Как директор-номинал перспективу осознал...
Привлечения к субсидиарной ответственности
Уже семь лет действует законодательство о привлечении контролирующих должников лиц к субсидиарной ответственности, но огромное количество представителей бизнеса до сих пор не знает рисков всех лиц, имеющих отношение к этому.
Меня зовут Анна Шумская, я специализируюсь на защите директоров и собственников компаний от субсидиарной ответственности и убытков, и сегодня я расскажу вам о судьбе номинальных директоров при банкротстве.
Понятие
Номинальный руководитель — руководитель, формально входящий в состав органов управления юридического лица, но не осуществлявший фактических действий по управлению компанией.
Закон о банкротстве устанавливает правило, согласно которому в случае, когда активов юридического лица недостаточно для удовлетворения требования всех кредиторов, то собственник бизнеса или директор (любое контролирующее должника лицо) привлекается к субсидиарной (то есть дополнительной) ответственности по обязательствам общества. В этом случае ВСЕ непогашенные требования кредиторов становятся ЛИЧНЫМИ долгами привлекаемых лиц.
При этом в предпринимательской среде до сих пор бытует мнение, что эти риски несут исключительно собственники бизнеса, а номинальным директорам, которым «дали порулить» или «попросили временно помочь», ничего не грозит. Однако это не так.
Ответственность
Номинальный руководитель не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку он все равно имеет возможность оказать влияние на должника и как руководитель несет обязанности по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом.
То есть номинальный директор также в полной мере будет отвечать по обязательствам общества в случае возникновения банкротства, и, если не позаботиться об этом заранее и не разработать стратегию защиты, такой номинальный директор может получить «пожизненный долг» с большим количеством нолей.
Что важно знать?
То, что можно попробовать спастись, потому что закон устанавливает определенные условия, при которых субсидиарная ответственность номинального директора может быть уменьшена либо сведена к нулю.
Как этого избежать?
Первое, что надо сделать, — это определить точку А и определиться с фактическим объемом ваших рисковых действий в бизнесе.
Для освобождения лица от ответственности либо для снижения таковой важно доказать, что номинал фактически не оказывал определяющего влияния на компанию, оказать помощь суду в раскрытии истинного фактического владельца бизнеса. Ну и, конечно, помочь найти имущество компании либо скрытое имущество истинного контролирующего лица.
Что делать?
Увы, в данных ситуациях каждый задает себе вопрос, кого он спасает: себя или того парня? И если выбор пал на себя, то нужно доказывать истинную роль бенефициара.
И тут, безусловно, в каждом конкретном случае все и всегда будет индивидуально, ибо похожих друг на друга ситуаций почти не бывает.
Одно дело, если номинал — это специально привлеченный человек, который четко понимает, что он за деньги выполняет «роль» директора, глубоко погружен в деятельность бенефициара. Например, это может быть уже работающий в системе группы бухгалтер, исполнительный или финансовый директор, юрист. Как правило, эти люди четко понимают, что становятся «директорами» за «надбавку» к зарплате.
Эти люди могут достаточно знать об истинном положении дел в компании. Знать все внутренние бизнес-процессы, а в особо доверенных случаях — и всю информацию об активах бенефициара.
Другое дело, когда номинал является лицом, которого просто попросили на время занять эту должность. Или еще хуже, который из нужды продал свои паспортные данные десяткам разных лиц и имеет статус массового директора, который с высокой долей вероятности даже не видит никогда настоящего собственника бизнеса или видел, но имеет полное ручное управление своей персоной. В этом случае с высокой долей вероятности он не будет осведомлен, где, каким образом и на кого оформлено имущество бенефициара и какие сделки заключались для вывода имущества должника.
Что сделать?
Вспомнить обо всех распорядительных действиях истинного собственника бизнеса и способах их передачи.
Пообщаться с бывшими сотрудниками и контрагентами компании об их готовности дать показания в суде об истинном владельце бизнеса.
По возможности предоставить все имеющиеся сведения о любом известном имуществе собственника бизнеса, его родственных связях и в целом всех известных бизнес-процессах, которые в конечном итоге помогут вам в снижении размера или освобождении от ответственности или помогут доказать, что оснований для привлечения к ответственности и вовсе нет.
А точно ли можно снизить ответственность номинала?
Ответ сразу: нет, неточно.
Люди, которые декларируют это, вводят вас в заблуждение. Нет никаких точных правил и порядков снижения. Нет никаких гарантий. Это всегда субъективный вопрос восприятия суда, который учитывает всю историю номинального руководителя в целом. Безусловно, в большинстве случаев используется самый простой подход: привлечь всех солидарно без снижения размера ответственности ненастоящего директора.
Однако на практике бывают исключения. Иногда суды творчески подходят к снижению размера ответственности. Эти решения находятся где-то посередине шкалы между точками «интуиция» и «внутреннее убеждение».
Резюме
Номинальными директорами зачастую становятся в силу отсутствия полного объема знаний относительно всех рисков такой «должности». Самым верным советом человеку, который в силу тех или иных причин оказался в данной ситуации, является как можно раньше обратиться за консультацией относительно рисков привлечения его к субсидиарной ответственности и предбанкротным аудитом компании в целом, если у него есть такие полномочия. Если у вас есть любые вопросы в части защиты от субсидиарной ответственности, обращайтесь ко мне, и я расскажу вам об истинном положении дел.
Юридическая компания
«Шумская и партнеры»
г. Новосибирск, ул. Депутатская, 2, блок 5Б
тел. +7 913-901-76-41, +7 913-890-66-16
www.shumskaya.pro
Реклама