Тренд рынка труда: работодатели все чаще стремятся поддержать сотрудников нематериально

Тренд рынка труда: работодатели все чаще стремятся поддержать сотрудников нематериально
Иллюстрация: https://unsplash.com

К главным факторам нематериальной мотивации профессионалы относят возможность работать из дома, гибкий график работы, личность руководителя, возможность соблюдать work-life balance, карьерный рост.

Рекрутинговая компания Get experts провела исследование, посвященное применяемым в российских компаниях программам нематериальной мотивации и их оценке работодателями и сотрудниками.

В исследовании приняли участие 1485 профессионалов и 520 представителей работодателей из различных отраслей. 55% опрошенных сотрудников работают в российских компаниях, а 45% — в иностранных: европейских (23%), американских (8%), азиатских (4%) и ближневосточных (2%). Еще 8% относятся к иностранным компаниям, в 2022 г. ставшим российскими. 57% опрошенных работодателей представляют отечественные компании, 43% — иностранные.

К главным факторам нематериальной мотивации профессионалы относят возможность работать из дома (59%), гибкий график работы (49%), личность руководителя (47%), возможность соблюдать work-life balance (41%), компетентность и эффективность управленческого состава компании (40%), возможность карьерного роста (37%) и профессионального развития (34%). Мужчины заметно меньше, чем женщины, ценят возможность работать из дома (50% и 64% соответственно), гибкий график (44% и 53%), возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью (32% и 48%), а вот возможность карьерного роста для них намного важнее (50% и 29%).

За последние 5 лет приоритеты сотрудников заметно изменились: в 2018 г. возможность работать удаленно была только на девятом месте (43%), а сейчас — на первом. Возможности профессионального развития и выполнения разноплановых и интересных задач утратили актуальность, переместившись с первого и третьего мест соответственно на седьмое и восьмое.

Полностью удовлетворены имеющимися в их компаниях системами нематериальной мотивации 16% опрошенных специалистов, вполне удовлетворены 32%, не очень удовлетворены 52%. Среди главных причин неудовлетворенности — отсутствие возможности карьерного роста (34%), некомпетентный управленческий состав (27%), отсутствие возможности обучаться в рамках компании за рубежом (21%), отсутствие возможности работать из дома (19%) и личность руководителя (18%).

Полностью удовлетворены работой в своей компании 13% сотрудников, в целом удовлетворены — 49%, не удовлетворены — 39%.

Основными факторами, которые работодатели относят к нематериальной мотивации, оказались: возможность работать из дома (51%), разные опции гибкого графика работы (46%), стабильность компании на рынке (43%), возможность соблюдать work-life balance (41%), возможность профессионального развития (40%) и карьерного роста (38%), возможность выполнять разноплановые и интересные задачи (32%), личность руководителя (31%) и возможность обучаться в рамках компаний в России (30%).

По сравнению с 2018 г. в списке озвученных факторов есть изменения: удаленная работа поднялась с 17-го места на первое, а возможность соблюдать work-life balance — с 19-го на четвертое.

72% работодателей отмечают, что за последний год желание их сотрудников соблюдать work-life balance заметно возросло. Большинство компаний (80%) принимают меры для того, чтобы помочь им в этом: внедряют гибридный или удаленный формат работы (43%) и гибкий график (35%), следят за тем, чтобы сотрудники брали отпуска (31%), оптимизируют рабочие процессы для предупреждения горящих дедлайнов и излишней загрузки персонала (30%), дают возможность открыто обсудить проблемы с руководством (29%), контролируют рабочее время и соблюдение графика отпусков (26%) и т. д.

Как отмечают аналитики, в 2023 г. 20% работодателей никак не помогают сотрудникам справляться со стрессом и поддерживать баланс, а в 2018 г. было всего 4% таких компаний. За эти годы заметно выросло количество работодателей, внедривших гибридный или удаленный формат работы: их было 8% (6-е место). А вот компаний, где работники имеют гарантии обязательного предоставления отпуска, стало меньше: в 2018-м этот фактор был на первом месте, его называли 70% работодателей. Меньше стало и компаний, сотрудники которых могут обсуждать все проблемы с руководством, их было 68% (второе место 5 лет назад).

57% работодателей говорят, что их сотрудники за последний год принимали решение сменить сферу деятельности или профессию. Основные причины таких решений — сотрудники профессионально выгорели (43%), им не нравилось то, чем они занимались (41%), они не видели перспектив в текущей профессии (36%), хотели связать свою карьеру с увлечением (27%), работать удаленно (18%) или осуществить давнюю мечту (15%).

По мнению работодателей, главные причины, вызывающие выгорание, — это высокая нагрузка и переработки (72%), недостаток мотивации (50%) и давление со стороны руководства (42%).

Точки возникновения конфликтов интересов компаний и работников:

— Личность руководителя для профессионалов на третьем месте (47%), а для работодателей — на седьмом (31%).

— Компетентный и эффективный управленческий состав компании у работников стоит на пятом месте (40%), а для работодателей — на 14-м (21%).

— Стабильность компании на рынке для профессионалов на девятом месте (14%), а для работодателей — на третьем (43%).

— В первой десятке списка факторов, предлагаемых компаниями, присутствует то, что не очень интересно работникам: возможность обучаться в рамках компании в России (девятое место и 30% у работодателей и 14-е место и 11% у работников), наличие вызовов и сложных задач (11-е место и 27% против 17-го и 8%) и возможность предлагать идеи и самостоятельно принимать решения (10-е место и 27% и 12-е и 11%).

В текущих реалиях такой процент неудовлетворенных нематериальной мотивацией сотрудников неудивителен: меняются бизнесы, люди, стратегии развития компаний и команд. Не исключено, что выбранная ранее рабочая система нематериальной мотивации теряет актуальность из-за изменившихся сотрудников и их стимулов — она уже не подходит компании и людям. Решить эту проблему и сократить процент неудовлетворенных сотрудников помогут разговор между HR и сотрудниками, опросы, мотивационные беседы, комбинированная нематериальная мотивация, большая составляющая входящих опций, — отметила директор практик рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева.

Компания Get experts работает на российском рынке с 2009 г. Сначала она входила в состав британской рекрутинговой компании как ее российское подразделение (ООО Хейз Спешиалист Рекрутмент), но в июле 2022 г. вышла из международной сети и сейчас продолжает работу под брендом Get experts. 

Самое читаемое
  • «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона«Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона
  • «Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева«Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева
  • ВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти летВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти лет
  • «Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.
  • В 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендовВ 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.