Большой рост рынка фермерской продукции и объемов онлайн-продаж еды прогнозирует РСХБ
Аналитики Россельхозбанка обозначили пищевые тренды-2024: будут расти интернет-продажи пищевых продуктов, усилится тренд на экологичность и возрастет объем рынка фермерской продукции.
Согласно подсчетам специалистов РСХБ, за последние 5 лет доля продаж через интернет (продовольственных и непродовольственных товаров) в общем объеме оборота розничной торговли выросла на 5,5% и составила 7,5%. При этом пищевых продуктов в 2023 г. россияне заказали на сумму более 800 млрд руб. — это на 40% больше, чем в 2022-м.
По оценкам экспертов Россельхозбанка, до конца 2024 г. емкость российского рынка онлайн-продаж и доставки пищевых продуктов превысит 1 трлн руб., а доля интернет-покупок продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли превысит 5%.
Продажи и доставка пищевых продуктов через интернет считаются более экологичными вариантами реализации продовольствия — производители и ритейл упорядочивают цепочку поставок, подстраивая предложение под спрос, ритейл минимизирует потери при хранении, связанные с образованием пищевых отходов, отметили эксперты.
Один из основных этапов организации онлайн-продаж — логистика. Стремясь расширить клиентскую аудиторию за счет неуклонно растущего спроса на качественное и быстрое обслуживание, онлайн-ритейл продолжает модернизировать логистические схемы, делая доставку не только быстрой, но и экологичной. В России продолжает активно развиваться доставка с минимальным углеродным следом: велосипеды и пешие курьеры. Негативное воздействие на окружающую среду снижает также доставка товаров в пункты выдачи, а сейчас порядка 65% онлайн-заказов покупатели забирают самостоятельно, — прокомментировала управляющий директор Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
Как считают эксперты банка, экономия времени на походы в магазин за продуктами и тренд на здоровое питание — драйверы развития и для специализированных фермерских маркетплейсов.
По оценкам специалистов Россельхозбанка, в 2025 г. рынок онлайн-продаж продовольственных продуктов в категориях «фермерская», «эко» или «зеленая» продолжит расти и может составить порядка 80 млрд руб.
При этом заказы на фермерскую, экологическую и органическую пищевую продукцию могут составить 10% от всех заказов пищевых продуктов. Онлайн-платформы дают сельхозпроизводителям ряд преимуществ: прямой выход на покупателя, экономию на хранении, доставке и маркетинге. Для онлайн-платформ это также возможность расширить ассортимент за счет экологически чистой фермерской продукции.
Как прогнозируют эксперты, более активному росту онлайн-продаж фермерской продукции также будет способствовать увеличение доли этих продуктов в валовом производстве сельхозпродукции. Сейчас под брендом фермерской может продаваться любая сельхозпродукция, к которой у покупателя сформировалось доверие как к более полезной и экологически чистой, создать условия для развития рынка фермерской продукции и в сети, и в офлайне, как считают специалисты, сможет внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и закрепление термина «фермерская продукция» (законопроект сейчас принят в первом чтении). Эксперты РСХБ ожидают, что положительная динамика роста продуктивности и производительности фермерских хозяйств сохранится, и к 2025 г. объем такой продукции вырастет более чем на 50%.
Сейчас основные продукты, реализуемые фермерскими хозяйствами на онлайн-платформах, — это продукты в категориях «молочные» — 20%, «сыры» — 20%, «колбасы» — 15%, а также соленья, варенье, мед и алкоголь. По оценкам экспертов Россельхозбанка, структура потребительской корзины в онлайн-продажах фермерских продуктов с ростом объема рынка будет смещаться в сторону необработанных продуктов: молока, свежего мяса птицы и яиц.