почти на 25% больше, чем за тот же период в 2022 г.
По информации Сибирского ГУ Банка России, в 56% жалоб речь шла об условиях, на которых банки оформили жителям региона потребкредиты. Люди также обращались к регулятору из-за того, что их не устраивали условия по ипотеке или автокредиту. В 46 жалобах новосибирцы просили Банк России (БР) проверить правомерность условий договоров микрозайма.
По словам первой замначальника Сибирского ГУ Банка России Марины Асаралиевой, часто такие жалобы возникают из-за недобросовестной рекламы.
Баннер на сайте или предложение в личном кабинете обещают привлекательную ставку по кредиту или займу. С этими ожиданиями клиент обращается к кредитору и сильно удивляется, когда условия его договора совсем не такие, как в рекламе. Уже по факту выясняется, что получить «рекламную» ставку сложно и дорого — нужно купить дополнительные страховки, оформить подписку на что-нибудь или открыть вклад. Естественно, клиент недоволен. Менеджер разводит руками — все условия можно почитать на официальном сайте. И они там действительно есть, только их найти сложно, а тем более в них разобраться. Новый закон, который вступил в силу с 23 октября, сделал условия кредитования прозрачнее еще на этапе изучения рекламных предложений, — рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Она также отметила, что по новым правилам банки и микрофинансовые организации теперь обязаны в любой рекламе указывать диапазон полной стоимости кредита или займа. Причем таким образом, чтобы привлекательные условия не были более заметными, чем все остальные. Например, полную информацию о стоимости кредита необходимо отображать тем же шрифтом, что и минимальную ставку. Люди уже из рекламы должны узнавать, какие дополнительные продукты или услуги нужно купить, чтобы получить деньги в долг на самых выгодных условиях. Так заемщики смогут корректно рассчитывать финансовую нагрузку и принимать решение о кредите или займе.
Кстати, согласно свежим данным по РФ, за девять месяцев БР получил 186,7 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 8,9% меньше, чем в январе-сентябре 2022 г. В основном число жалоб уменьшилось за счет сокращения обращений по санкционным темам — примерно в восемь раз. Люди стали реже жаловаться на банки (-9,8%), в том числе на потребительское (-6,8%) и наиболее заметно — на ипотечное кредитование (-20,5%).
СПРАВКА
С января по сентябрь 2023 г. жители Сибирского федерального округа 770 раз сообщили в Банк России о своем несогласии с условиями заключенных договоров кредитования или займа — на 14% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Две трети обращений касались банковских продуктов, остальные — микрозаймов.