Михаил Легченко, F.Doc: «Наши главные конкуренты — пачка бумаги и привычка»

Михаил Легченко, F.Doc: «Наши главные конкуренты — пачка бумаги и привычка»
Иллюстрация: Предоставлено F.Doc

Потребность в безбумажном общении не только в бизнесе, но и в связке компания-клиент часто очевидна, но не изнутри. О культуре электронной коммуникации «ДК» поговорил с директором сервиса F.Doc.

Безбумажный офис — явление, с одной стороны, не новое, с другой — не всем пока привычное. Кажется, что сейчас большинство компаний, даже технологичных, еще работает в гибридном формате. Сколько времени нужно, чтобы сформировать «безбумажную культуру», нужно ли перестраивать сознание руководителей, как это делать, и действительно ли будущее — целиком за безбумажностью?

— Культура безбумажного обслуживания складывается из нескольких аспектов. Есть классический электронный документооборот между компаниями. Эта история развивается давно и уже стала нормой. Есть компании (часто — в ритейле), которые не готовы работать с контрагентами на бумаге в принципе. Потому что бумага — это логистические затраты, необходимость хранения и содержания архивов. Соответственно, когда крупные компании работают только в электронном виде, это стимулирует более мелких игроков, которые с ними взаимодействуют, включаться в этот формат. На рынке B2B это уже сложившаяся практика, и динамика прироста крупных игроков в этом сегменте составляет 30%.

Что касается отношений между компаниями и физлицами, то здесь все намного сложнее. Есть рынки агрегаторов услуг, e-com и подобные сферы, где между двумя сторонами при каждом контакте происходит заключение договора, хоть и условного. Он заключается с помощью объявления оферты, а присоединение к оферте происходит путем оплаты. В целом, с ростом e-com и маркетплейсов, это становится нормой, и при совершении покупки мы даже не понимаем, что, по сути, заключаем электронный договор. Или, например, финансовые услуги: любой перевод — это тоже некий договор.

Сфера недвижимости тоже активно прирастает игроками, которые заключают договоры с клиентами без лишней бумаги. Например, в прошлом году среди сделок на покупку квартир в Москве было 88% электронных регистраций. В Новосибирске — 81%. Но это оформление финальной сделки купли-продажи. При этом есть нюансы, когда агент, например, заключает договор об эксклюзивном праве представления квартиры, договор аренды и много других сопутствующих соглашений, и раньше никто не рассматривал возможность делать это все в электронном формате, а сейчас это одна из самых «живых» сфер с точки зрения цифровизации. Сейчас примерно 15% агентств недвижимости в стране активно переходит к цифровизации сопутствующих сделке документов.

Но в целом проникновение электронного документооборота в B2C сферу — очень низкое. Мы развиваемся как раз по этому вектору, пытаемся помочь людям осознать потребность в безбумажной коммуникации именно с клиентами-физлицами. Например, в сфере туризма эта необходимость обозначена вполне четко: как правило, заключая договор с туроператором, клиент его распечатывает, подписывает, сканирует и отправляет файл через мессенджер, получатель так же должен его распечатать, подписать, тоже отсканировать и отправить обратно. То есть потребность в цифровизации документооборота в B2C очевидна. Но нет решения. Таким образом, мы видим, что, в зависимости от сфер бизнеса, потребность либо осознана и сформулирована, либо пока не осознаваема, и наша задача — помочь ее осознать и в итоге закрыть.

Почему, даже если потребность очевидна, люди не отказываются от бумаги — непонятна схема/сложно/дорого/стереотипы?

— Да, за год нашего активного исследования рынка электронных отношений в B2C одной из проблем стала борьба со стереотипами. Директор компании может не суметь донести до своих сотрудников идею отказа от бумаги и мотивировать это должным образом, даже если он сам оценил эту возможность и рассматривает вариант перехода на безбумажные отношения с клиентами. Потому что нужно объяснять ценность и актуальность этого инструмента, объяснять реальную пользу. Это одна из причин.

Еще одна: если говорить о небольшом бизнесе, то там в фокусе — другие текущие проблемы, им всегда есть, что оптимизировать, помимо документооборота. Однако, чем больше они сталкиваются с такими примерами, тем явственнее их потребность в переходе на безбумажные отношения с контрагентами и клиентами.

Например, я не раз слышал, что люди, воспользовавшись как физлицо подобным сервисом, задумываются об использовании его в своем бизнесе. Я знаю такие примеры из медицины, из туризма. Безусловно, проникновение безбумажных отношений в бизнес будет увеличиваться, но не так быстро, как хотелось бы.

Для каких сфер это наиболее актуально, а кому пока проще работать на бумаге?

— Есть очень много сфер, для которых это актуально. Например, гостиницы. Часто при заселении гость сталкивается с очередями из-за того, что есть правила выезда и заезда в определенное время. Кроме того, нужно отдать паспорт для сканирования, потому что законодательство обязывает гостиницы фиксировать информацию в определенной системе. Затем гость должен подписать документы, дав согласие на обработку персональных данных, получить распечатку с условиями проживания. На все это уходит около  8 минут. То есть рутина выливается в трату лишнего времени и бумаги, а все это можно оптимизировать, переведя в электронный формат.

Еще один пример: интернет-провайдеры. Когда вы хотите подключить интернет, к вам выезжает мастер, вы на месте подписываете договор, который заполняется в процессе — номер роутера, паспортные данные и пр. А у этого мастера множество заказов на один день — значит, он должен возить с собой эти бланки, потом куда-то отдавать, они должны где-то храниться, и получается, что логистика одного документа — неоправданно длинная. А если человек потерял этот документ? Это еще и серьезные риски для компании. Чтобы их избежать и оптимизировать логистику, можно весь процесс перевести в электронный вид.

Очень многим сферам это необходимо, и даже у тех, кто такую потребность не осознает, могут возникать неожиданные сценарии, способные повлиять на решение руководителя компании перейти к безбумажным отношениям с партнерами или клиентами.

Есть ли у вас статистика по отраслям какие активнее всего переходят на безбумажность, а какие менее активно?

— Если говорить о нашем бизнесе, то сейчас у нас по всем регионам присутствия подключено более1800 агентств недвижимости, более 500 туристических агентств, есть производственники и другие бизнесы. В Новосибирске нашим сервисом пользуется примерно 260 компаний — неплохо откликаются производства и сфера DIY. Есть автобизнес — по количеству компаний цифра небольшая, но мы сфокусировались на крупных сетях, например, один из наших клиентов — Fit Service. Есть еще много подсегментов и интересных штучных кейсов. Но сейчас мы строим сценарии для привлечения новых сегментов.

А кого трудно «раскачать»?

— Нам очень сложно заходить в фитнес-центры. Возможно, мы не можем дойти до правильного лица, принимающего решение. Там тоже много бумаги в отношениях с клиентами, но почему-то этот сегмент все равно откликается слабо. Может быть, нужно больше заниматься адресным маркетингом. Также нам непросто с небольшим бизнесом, который, вероятно, не задумывается о рисках, хотя и понимает, что это актуально.

А если посмотреть по отраслям от региона к региону картина меняется?

— Если посмотреть на распространение бизнеса по стране, то больше 60% компаний сосредоточено в часовом поясе Москвы, еще какое-то количество — на Урале, в Сибири. На Дальнем Востоке — меньше всего. Плотность бизнеса, безусловно, влияет на то, с какой скоростью распространяется тенденция к безбумажности. Если компаний больше, то больше и взаимодействий между ними — так возникает необходимость подключаться к этой возможности, и продукт распространяется быстрее. В некоторых регионах ввиду удаленности населенных пунктов друг от друга — сложнее. От плотности населения тоже зависит: если она ниже, то и цифровизация ниже.

Если говорить о рисках, то самое большое опасение у бизнеса и его клиентов скорее всего кибербезопасность. Как вы защищаете информацию? И, если о глобальном как повлияет на безбумажные отношения изоляция рунета?

— Начну с конца. В случае изоляции он ведь останется рунетом внутри страны, и на наших клиентах это никак не отразится, так как у нас все локализовано в России. Если говорить о защите, то очевидно, что для таких компаний, как мы, безопасность — это приоритетная задача. У нас есть собственный центр обработки данных и продвинутый подход к защите, мы регулярно проводим тесты на проникновение с привлечением внешних компаний, которые ищут наши уязвимости и дают рекомендации по защите. Мы постоянно развиваем способы защиты от DDoS-атак, потому что это самая актуальная проблема для тех, кто работает в онлайне.

К тому же, сейчас мы начали активно работать с медициной, а этот рынок — очень жесткий с точки зрения защиты персональных данных, поэтому мы привлекли компании, которые помогают нам сертифицировать центр обработки данных для работы с этим сегментом. Для нас защита — первоочередная задача, и мы очень много ресурсов задействуем для ее решения.

Как правило, компании вашего сегмента стремятся стать не просто площадкой для документооборота, но экосистемой, выступающей как бизнес-помощник. Какими функциями нужно дополнить свою деятельность, чтобы стать экосистемой?

— Если говорить о нас, то MVP нашего продукта было простое подписание документа. По мере подключения к нам разных сегментов бизнеса возникали новые сценарии и новые потребности. Например, с гостиницами нужно не просто подписать документ, но еще сделать фото паспорта. В сфере недвижимости есть интересные кейсы, когда заключается предварительный договор купли-продажи вторичного жилья, а в квартире прописано несколько человек, живущих в разных городах — агенты по сделке зачастую вынуждены привлекать коллег в этих городах, чтобы организовать логистику необходимых документов, либо все участники сделки должны приехать в один город, а это очень затратно. 

На такой случай мы сделали сервис для селфи с проверкой подлинности паспорта и соответствия фотографий. По мере того, как появлялись новые сценарии сделок, мы пришли к пониманию, что мы делаем не просто сервис подписания документов, а создаем полноценную инфраструктуру сделки, когда можно не только обмениваться документами и подписывать их, но и верифицировать, дозапрашивать и дозаполнять необходимые документы.

В дальнейшем это может развиться в инструмент апсейла — когда компании необходимо дополнить сделку какими-то опциями. Это также возможность для компании преодолеть барьеры по использованию платформы безбумажного офиса среди сотрудников. Мы позиционируем свою разработку как комплексный продукт по заключению сделки компании с клиентом.

Это скорее речь об опциях, а дополнительная помощь возможна? Например, юридическая, бухгалтерская.

— В случае споров мы можем выступить третьей стороной, дать компании заключение технологической комиссии, подтвердить определенные действия — это усилит позицию компании в случае споров. Сейчас мы прорабатываем шаблоны, готовим пакеты типовых документов под разные бизнесы и хотим создать комьюнити для обмена договорами. Это один из наших векторов развития.

Как вы оцениваете конкурентную среду в вашем сегменте сегодня?

— Каждая компания фокусируется на своей аудитории. Например, если говорить об ЭДО в широком смысле, то больше всего компаний работает на B2B, и там свой уровень конкуренции, но мы осознанно не хотим в этот рынок. Там много функционала, но это история про отношения между юрлицами. Мы же хотим развить также отношения юридических и физических лиц.

Также сейчас активно развивается кадровый документооборот — там высокая конкуренция, много крупных игроков, но для нас это тоже не фокусное направление, мы видим больше ценности в отношениях с конечным клиентом, в этом больше потенциала для дальнейшего развития.

На нашем рынке, B2C, работает порядка шести игроков. За прошлый год в России было открыто около миллиона новых бизнесов в разных сферах, и многим из них нужно выстраивать безбумажные отношения с клиентами. Это очень большой рынок, почти безграничный, поэтому клиентов хватит всем.

Компании, которые сегодня занимают какие-то ниши на нашем рынке, действуют по схожим сценариям, запускают электронное подписание документов и постепенно добавляют дополнительные опции, похожие в том числе на наши. Мы в конце прошлого года сделали ряд больших доработок. Сейчас, на мой взгляд, по функционалу наша компания стала лидером, и мы продолжаем наращивать свою долю.

Конечно, компаний становится все больше и больше. Часть крупных бизнесов пытаются и будут пытаться создавать свои решения схожего типа внутри компании. То есть среда развивается, причем быстро. Если смотреть глобально, на весь мир, то там тоже появляются новые решения, и все они плюс-минус имеют схожий вектор. Главный конкурент для нас сегодня, как мы шутим в компании, — это пачка бумаги и привычка ее использовать.

Сейчас в бизнесе модно быть экологичным — поможет ли этот тренд ускорить переход на безбумажный офис?

— Когда мы запускали сервис, то думали в том числе об этом тренде, переводили в «деревья» всю бумагу, которую использовали, и считали, сколько деревьев истребили. ESG в 2021-2022 годах была очень актуальной, но потом выпала из повестки. Скоро она начнет набирать обороты снова. Здесь важен такой момент: чем крупнее бизнес, тем чаще он «меряет деревьями» свои затраты бумаги.

Если вернуться к мировую рынку: сегодня считается, что банковская система и всевозможные сервисы доставки у России лучше, чем у остального мира. Есть ли в вашей сфере мировые ориентиры или и здесь тоже наши компании особенно преуспели?

— Развитие таких сервисов в разных странах зависит от законодательства — где-то можно применять простые электронные подписи, где-то нужны токены. Причем есть страны, где законодательство позволяет использовать электронную подпись в конкретных сферах бизнеса. Есть страны, где в этом смысле очень либеральное законодательство, и можно реализовывать крутые сценарии. Решения интересные в мире есть, и Россия, наверное, не является здесь лидером. Но если смотреть на одного из мировых лидеров, то у него, пожалуй, все классно только в некоторых регионах, а есть и такие регионы, в которых он даже не представлен.

Как в целом вы оцениваете уровень цифровизации в нашей стране, чего бы хотелось увидеть в ближайшем будущем, что облегчило бы нам жизнь?

— Я считаю, цифровизация в нашей стране развивается очень динамично, и я бы здесь отдал должное нашим регуляторам в некоторых сферах — они дают хорошие возможности. Например, Госуслуги — классный инструмент. Думаю, цифровизация будет затрагивать все больше сфер — уже появились проекты цифрового рубля, цифрового паспорта. Думаю, что это будет развиваться, так как это реально облегчает нашу жизнь. Главное — чтобы уделялось больше внимания вопросу безопасности и защиты данных, так как иногда это пугает — давать столько информации о себе, понимать, что она консолидирована в какой-то базе данных, но непонятно, кто имеет к ней доступ, и кто и как ее будет использовать.

Но я для себя выработал позицию: ты не можешь сопротивляться цифровизации, если живешь в современном мире, в противном случае придется уйти в тайгу и жить в хижине, у тебя нет выбора: чтобы жить в этом мире комфортно, нужно использовать его передовые технологии. Важно еще то, что цифровизация помогает бизнесу повышать его эффективность. Поэтому все функции, которые можно автоматизировать, будут автоматизированы.

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.