Юристу нужна отвага быть бескорыстным!
Генеральный директор «Сибирской юридической компании» оспаривает голливудские клише об эластичности адвокатской морали и хищные намерения «акул бизнеса».
Сергей Вадимович, вы недавно получили звание заслуженного юриста, а «Сибирская юридическая компания» — признание рейтингового лидерства. Каковы ощущения от этого двойного успеха?
— Свое звание я получил за деятельность по защите бизнеса от силового давления. Ходатайствовал об этом наш региональный бизнес-омбудсмен Николай Егорович Мамулат. И наша компания, и я лично — все мы довольно активно занимаемся этой темой. Причем давно, уже 28 лет, с самого создания компании — с 1995 г. Обобщенно говоря, у юристов два профессиональных типажа. Первый — берущийся за любые дела, лишь бы деньги платили. Те самые «адвокаты дьявола», мифологизированные Голливудом. Второй типаж — юристы, действующие в пространстве морального выбора. Мы именно так свою работу осмысляем. Например, для нас немыслима юридическая поддержка компании, выполняющей рейдерский захват чьего-то бизнеса. И напротив, защита, поддержка — это наша ипостась. В нашем клиентском сообществе есть существенная доля предприятий, которым мы именно бесплатно оказываем юридическую поддержку. Это краеведческий музей, филармония, другие учреждения культуры. Интересной работой в сфере экологического права была защита Катуни от планов постройки ГЭС. Пришлось побороться: сил, времени и нервных клеток много ушло. Но защитили. Эта наша этическая разборчивость и была в итоге замечена и оценена. Да, это, возможно, снизило доходность компании. Зато мы заработали нечто более ценное — репутацию. Репутацию добросовестных и профессиональных защитников предпринимателей. Приятно, что это видят.
Как бы вы оценили юридический тонус российского бизнеса? В сравнении с серединой 2010-х и в более дальнем хроногоризонте…
— C начала российской рыночной экономики тонус в этой сфере задавали западные юридические компании. Они очень активно вошли в нашу деловую среду, у них было хорошее брендирование, поэтому все самые крупные проекты достались им. Но, с другой стороны, именно они приучили общество к мысли, что юридические услуги — это важно. Объяснили роль и важность юристов в мире бизнеса. За это им спасибо. Сейчас по сугубо внешним факторам западные фирмы ушли, российские, многому научившиеся, остались — произошло вполне наглядное импортозамещение. Многие задачи решаются нашими юристами не хуже. Причем от каких-то западных подходов мы отказались, например, от тотальной монетизации всех действий юриста, каждого чиха. Наши юристы позволяют себе быть более эмпатичными: что-то делать не по тарифу, а безвозмездно, по-товарищески. Это в американской национальной мифологии юрист — символ цинизма, а у нас — нет.
Насколько динамичны перемены в законодательной базе и судебной практике? Какие запросы и требования к профессионалам это обуславливает?
— Динамика тут очень яркая, практически постоянные изменения: усложнение, углубление. Это сообразно усложнению хозяйственных отношений. На нашу работу это влияет в виде усиления специализации. Сейчас юрист не может быть «многостаночником», «человеком-оркестром»: заниматься и налоговым правом, и семейно-наследственным правом, и корпоративными вопросами, и юридическими аспектами недвижимости. Все это очень обширные сферы правого регулирования, разбираться в них в равной мере хорошо ни один юрист не сможет. Да, музыкант-полифонист играет на многих инструментах, но не на всех хорошо. И у юриста-универсала будут такие же неполные сферы компетенции — на что-то его не хватит. Сейчас успех юридической компании зависит от того, насколько в ней обширна команда юристов с тематической специализацией. И от того, насколько эти специалисты сильны в своей сфере. Сейчас, чтобы выиграть судебное дело, юристу недостаточно сформулировать правовую позицию, ему еще нужно выяснить, как конкретный судья относится к тем или иным позициям, как смотрит на обстоятельства дел. Глубокое погружение — это тренд сегодняшнего дня. Еще один тренд — рост профессионализма в сочетании со значительным омоложением судейского корпуса. У молодых судей хорошее осмысление своей ответственности, они держатся за свою работу.
Каков вообще уровень коррупции в региональной бизнес-среде?
— Общественная часть моей деятельности — руководство Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий (МАРП). Кроме того, я являюсь региональным руководителем Российского союза промышленников и предпринимателей. Это хорошо коррелирует с моими правовыми компетенциями и правовым опытом. В МАРПе я с 1996 г. занимаюсь вопросами защиты бизнеса от силового давления, от рейдерских захватов. Сейчас инструменты защиты бизнеса развиваются. Например, появился институт бизнес-омбудсменов — и на региональном, и на федеральном уровне. Николай Егорович Мамулат, наш региональный бизнес-омбудсмен, работает весьма эффективно. Кроме того, при РСПП появилась федеральная платформа «За бизнес». Видя недобросовестную конкуренцию с применением силового давления, мы используем платформу как канал выхода на федеральный уровень, на Генеральную прокуратуру. Примеры восстановления справедливости у нас есть. И чем больше таких институтов, тем будет больше таких примеров.
Насколько (по вашим ожиданиям) общественная организация «Бизнес против коррупции» оздоровит деловую жизнь региона?
— Центр «Бизнес против коррупции» на федеральном уровне существует уже достаточно давно. Этот орган объединяет практикующих юристов, представителей прокуратуры, авторитетных специалистов в отставке, общественных деятелей. Их мнение носит рекомендательный характер, но на него может опереться бизнес-омбудсмен. У Николая Егоровича возникла идея создать такой центр общественных процедур на региональном уровне. Для постоянной работы мы приглашаем только отставных специалистов, у практикующих — ситуативное участие. Но суммарная эффективность достаточно высока, ибо это сообщество авторитетных специалистов обширно и разнообразно. У их коллективного экспертного мнения хороший вес, польза от этого центра очевидна. Предложение возглавить этот центр я охотно принял, ибо от таких предложений не отказываются — эта работа приносит реальную пользу обществу.
г. Новосибирск, ул. Советская, 64, оф. 317
тел. (383) 334-08-81 многоканальный
e-mail: sibucom@siburcom.ru
www.sibucom.ru
Реклама