«Не игнорируйте ошибки других предпринимателей». Советы эксперта для бьюти-индустрии
Какие подводные камни таит в себе косметологический бизнес? Что нужно учитывать, чтобы избежать лишних трат и репутационного ущерба?
Руководитель отдела лицензирования ГК Umbrella Group Анастасия Ломакина
— Косметологические услуги очень популярны среди современных потребителей, ведь тренд на красоту и молодость никогда не перестает быть актуальным. Из-за высокого спроса разнообразие услуг в этом направлении неуклонно растет. Но, к сожалению, некоторые предприниматели в погоне за прибылью и быстрой окупаемостью игнорируют необходимость найма медицинских сотрудников, оформления документации и получения лицензии.
Такое халатное поведение приводит к штрафам и нанесению вреда здоровью людей. В ответ на эту предпринимательскую небрежность активно развивается потребительский экстремизм — люди рассказывают о нарушениях законодательства в разных открытых источниках и соцсетях. Хотя это поведение имеет свои негативные стороны, такие «тролли» играют роль санитаров предпринимательского поля.
Расскажем на примерах, которые встретились в нашей практике в 2023 г.:
1. Отсутствие медицинской лицензии. Косметологические услуги, так же, как и услуги массажа или чистки лица, относятся к медицинским, а не бытовым. Поэтому, когда клиент обращается к специалисту, он имеет право получить информацию о медработнике, его образовании, лицензии и сертификатах, полученных организацией.
Если у специалиста отсутствует должное образование — это может повлечь уголовную ответственность. Этот факт подтверждается судебной практикой, в том числе рядом уголовных дел, возбужденных после оказания медуслуг без соответствующего разрешения уже в 2024 г.
2. Отсутствие ИДС (информированного добровольного согласия) — главного инструмента в борьбе с необоснованными жалобами от пациентов. Корректно составленное ИДС содержит информацию о процедуре, возможных последствиях, а также согласие на фотофиксацию в разных осях, информацию о графике приема и правилах внепланового приема, а также фиксацию заданных пациентом вопросов. Если ИДС не содержит информацию о характере и объеме обследования, лечения, операций и т. д., то он не может считаться информированным добровольным согласием пациента на медицинское вмешательство, что может привести к претензиям со стороны пациентов.
3. Отсутствие ППК (программы производственного контроля) — комплекса мер, которые организация должна принимать для поддержания гигиенического состояния. Если такая программа отсутствует, то это может привести к серьезным систематическим нарушениям со стороны сотрудников и к наказанию со стороны Роспотребнадзора. Хоть многие клиенты не знают об этом документе и не заинтересованы в его наличии, если они подадут жалобу в Роспотребнадзор, то государственные органы проведут внеплановую проверку наличия этой программы.
Каждая компания стремится к получению прибыли, но «гонка за цифрами» без должной подготовки может привести к множеству жалоб, плохой репутации и в итоге к еще большим финансовым потерям на устранение ошибок, урегулирование претензий и уплату штрафов. Исходя из нашего многолетнего опыта можем с уверенностью сказать, что предупрежден — значит, вооружен. Не игнорируйте ошибки других предпринимателей, учитывайте их в своей бизнес-системе и стройте свое дело уже с самого начала в соответствии с законодательством.