Тренд рынка труда: работодатели все чаще стремятся поддержать сотрудников нематериально
К главным факторам нематериальной мотивации профессионалы относят возможность работать из дома, гибкий график работы, личность руководителя, возможность соблюдать work-life balance, карьерный рост.
Рекрутинговая компания Get experts провела исследование, посвященное применяемым в российских компаниях программам нематериальной мотивации и их оценке работодателями и сотрудниками.
В исследовании приняли участие 1485 профессионалов и 520 представителей работодателей из различных отраслей. 55% опрошенных сотрудников работают в российских компаниях, а 45% — в иностранных: европейских (23%), американских (8%), азиатских (4%) и ближневосточных (2%). Еще 8% относятся к иностранным компаниям, в 2022 г. ставшим российскими. 57% опрошенных работодателей представляют отечественные компании, 43% — иностранные.
К главным факторам нематериальной мотивации профессионалы относят возможность работать из дома (59%), гибкий график работы (49%), личность руководителя (47%), возможность соблюдать work-life balance (41%), компетентность и эффективность управленческого состава компании (40%), возможность карьерного роста (37%) и профессионального развития (34%). Мужчины заметно меньше, чем женщины, ценят возможность работать из дома (50% и 64% соответственно), гибкий график (44% и 53%), возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью (32% и 48%), а вот возможность карьерного роста для них намного важнее (50% и 29%).
За последние 5 лет приоритеты сотрудников заметно изменились: в 2018 г. возможность работать удаленно была только на девятом месте (43%), а сейчас — на первом. Возможности профессионального развития и выполнения разноплановых и интересных задач утратили актуальность, переместившись с первого и третьего мест соответственно на седьмое и восьмое.
Полностью удовлетворены имеющимися в их компаниях системами нематериальной мотивации 16% опрошенных специалистов, вполне удовлетворены 32%, не очень удовлетворены 52%. Среди главных причин неудовлетворенности — отсутствие возможности карьерного роста (34%), некомпетентный управленческий состав (27%), отсутствие возможности обучаться в рамках компании за рубежом (21%), отсутствие возможности работать из дома (19%) и личность руководителя (18%).
Полностью удовлетворены работой в своей компании 13% сотрудников, в целом удовлетворены — 49%, не удовлетворены — 39%.
Основными факторами, которые работодатели относят к нематериальной мотивации, оказались: возможность работать из дома (51%), разные опции гибкого графика работы (46%), стабильность компании на рынке (43%), возможность соблюдать work-life balance (41%), возможность профессионального развития (40%) и карьерного роста (38%), возможность выполнять разноплановые и интересные задачи (32%), личность руководителя (31%) и возможность обучаться в рамках компаний в России (30%).
По сравнению с 2018 г. в списке озвученных факторов есть изменения: удаленная работа поднялась с 17-го места на первое, а возможность соблюдать work-life balance — с 19-го на четвертое.
72% работодателей отмечают, что за последний год желание их сотрудников соблюдать work-life balance заметно возросло. Большинство компаний (80%) принимают меры для того, чтобы помочь им в этом: внедряют гибридный или удаленный формат работы (43%) и гибкий график (35%), следят за тем, чтобы сотрудники брали отпуска (31%), оптимизируют рабочие процессы для предупреждения горящих дедлайнов и излишней загрузки персонала (30%), дают возможность открыто обсудить проблемы с руководством (29%), контролируют рабочее время и соблюдение графика отпусков (26%) и т. д.
Как отмечают аналитики, в 2023 г. 20% работодателей никак не помогают сотрудникам справляться со стрессом и поддерживать баланс, а в 2018 г. было всего 4% таких компаний. За эти годы заметно выросло количество работодателей, внедривших гибридный или удаленный формат работы: их было 8% (6-е место). А вот компаний, где работники имеют гарантии обязательного предоставления отпуска, стало меньше: в 2018-м этот фактор был на первом месте, его называли 70% работодателей. Меньше стало и компаний, сотрудники которых могут обсуждать все проблемы с руководством, их было 68% (второе место 5 лет назад).
57% работодателей говорят, что их сотрудники за последний год принимали решение сменить сферу деятельности или профессию. Основные причины таких решений — сотрудники профессионально выгорели (43%), им не нравилось то, чем они занимались (41%), они не видели перспектив в текущей профессии (36%), хотели связать свою карьеру с увлечением (27%), работать удаленно (18%) или осуществить давнюю мечту (15%).
По мнению работодателей, главные причины, вызывающие выгорание, — это высокая нагрузка и переработки (72%), недостаток мотивации (50%) и давление со стороны руководства (42%).
Точки возникновения конфликтов интересов компаний и работников:
— Личность руководителя для профессионалов на третьем месте (47%), а для работодателей — на седьмом (31%).
— Компетентный и эффективный управленческий состав компании у работников стоит на пятом месте (40%), а для работодателей — на 14-м (21%).
— Стабильность компании на рынке для профессионалов на девятом месте (14%), а для работодателей — на третьем (43%).
— В первой десятке списка факторов, предлагаемых компаниями, присутствует то, что не очень интересно работникам: возможность обучаться в рамках компании в России (девятое место и 30% у работодателей и 14-е место и 11% у работников), наличие вызовов и сложных задач (11-е место и 27% против 17-го и 8%) и возможность предлагать идеи и самостоятельно принимать решения (10-е место и 27% и 12-е и 11%).
В текущих реалиях такой процент неудовлетворенных нематериальной мотивацией сотрудников неудивителен: меняются бизнесы, люди, стратегии развития компаний и команд. Не исключено, что выбранная ранее рабочая система нематериальной мотивации теряет актуальность из-за изменившихся сотрудников и их стимулов — она уже не подходит компании и людям. Решить эту проблему и сократить процент неудовлетворенных сотрудников помогут разговор между HR и сотрудниками, опросы, мотивационные беседы, комбинированная нематериальная мотивация, большая составляющая входящих опций, — отметила директор практик рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева.
Компания Get experts работает на российском рынке с 2009 г. Сначала она входила в состав британской рекрутинговой компании как ее российское подразделение (ООО Хейз Спешиалист Рекрутмент), но в июле 2022 г. вышла из международной сети и сейчас продолжает работу под брендом Get experts.