Константин Селезнев, «Школа 21»: Люди здесь не для «галочки»
Спрос на IT-специальности в стране растет так же, как и конкуренция айтишников за место. Что принес образовательный проект от Сбера научному Новосибирску, и почему сеньоры сегодня на вес золота?
По словам директора кампуса «Школы 21» Константина Селезнева, сфера информационных технологий переживает изменения. Сегодняшний рынок вынужден искать новые решения поставленных задач.
«Деловой квартал» узнал, к чему приведет цифровая трансформация страны, на каком уровне находится подготовка молодых айтишников, и почему софт скиллы — это больше про необходимость, чем косвенный навык.
Как вы оказались в проекте «Школа 21»? Вас пригласили руководить или вы были одним из инициаторов создания?
— Мой путь руководителя кампуса начался еще задолго до официального трудоустройства. По образованию я финансист, работал дилером ценных бумаг. И так получилось, что жизнь сначала завела меня во внешний аудит, а потом и во внутренний. Здесь я учился командной работе, наблюдал за системами управления. В какой-то момент меня привлекла сфера IT. И вот я уже шесть лет занимаюсь развитием либо отдельных проектов, либо компаний на уровне руководства и разработки стратегии.
Если говорить о «Школе 21», то узнал о ней от приятеля, который уже имел отношение к проекту. Увидел вакансию и сразу же откликнулся. Думаю, меня выбрали по совокупности факторов: опыт и знание отрасли и региона. Я всю жизнь провел в Новосибирске, поэтому прекрасно понимал, как устроен рынок IT, образование, и на каком уровне оно подается — ведь у меня хорошие связи с вузами, сам преподаю в НГУ и НГУЭУ, можно сказать, в рамках хобби.
Автор фото: Алексей Гриценко
Как можете оценить уровень образования в Новосибирске, подводя к теме наличия дополнительного и бесплатного образования «Школы 21»? Каков рынок IT сейчас?
— С уверенностью можно сказать, что потенциал и качество подготовки кадров — на высоте. Поэтому задача привлечения крупных компаний и работодателей остается главной для нашего региона. «Школа 21» — это не только образовательная история, но и почва для самореализации. Чем больше в Новосибирске людей, которые в силах создавать подобные проекты, тем более привлекательной для крупных компаний становится IT-среда нашего города. В этом смысле «Школа 21» тоже помогает региону наполнять рынок специалистами.
Эксперты говорят, сегодня на рынке дефицит сеньоров. Готовите ли вы такие кадры?
— IT-системы и продукты усложняются, а значит, вызовов для IT становится больше. Спрос на IT как на производственный цех — велик.
Как правило, джуны, в силу своих возможностей, не могут заниматься созданием сложных систем самостоятельно. Именно эти специалисты нуждаются в большем наставничестве и руководстве. Мы понимаем, что основную силу цеха должны занимать мидлы, то есть те сотрудники, которые способны без помощи решить проблему или предоставить план действий по устранению ошибок в системе. На фоне того, что у всех компаний виден огромный потенциал к росту, а также спрос с самого рынка, их производственный цех порождает большой спрос на сотрудников среднего уровня. Можно привести статистику из четвертого квартала прошлого года: есть такой индекс, который отражает количество резюме на одну вакансию. В среднем по IT эта цифра достигла отметки в 7,5 у мидлов и 12-15 — у джунов. То есть конкуренция в сегменте стажеров за попадание на рынок очень высокая. И вот мы имеем такой рынок, на котором существует множество нерешенных задач, конкуренция джунов и недостаток мидлов и сеньоров, а также дисбаланс между спросом и предложением. То есть если рассмотреть структуру активных вакансий, — 80% занимают сеньоры (30%) и мидлы (50%), которых мы преимущественно готовим.
Почему вы не остановились только на офлайне? Это связано с пандемией Covid-19?
— Основное обучение в «Школе 21» у нас проводится в смешанном формате. Участники могут приходить в кампус школы не каждый день, часть работы над проектами выполняют в онлайн-формате, потому что многие официально трудоустроены и не имеют возможности проводить много времени в стенах школы. Однако обучение полностью в онлайн-формате также невозможно, поскольку не позволяет прочувствовать всю атмосферу, которая царит в кампусе школы, и методику «равный равному».
Вся ответственность за обучение у нас целиком возложена на участников— мы предоставляем все возможности для самореализации. Да, мы выдаем сертификаты об окончании обучения, однако наши люди здесь не для «галочки». Участники здесь в первую очередь для себя и своего будущего. В чем мы их и поддерживаем.
Причина развития бесплатного и доступного образования IT в России — это нехватка айтишников? Задача — готовить кадры любой ценой?
— У нас действительно бесплатная школа программирования, нет никакой обязанности отработки обучения в школе или еще где-то. Конечно, реагируем на спрос и ставим перед собой задачу цифровой трансформации страны, однако мы также предоставляем людям возможность найти любимую работу. Совмещаем приятное с полезным. Параллельно развиваем околоайтишные специальности: тестирование, управление проектами. С другой стороны, мы реализуем и коммерческие проекты для бизнеса, например, обучение руководителей. В 2023 г. у нас прошли обучение сотрудники Министерства цифровизации и связи Новосибирской области во главе с его руководителем Сергеем Цукарем. Также участвуем в государственных программах, взаимодействуем с вузами.
Автор фото: Алексей Гриценко
Вы уже упомянули, что в кампусе есть требования к посещению пространства. Можно ли назвать «Школу 21» неким клубом по интересам со своей экосистемой и даже законами? Чему школа учит, кроме разработки?
— Поскольку школа бесплатная, никакой ответственности за отчисление не предусмотрено. Конечно, нам важно отобрать людей, которые точно знают, чего хотят. Поэтому у нас жесткий отбор — 26-дневный интенсив, где участники очно выполняют групповые и индивидуальные задания по программированию. Треть людей, например, не доходит до конца обучения, так как понимают, что это не их сфера деятельности.
Конечно, существуют и правила посещения, соблюдение правил — неотъемлемая часть игры. Дисциплина способствует поддержанию атмосферы в кампусе и безопасной среды, где можно и развиваться технически, и общаться с единомышленниками, и заниматься творчеством. Если о последнем, то у нас существует 15 клубов по интересам: настольные игры, чайные церемонии, музыкальное творчество и так далее. Все это мы приветствуем.
Прокачка софт скиллов также важна и для технических специальностей?
— Крайне важна. Твои крутые хард скиллы могут остаться незамеченными для других, если не подключить софты. Наши партнеры говорят: «Здорово, что вы проводите такой серьезный отбор. Сейчас мы получили трудолюбивых, энергичных, общительных людей, которым можно четко донести задачу. Даже если навыки разработки будут на минимальном уровне — всему научим».
Мир меняется, а вместе с ним и технологии. Важно грамотно распределять время, дисциплинировать себя к получению результата, грамотно вести переговоры. Действительно, у нас на интенсиве люди организуются в группы рандомно. Участником обучения может стать каждый —от 18 лет и старше. Например, у нас есть один 52-летний участник. Конечно, сложность в общении у таких людей присутствует. Хотя в этом и ценность.
Если технарь знает, как писать коды, строить алгоритмы, то гуманитарии могут посмотреть на задачу целостно, дать нестандартный ответ. При разнообразии взглядов рождается магия, когда люди начинают понимать друг друга и вместе достигать результата.
«Одна голова хорошо, а две — лучше» — так решаются задачи?
— Даже три. Мы всегда говорим: «Не знаешь ответ — спроси соседа». Здесь нет менторов, лекций или оценок. Участники сами решают вопросы. В этом и заключается реализация принципа peer-to-peer («равный равному»). Это сложно, однако очень полезно.
Автор фото: Алексей Гриценко
Как правило, наставник может отследить эмоциональное состояние и помочь выстроить некую стратегию для решения задачи. Однако, как вы уже сказали, таких людей в школе нет. Чувствуют ли себя люди в «своей тарелке», находясь в кампусе?
— Мы не занимаемся этим целенаправленно и не пытаемся поместить участников под «колпак». У нас все люди разделены на группы, как факультеты в Хогвартсе. К каждой такой группе прикреплен комьюнити-менеджер, чтобы обсудить вопросы, просто поговорить или получить отзывы. Собрав все мнения, обсуждаем вместе с командой, что нужно изменить или улучшить.
Также устраиваем встречу под названием «Исповедь», когда людям становится тяжело. Приглашаем прошлых участников интенсива, где они делятся собственным опытом, пережитыми эмоциями. Так участники понимают, что они не одиноки в своих трудностях.
Сколько времени нужно, чтобы пройти полное обучение?
— Все обучение, включая прохождение интенсива и основной группы, занимает примерно 13-15 месяцев. Однако все также зависит от степени мотивации и дедлайнов. Были ситуации, когда люди еще не завершили основное обучение, а их уже приняли на работу — таких участников более 200. Могу уверенно сказать, что за этот период можно с легкостью найти работу с прекрасными условиями труда.
Елизавета Михайлова