Налоговые итоги-2023. Тренды налогового риска-2024
Управляющий партнер, адвокат адвокатского бюро Sollars Людмила Соболевская рассказала, как много знают о предпринимателях налоговые органы, чем это обернется, и каковы стратегии управления рисками.
Какие итоги года в своей отрасли, в работе своей компании, вы можете отметить?
— Важно понять, в какой точке мы оказались. Я говорю о методичном и весьма успешном построении цифрового государства. Ядро этого цифрового государства — ФНС России.
Уже сегодня налоговый орган знает про каждого из нас достаточно, чтобы в каждый момент времени видеть реальную структуру доходов, расходов, активов и бенефициаров. Перечисления по расчетным счетам (включая все карты), заработную плату и все остальные источники дохода; в каком доме мы живем, на какой машине ездим, наши счета за границей; состав семьи, кто на кого работает и с кем ведет бизнес; какие государственные контракты исполняем, как часто выезжаем за границу, и куда именно — все эти данные открыты для налогового органа.
Какая цель стоит у налогового органа и когда она будет достигнута?
— Точка В — автоматизированная уплата налогов. То есть не через инструмент налоговой проверки, а по требованию налогового органа.
Если взглянуть чуть глубже, становится ясно, что рядом стоит цель перехода к уплате налогов с расходов. То есть точкой отсчета становятся фактические траты физических лиц и уплаты налога с той доходной части, которая обеспечивает эти затраты. Для налогоплательщиков — для нас с вами — это означает, что в будущем мы должны быть готовы подтвердить каждый источник денежных средств, а также траты своей семьи.
С учетом уже озвученной цели автоматизации по начислению налогов эффективно ли сейчас и на будущее бизнесу судиться с налоговым органом, оспаривая решения о доначислении налогов?
— Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к статистике и приведу данные судебного департамента Верховного Суда РФ за 2022 г. Согласно отчетам, сумма удовлетворенных требований по оспариванию решений налоговых органов о доначислениях — 125 млн руб., т.е. 4,79% от заявленных требований. Вдумайтесь в эту цифру! Какова перспектива у конкретного налогоплательщика признать свои 60-70 млн руб. доначисленных налоговых обязательств незаконными, если на всю страну сумма отмененных доначислений — 125 млн руб.? Реальность говорит о том, что суды с налоговым органом малорезультативны.
Какая теперь необходима стратегия управления налоговым риском?
— Стратегия налогоплательщика должна меняться в соответствии с изменениями методов налогового органа. Раньше у налогового органа основным инструментом была выездная проверка. Сегодня на ее место встает комиссия с налогоплательщиком. Значимость этого этапа часто остается недооцененной, в то время как на самом деле предоставляет окно возможностей — налоговую медиацию.
Это процедура, в рамках которой налоговый орган предъявляет налогоплательщику свое видение объема налоговых обязательств, а налогоплательщик имеет возможность донести свою позицию до налогового органа.
С учетом того, что налоговый орган имеет цель уплаты налогов, а не банкротства бизнеса, диалог может и должен быть конструктивным, его итог — приемлемая для обеих сторон модель работы налогоплательщика, а также относительно комфортная сумма доплаты налоговых обязательств в бюджет. Итогом такой работы должно стать продолжение работы налогоплательщика без судов с налоговым органом.
Насколько эффективным может быть применение старой модели работы, когда компания системно недоплачивает налоги, а затем уходит в банкротство?
— В 2022 г. 22% дел о банкротстве были инициированы налоговым органом. Налоговый орган является неудобным кредитором: в процедуре банкротства он оспаривает сделки должника, привлекает к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и взыскивает убытки.
Таким образом, процедура банкротства как способ уйти от уплаты налогов принципиально не может быть панацеей.
Как выстроить диалог с налоговым органом, какие для этого необходимы компетенции?
— Для выстраивания диалога с налоговым органом нужна кросс-отраслевая команда специалистов:
1. Тех, кто понимает, что именно сейчас видит налоговый орган, и может выстроить диалог на одном языке.
2. Юристы, ориентирующие собственника бизнеса относительно картины добросовестности, и оценивающие риски процедуры банкротства и уголовные риски.
3. Команда финансистов и бухгалтеров, которые владеют картиной бизнеса и его спецификой.
Какие главные тренды налогового контроля будут в 2024 г.?
— Дальнейшее развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля, добровольное исполнение налогоплательщиком своих обязательств в полном объеме. Рост числа уголовных дел в связи с уклонением от уплаты налогов, введение уголовной ответственности за организацию деятельности по сбыту подложных счетов-фактур и представлению деклараций. Рост числа банкротных дел по заявлениям налогового органа.
Риторический вопрос: а есть ли решение?
— Решение — в профилактических мерах и текущем контроле налогового риска. Хочу поделиться полезными ссылками, позволяющими налогоплательщикам самостоятельно управлять налоговым риском:
- Сервис «Прозрачный бизнес», позволяющий оценить себя и контрагента https://pb.nalog.ru/
- Калькулятор налоговой нагрузки https://pb.nalog.ru/calculator.html
- Сервис по контролю «прослеживаемости товаров» https://www.nalog.gov.ru/rn07/service/traceability/
Реклама