Виктор Толоконский: Главный субъект развития — человек. Он должен жить в комфортной среде
Крупный бизнес, депутаты, бывшие и действующие чиновники поделились мнениями о том, как поменять стратегию развития Новосибирска, чтобы в нем стало лучше жить и простым горожанам, и предпринимателям.
Хедлайнером круглого стола (в рамках встречи объединения VIP-Club), за которым собрались крупные деятели бизнеса и власти Новосибирска, стал политик и общественный деятель, эксперт в сфере государственного и муниципального управления, председатель совета директоров «Новосибирск Экспоцентр» Виктор Толоконский. Он представил большую, человекоцентричную, стратегию развития Новосибирска.
Виктор Толоконский:
«Я решил тезисно обозначить основные пункты гармоничного развития города, с моей точки зрения.
Первое: качество муниципального управления, несмотря на серьезную ограниченность полномочий муниципальной власти, во многом определяет эффективность социально-экономического развития территории. Без муниципального качественного управления нельзя.
Второе: Новая модель выборов мэра Новосибирска качественно обновляет, усиливает и укрепляет роль и ответственность Совета депутатов, превращая его, впервые в современной истории, в главный объект принятия решений по развитию и управлению городом. Это надо осознавать, причем не только на этапе голосования за мэра — это будет постоянная функция — городской совет должен взять на себя основные функции по выработке и принятию решений.
Третье: состояние города, настроение граждан требуют кардинального обновления подходов и принципов управления городским хозяйством, средой жизнедеятельности Новосибирска. Невозможно сейчас новому человеку прийти и эволюционно продолжить реализовывать задачи, стоящие перед городом, просто в категориях «усилить» и «углубить» — нужно обновление понимания ситуации, подходов и даже технологий принятия решений.
Четкое видение стратегии развития города во многом определяет эффективность антикризисных действий и решений, а также позволяет мотивировать граждан к активному развитию и росту — они должны понимать, каким город будет через 10-20 и более лет. Это определяет качество управления и принимаемых решений. Если сегодня эта картина абстрактна, то решение каждодневных задач будет терять эффективность. При этом надо понимать, что главный субъект развития — это гражданин.
Главное направление — это рост населения и повышение качества человеческого капитала, которое характеризуется уровнем образования, состоянием экологии и здоровья граждан, реальными доходами населения, культурой и возможностями творческой деятельности, качеством развития транспортной инфраструктуры, качеством содержания и благоустройства города, креативностью общественных пространств, уровнем безопасности людей.
У Новосибирска накопились проблемы с упорядочением границ его территории и пониманием, каким город будет с точки зрения численности населения. Считаю, что границы города нуждаются в уточнении. Также, на мой взгляд, необходимы жесткие ограничения объемов нового жилищного строительства на таких территориях, как, например, Краснообск, ОбьГЭС, это территории для инфраструктурного развития Новосибирска.
Очень сложные стоят задачи по росту населения: чем крупнее город, тем более заметны для него негативные демографические факторы — здесь естественная убыль населения в абсолютном выражении выглядит более чем серьезно.
Новосибирск — привлекательный город для правильно организованных миграционных процессов, поэтому я сторонник того, чтобы прикладывать все усилия к преодолению тенденции естественной убыли и перехода к естественному росту населения за счет его омоложения и грамотной миграционной политики, которая была бы ориентирована на молодое поколение, на студентов.
Важно ориентироваться в перспективе на численность населения в два миллиона, что позволит укрепить позицию самого крупного муниципального образования и, может быть, получить большие преференции: это красивая задача, которая поможет мобилизовать ресурсы и федерального, и областного, и муниципального уровней.
Также главный раздел любой стратегии — это приоритеты развития производительных сил. Здесь первыми я выделяю науку, наукоемкие производства, образование, инновации, культуру. Второе: Новосибирск — крупный промышленно логистический центр, город, обеспечивающий масштабный транзит капитала, товаров и услуг. На территории города формируется существенная добавленная стоимость производства товаров массового спроса.
Считаю, что в стратегическом плане должно быть намечено создание новых промышленно-логистических центров по периметру города и современных многопрофильных индустриальных парков на территории крупных промышленных предприятий. При этом направления должны быть взаимосвязаны. Должны быть простые производства, должен быть прагматичный простой подход, чтобы каждый гражданин мог себя реализовать и принести максимальную пользу городу, сделать отчисления в бюджет.
Третье направление — это Новосибирск как центр управления: выгодное географическое положение, крупные транспортные коммуникации, большой современный аэропорт, удобный часовой пояс позволяют сконцентрировать здесь центры управления государственными и бизнес-функциями. Здесь нужно создавать центры управления экономическими, культурными и гуманитарными связями со странами Центральной и Юго-восточной Азии, Китаем и Индией — Новосибирск должен рассматриваться как столичный центр в азиатской части России.
Новосибирск должен быть комфортным, привлекательным местом для жизни, для формирования человеческого капитала — нельзя решать никакую экономическую или научно-технологическую задачу без комфортной среды жизнедеятельности. Главный субъект развития — человек. Он должен жить в комфортной среде, этому нужно уделять стратегическое внимание — а это уже совершенно другой взгляд на жилье, на благоустройство и содержание территорий, на транспортный каркас.
Еще один важный момент, который мы обычно из стратегии упускаем, — это подготовка управленческих кадров для организации генерального планирования развития города и обеспечения эффективного функционирования городского хозяйства. Таких специалистов у нас мало, а это внутренний стержень города. Новосибирску нужны управленцы, способные применять лучшие мировые практики развития крупных городов.
Другой важный момент: основа реализации стратегического плана развития Новосибирска — это принятие Закона Новосибирской области об особом статусе города Новосибирска. Новосибирск не должен регулироваться законом, которым регулируется деятельность городов с 20-30 тысячами населения. Это влияет на эффективность власти.
Этот закон может регулировать изменение границ Новосибирска и порядок присоединения к нему других муниципальных образований и территорий, передачу дополнительных полномочий и функций города по договору субъектов Федерации, установление повышенных нормативов зачисления налоговых платежей в бюджет города. Я бы подумал о зачислении в бюджет города части налога на прибыль предприятий, чтобы была высокая мотивация к развитию экономики и бизнеса.
У меня также есть план антикризисных действий по повышению качества управления городским хозяйством Новосибирска. Требуются изменения в подходе к формированию бюджета, иначе его не хватит на решение всех обозначенных задач. Конечно, в этот антикризисный план входит изменение подхода к содержанию и уборке города. На мой взгляд, эта задача — вполне решаемая, не требующая никаких «революций». Первое, что нужно решить: не должно быть бесхозной земли — распределить землю и закрепить ее за разными хозяйствами, чтобы были ответственные за ее уборку.
Необходимо закупить столько техники, сколько нужно по технологии для уборки большого города. Это не сложная задача, она не требует больших бюджетов. Это должна быть преимущественно ночная работа, должны быть другие правила парковки транспорта. Очень много очевидных рецептов. Нужно просто изменить подходы.
Проблема организации дорожного движения тоже решаема. Должно быть ограничение движения грузового транспорта на основных магистралях. Потому что они создают заторы. Не будет бизнеса и хорошей экономики в городе, если нельзя доехать от аэропорта за 20 минут до Новосибирска, и за 40 минут — до Академгородка. Современная автомагистраль — это изолированные полосы, без светофоров, без соприкосновения с пешеходами.
Кроме того, я бы ограничил строительство на свободных территориях. Нужно заканчивать с точечной застройкой, надо реновировать город — сначала смотреть на освоенные территории и вырабатывать технологию сноса и нового строительства. Нужно намечать серьезную реновацию вплоть до сноса хрущевок, которые все свои сроки уже пережили.
Развитие муниципально-частного партнерства и привлечение частных инвестиций в ремонт и реконструкцию объектов муниципальной собственности — масштабных правил здесь нет, а между тем — это хороший выход для города, потому что никогда никакой бюджет не сможет обеспечить хорошее состояние зданий и сооружений в огромном городе.
Строительство школ: переполненная школа сегодня — это торможение в развитии города на десятилетия. Мы подрываем желание детей учиться. Мотивация к учебе и к работе формируется в социуме, и она не может сформироваться только стандартными процедурами — человек должен в этом социуме жить, заниматься в своей школе, помимо уроков, спортом, ходить в кружки, и в классе должно быть не 40, а 15 человек.
Конечно, в повестке должно быть обновление кадрового состава и личной мотивации муниципальных служащих на всех уровнях, и главное — поддержка и развитие местного самоуправления. Надо понимать, что все это — наша общая ответственность. Нерешаемых задач нет. Кто, если не мы?»
После выступления Виктора Толоконского мнением относительно того, куда следует двигаться Новосибирску, и чего ему недостает, поделился бизнес.
По мнению учредителя завода «Алсиб», руководителя НРО Общества «Царьград», сопредседателя правления Новосибирского отделения ВРНС, зампреда комиссии по культуре Общественной палаты Новосибирской области Евгения Цыбизова, городу нужна идеология:
«Идеология устремляет нас в будущее. Город должен быть интересен, но идеология не существует в пустом пространстве. Если мы не знаем свою историю, если мы твердо не стоим ногами на той культуре, которую на протяжении десятилетий создавали наши предки, то это большой ущерб, и мы вряд ли сможем построить что-то хорошее. Новосибирск интересен своей инновационностью, поскольку у него есть наука, и это всегда устремляет вперед. Нам нужно твердое основание, которое относится к нашей культуре. Новосибирск должен быть интересен, должен иметь хорошее направление и объединять нас всех — бизнес, общественников, любые другие структуры — вокруг главной идеи, которую мы должны сформулировать».
Владелец TS Group Александр Бойко обратил внимание на другую важную проблему Новосибирска — отток человеческого капитала:
«Сегодня я вижу в Новосибирске одну колоссальную проблему: здесь стало практически невозможно вырасти в крупный бизнес. Я считаю, для такого большого города это — трагедия. Ведь когда какой-то бизнес подрастает, его либо «съедают», либо он уходит туда, где он может раствориться: в лучшем случае это Москва или Санкт-Петербург, в худшем — Дубаи, Тель-Авив, Нью-Йорк. И это очень плохой случай убыли населения — неестественной убыли. Они ведь уезжают отсюда не пустые, они уезжают с капиталом, с идеями, с детьми — это колоссальные потери. Необходимо создать качественную среду обитания здесь, чтобы в Новосибирске было интересно всем, а не только мигрантам, которые у нас здесь восполняют эту убыль, ведь качество ресурсов — несопоставимо: уезжает элита, а приезжают гастарбайтеры. В этом и состоит большая трагедия этого города. Нужно повернуться лицом к бизнесу, а не пытаться его в чем-то ущемить».
Президент ассоциации «СибАкадемСофт» Ирина Травина согласилась с тем, что сохранение и поддержка человеческого капитала — основная задача:
«Мне кажется, городу действительно не хватает стратегического видения — куда, зачем и как идти. Но это не документ мэрии, это документ города, этим должен заниматься совет депутатов, а мэрия — исполнять. Я тоже считаю, что город недостаточно работает над привлечением бизнеса. Я всегда привожу в пример мэра Кольцова Николая Красникова: он все сделал для того, чтобы проект СКИФ «приземлился» в его муниципалитете, а это 50 млрд руб. федеральных денег. Новосибирск же ничего не сделал для того, чтобы этот проект перешел на территорию города. Получается, город вообще не заинтересован в приземлении у себя новых крупных проектов, новых бизнесов. Возможно, это из-за того, что не хватает площади… Также я хочу сделать акцент на человеческом капитале. Когда речь идет об удержании человеческого капитала, мы очень много теряем, потому что ничего для этого не делаем. А привлечение качественного чужого человеческого капитала — задача очень сложная. Нам его не хватает, и мы не стали точкой притяжения. Поэтому, на мой взгляд, одна из стратегических задач — это стать центром притяжения и удержания человеческого капитала. Также хочу особо отметить Академгородок: это часть города Новосибирска, но так сложилось, что сейчас он не имеет собственных правил жизнедеятельности. А это важно для Академгородка, потому что это место, где вырастает, воспитывается и живет творческий человеческий капитал, который работает в науке и инновациях, и именно он двигает прогресс. В таких местах должны быть особые условия, в отличие от мегаполисов. Академгородок должен иметь обособленную главу в Стратегии развития, если город считает его своей частью. Здесь нужны особые правила землепользования и застройки, нужны другие правила чтобы сохранить человеческий капитал, ведь если мы его не сохраним, — от этого потеряет не только город, но и страна».
Так как для сохранения человеческого капитала необходима максимально комфортная среда, то обсуждение коснулось еще двух огромных проблем Новосибирска: метро и экологии. Председатель научно-технического совета Ассоциации газовых хозяйств России «Сибдальвостокгаз», советник ГК «Техногаз» Дмитрий Лукашев в очередной раз представил свое видение развития метро и продемонстрировал свою схему идеальной сети новосибирского метрополитена, согласно которой, нить должна охватывать все труднодоступные наземным путем части города. В частности, Лукашев предлагает построить пять веток: поселок Пашино — Аэропорт Толмачево (красная), Затон — ОбьГЭС (синяя), Автовокзал-Главный — Толмачевское шоссе (фиолетовая), Нордмолл — Бердск (желтая) и Кольцевая (Зеленая).
Уже шесть лет я хожу по всем депутатам с этой схемой, и они говорят, что на это нет денег, хотя я думаю, что можно найти. Потому что это стратегически важная, с точки зрения транспортной доступности районов, схема. По моей схеме, метро идет до аэропорта Толмачево, до Бердска, до Пашино, то есть соединяет разные крайние точки города, выступая «скелетом», на котором можно закрепить генплан, — сказал Лукашев.
Что касается экологии, то отдельное большое выступление на круглом столе было посвящено проблеме пыли в Новосибирске. Основатель инжиниринговой компании «Гормашэкспорт» Андрей Степаненко представил доклад о причинах запыленности города и предложил решения.
Согласно исследованию Степаненко, источниками формирования пыли в городе выступают:
— Перенос грунта на городские улицы при выезде автотранспорта со строительных площадок и из частного сектора; с неорганизованных стихийных парковок, открытых участков грунта, не укрепленных газонов и т.д. А также перенос грунта на городские улицы паводковыми и дождевыми водами.
— Золы уноса ТЭЦ и котельных (большое количество пылевых выбросов видно глазом в морозные дни зимой в виде шлейфа, опускающегося на город);
— Посыпка автомобильных дорог в зимнее время низкокачественным песком с высоким содержанием глины.
— Деятельность предприятий, например, щебеночного карьера;
— Передвижение по городу не тентованного транспорта с насыпными грузами;
— Наличие складов открытого типа для хранения угля на ТЭЦ, балластных материалов.
— Ремонтные работы на дорогах;
— Интенсивный износ дорог и еще более быстрый износ после ямочного ремонта;
— Отсев от удаления старого дорожного полотна при экстренном ямочном ремонте;
— Нарушение технологии уборки города.
Среди предложений Андрей Степаненко озвучил необходимость перейти на управление дорожным хозяйством города как технологически сложным промышленным объектом. Для этого, по его мнению, необходимо утвердить единый, обязательный для всех служб регламент, приведя его в соответствие с нормативными документами 2020-2021 годов. Кроме того, важно сформировать службу главного технолога по содержанию городских дорог, а статус главного технолога определить не ниже начальника департамента.
Распоряжения главного технолога сделать обязательными для всех городских служб, и чтобы отменить его решение могли только мэр или вице-мэр, приняв личную ответственность. Главный технолог должен иметь право ограничений деятельности тех или иных предприятий, а также возбуждения проверок, считает Степаненко.
Присутствовавшие на встрече депутаты Горсовета Игорь Кудин и Андрей Гудовский, на плечи которых в том числе теперь ложится выбор мэра, пообещали учесть все замечания бизнеса и власти и рассматривать кандидатов с точки зрения способности эффективно включиться в решение обозначенных проблем и задач.
Фото предоставлены объединением VIP-Club. Автор: Николай Мелонов.