«Бизнес — это про ответственность, в нашем случае — перед теми, кому показали иной туризм»
Наступила эпоха возрождения внутреннего туризма. Почему MAX-BUS сделал ставку на новосибирские матрасы, и причем тут телепрограмма «Давай поженимся»?
MAX-BUS — это объединение предприятий, в которое входят бар, прокаты, сервисные службы, автобусный и гостиничный бизнес, а также собственный швейный цех. За счастливыми улыбками посетителей стоит огромная работа команды. Директор MAX-BUS Максим Дулимов рассказал «Деловому кварталу», что самый первый тур запустили 17 февраля 2009 г., — это и есть день рождения компании.
«Почти 15 лет назад мой партнер предложил загрузить трафиком свой отель в Шерегеше. Так сложилось, что на тот момент я организовывал вечеринки, концерты, поэтому собрать аудиторию для первого тура не составило огромной проблемы. Сначала это считалось баловством. Только через три года все начало наконец-то приобретать определенные формы», — поделился Максим.
Вы увидели прибыль и начали развиваться в этом направлении?
— На мой взгляд, предпринимательство — это не только про прибыль. Если в 25 лет думать исключительно в разрезе денег, то вероятность создания значимого кэш-флоу равна нулю. Хотеть деньги — хорошо, однако лучше, когда это желание подкрепляется идеей и планом реализации. Бизнес —это в первую очередь про ответственность. В нашем случае — перед теми, кого впервые поставили на лыжи, показали иной, региональный туризм и границы собственных возможностей. Поэтому не могу сказать, что все развивалось только ради прибыли. Просто у нас появилась форма, в которой люди нашли себя, привели друзей и исполнили давние желания. В бизнес вкладывают много сил и энергии, а не просто ведут учет входящих и выходящих сумм в экселевских табличках. В нашем деле мы уделяем большое, если не большее, внимание эмоциям туристов.
Автор фото Максима Дулимова: Дарья Митяева
Что потребовалось для создания «формы»? Какие инвестиции вложили?
— Для создания формы мы просто делали то, что хотели бы получить сами. Удобный проезд, хорошее проживание, насыщенную программу, вменяемый ценник и какой-то дружественный вайб, дух авантюризма. Так и получилось.
Хоть мы и туристическая компания, собственных автобусов у нас нет. В одно время владели транспортом, однако эта сфера оказалась для нас неинтересной. Сегодня мы прекрасно понимаем: каждый должен заниматься тем, что ему нравится, что получается и что выгодно. Транспортные компании — это отдельный и серьезный бизнес. Я отдаю дань уважения людям, которые развивают это направление в России. Страна большая, климат сложный, дороги оставляют желать лучшего — у владельцев транспортных фирм колоссальное терпение. Для себя решили, что нам проще сотрудничать с профессионалами в транспортной сфере, чем тратить огромные ресурсы на развитие слабых сторон.
С отелями примерно аналогичная история, но не буду скрывать, что мы в процессе формирования собственного номерного фонда. Сейчас в собственности компании — бар в Шерегеше, два проката. С отелями и гостиницами взаимодействуем по партнерской программе. Зафиксированные вложения по всем предприятиям с начала основания MAX-BUS — более 67 млн руб.
Расскажите подробнее о партнерской базе. С какими предприятиями сотрудничаете больше всего?
— Сотрудничаем со многими: от крупной новосибирской компании «Континент» и «Ays Group», до микроотелей и глэмпингов на Алтае. Активно взаимодействуем с дирекцией курорта Шерегеш и мэрией Новосибирска для обоюдной помощи в организации мероприятий.
Этим летом мэрия помогла нам провести на Михайловской набережной «Матрасопад». Я понимаю, что это звучит странно. Наверное, нужно немного подробностей. Четыре года назад на корпоративе компании мы первый раз попробовали уронить матрасы с эффектом домино. «Залили» ролик в интернет, и он набрал 13 млн просмотров. А летом, при повторе затеи на набережной, участвовало 250 жителей города и около 1 000 пришли посмотреть. Так баловство превратилось в идею создания самого большого «Матрасопада» в России. Хотим сделать проект на всю длину Красного проспекта. Уже обсуждаем с администрацией Новосибирска идею и детали. Хотим сделать проект ежегодным и нанести Новосибирск на креативную карту мира.
Если говорить об отелях, то на вашем сайте в разделе «проживание» есть такое описание базы, как «простой интерьер». На какой сегмент и на какие потребности туристов вы ориентируетесь?
— Есть несколько категорий алтайского туризма: самый простой — палаточный туризм, затем — тур-класс или простые базы, дальше идут апартаменты классом выше и так до люкса. Категории для состоятельного сегмента не отображены на сайте компании. Для таких людей разработаны индивидуальные путешествия, подобраны отели или базы для проживания — соответственно, чек выше в несколько раз. Такая категория туристов обращается к нам индивидуально.
А вообще сервис — это не только про наличие спа-процедур в отеле, но и про взаимодействие организаторов отдыха с туристами. Для нас принципиально важно быть в максимальном контакте, а не «втюхать» путевку и забыть о гостях со словами: «Развлекайтесь как хотите». Стратегия компании — идти вместе с гостем от порога до порога. То есть сервис как для лучшего друга. А программа в туре насыщена максимально! Иногда наши гости весь день так заняты развлечениями, например, сплавом по реке, конными прогулками, походами по пещерам, что просто забывают пообедать. Мы абсолютно не против гостей с «лежачей» активностью. Если хочешь побыть в номере, то лежи, дорогой! Но все же можно сказать, что 95% туристов находятся в активной фазе — приезжают и стараются получить больше эмоций от активного отдыха.
Тогда кто ваша аудитория?
— Мы проводили большое маркетинговое исследование в 2019-2020 г., убедились, что ядро нашей аудитории — молодые люди, вчерашние студенты, менеджеры от 21 до 25 лет. За последние два года средний возраст вырос до 27 лет. Верхний порог — 45 лет. Объясняем это тем, что происходит заметное подорожание составляющих тура. Соответственно, для студентов эта история иногда получается накладной. Теперь люди с более высоким достатком открыли для себя возможность путешествовать с нами и не отказывать себе в активном отдыхе. Однако отмечу, что мы работаем со всеми крупными вузами Новосибирска, чтобы оставаться молодой компанией с тем самым духом авантюризма. Сейчас запускаем в НГУЭУ пилотный проект «Стипендия MAX-BUS» для активных студентов с высокими творческими показателями. Финальные детали согласовываем, после зимней сессии все «полетит» как нужно. А значит, что для студентов и вчерашних выпускников по-прежнему останется возможность воспользоваться нашими услугами.
Сейчас целевая аудитория — молодые специалисты от 22 до 27 лет. То есть это люди, которые обладают достаточным жизненным опытом, у которых есть средства, чтобы потратить их на путешествия, здоровье и желание покататься и повеселиться.
Мы считаем, что MAX-BUS — самое активное горнолыжное комьюнити в стране, суммарное количество подписчиков в социальных сетях превышает 150 000 человек. Также это комьюнити с активной жизненной позицией. Команда регулярно участвует в помощи приютам для животных, волонтерит в социальных проектах, спонсирует и помогает в организации значимых студенческих инициатив. Кстати, о неожиданном эффекте нашей деятельности: за 15 лет мы познакомили десятки тысяч туристов, по итогу сотни пар поженились и родили детей. Буквально пять лет назад появились настойчивые просьбы о создании семейных туров. В прошлом году мы запустили пилотный проект Family Bus, в результате случился полный солдаут. Можно сказать, что здесь мы закрыли потребности и попали в рынок. Друзья и коллеги шутят, что мы выполняем программу президента по рождаемости или выступаем в роли ведущих программы «Давай поженимся».
А как вы отслеживаете настроение тех, кто уже побывал в вашем туре? На сайте компании нет вкладки «Отзывы».
— Для каждого тура у нас создается отдельный чат. Соответственно, на каждое путешествие есть форма обратной связи, где гости оставляют отзывы и делятся впечатлениями. Чаще всего комментарии приходят позже. Случается, что отзывы присылают мне напрямую, например, «Макс, привет! Мы снова на горе. Женимся. Спасибо, что познакомили». Мы сохраняем такие истории, пересылаем сообщения в чат команды для поднятия командного духа. Если «прилетают» жалобы, естественно, отрабатываем. В 99% случаев это не системные ошибки, а сбои в нюансах реализации.
У нас на сайте нет вкладки с ценами туров и отзывами, потому что у нас существует некий фейсконтроль. Мы просим людей, которые хотят купить путевки, прислать нам ссылки на их социальные сети. Соответственно, есть паттерны, по которым мы отказываем в продаже. Мы стараемся соблюдать собственные правила безопасности. Ведь не всем гостям понравится ехать в одном автобусе с маргиналами.
С закрытием границ россияне переключились на внутренний туризм. Как вы думаете, этот фактор помог вам вырасти?
— Сначала была пандемия коронавируса, затем закрытие границ — все эти ситуации не добавляют радости. Я бы не сказал, что мы ощущаем значительный рост, но он есть. Если границы откроют, то, думаю, показатели не сильно уменьшатся. Дело в том, что мы не даем тот продукт, который уже существует на базовом рынке. Мы просто отдельная история путешествий — в этом и сложность, и преимущество.
Но все же стремитесь занять большую нишу на рынке туризма или не видите в этом надобности?
— Уже много лет мы планируем расширение по городам. Придумывали и франшизную историю, и развитие собственных филиалов. Глупо обвинять обстоятельства, однако было объективно тяжело в пандемию коронавируса. Закрытие аэропортов в регионах тоже изменило наши планы. Все же мы определились со списком регионов, в которые будем заходить с июня 2024 г. Сначала планируем расширение по Сибирскому федеральному округу, далее — по восточной части России. Это планомерное решение, все уже давно подсчитано, а главное — есть понимание, как это осуществить. Наши сотрудники из этих регионов уже ведут подготовительные действия. На вопрос, есть ли у нас амбиции для расширения бизнеса по регионам, — ответ: «Да, безусловно».
Прогнозы на будущее оптимистичны?
— Я не соглашусь с прогнозами — не побоюсь этого слова — нытиков, о том, что все становится только хуже и дорожает. Все это нужно оценивать в едином уравнении. У меня после знака равно вышло: «Все будет круто». Мы продолжаем наращивать темпы и объемы. Как я и говорил, занимаемся расширением географии туров, строительством собственных объектов, ведем переговоры о долевом участии в некоторых гостиничных комплексах. Одновременно разрабатываем несколько проектов на Алтае и в Шерегеше.
Елизавета Михайлова