«Зачем и дальше развивать сеть, если наш бизнес стал дойной коровой для мошенников»
«Восточный ветер» крепчает, а такой феномен, как аниме, продолжает набирать обороты и привлекать российскую публику. «Неплохой бизнес», — скажете вы. Но так ли все гладко?
Создатель бренда и сети NEKOCRAFT Алексей Фатеев поделился, что стал директором аниме-магазина по воле случая. В 2016 г. работал на предприятии инженером-программистом. На тот момент в Томске уже существовал магазин CRAFT, в котором продавались товары ручной работы. В какой-то момент Алексей увидел объявление о его продаже и подумал, что это шанс изменить жизнь, уйти с завода и начать собственное дело. Друзья одолжили денег, и уже в 2017 г. Фатеев стал счастливым обладателем точки в городе.
«Деловой квартал» поговорил с Алексеем Фатеевым о том, правильно ли сегодня делать ставки на восточную культуру, как живут ИП в условиях санкций и почему иметь магазин аниме-товаров сегодня непросто?
Почему вы решили продавать аниме-товары и как к этому пришли?
— К продаже аниме-товаров мы пришли постепенно. 2017 год — пик хайпа западной культуры. На витринах не найдешь продукцию по тому же культовому [аниме-сериалу] «Наруто», в приоритете — супергерои, «Звездные войны», «Мстители». Спустя год нашей деятельности, собирая отчеты и анализируя их, заметил, что японские товары постепенно выталкивают Запад из ринга. Показатели продаж не врали. Вместе с командой решили ухватиться за хвост удачи и полностью изменить концепцию и ассортимент магазина. Не прогадали — прибыль стремительно начала расти. В 2019 году CRAFT стал позиционироваться как аниме-магазин.
Наверняка вы анализировали рынок Томска? Городу не хватало подобных мест?
— Томск — город студентов и молодежи, поэтому спрос на аниме-культуру велик. В нашем городе проводятся всевозможные фестивали — к примеру, самая крупная в Сибири Geek-ярмарка. Люди приезжают из разных уголков страны, чтобы просто насладиться этим событием. Открывать еще одну точку в Томске не было смысла, потому что рынок города уже был переполнен и насыщен. При анализе городов от 500 тысяч человек и выше выяснил, что в Томске на одну душу населения магазинов больше, чем в Новосибирске, Красноярске и даже в Санкт-Петербурге. Взгляд упал на соседний город — Новосибирск. Сходил на разведку и оценил ассортимент магазинов. В 2021 году открыл собственный, а в 2022-м — еще два. В 2023 году запустил точку нашей сети в Красноярске.
Если рассматривать города по количеству прибыли, то на первом месте — Новосибирск. Главный фактор — численность населения. К тому же город инвестиционно привлекателен для людей из сферы бизнеса. На мой взгляд, тренды доходят до него намного быстрее, нежели до других регионов Сибири.
Планируете расширять сеть и дальше?
— Скорее нет, чем да. Проблема в том, что на данный момент в нашей сфере распространен патентный троллинг. Российская юридическая компания всеми правдами и неправдами получает доверенность на предоставление прав использования японских товаров на территории нашей страны. Так как большинство аниме имеют японское происхождение, а официального представителя в России нет, в рамках закона никак нельзя купить, к примеру, тысячу фигурок или иных товаров оптом, затем продавать их поштучно. Юридическая компания каким-то неизвестным способом получает доверенность от японского предстательства и начинает осуществлять скрытые проверки по магазинам города. Сразу после присылают претензии: «Мы прошлись по вашим точкам и нашли контрафакт. Ай-ай, так делать нельзя. Вы должны заплатить 200 тысяч рублей штрафа, чтобы мы не направили жалобу в суд. Конечно, можем договориться. Отправьте 50 тысяч рублей по этому счету сейчас». Происходит вымогательство, рэкет, мошенничество. Естественно, японские компании у себя на Родине и знать не знают, что происходит в других странах, и какими налогами облагается продукция. Методичный грабеж. Люди, которые хотели открывать франшизы, притихли. Сейчас и сам нахожусь в замешательстве. Зачем и дальше развивать какую-то большую сеть, если наш бизнес стал дойной коровой для мошенников. И таких пострадавших ИП — тысячи.
Но значит, вы все равно нарушаете закон?
— Если мы и правда нарушаем законодательство, тогда предоставьте нам возможность закупаться напрямую у официального представителя. Мы не против переплачивать деньги за товар. Гораздо сложнее прощаться с ними в условиях вымогательства.
Параллельный импорт для того и придуман. Если, например, у нас в стране нельзя официально купить какую-нибудь технику Bosch, то мы ее ввозим в страну по параллельному импорту. У нас похожая ситуация. Проблема в том, что судьи рассматривают подобные дела по упрощенному производству и не вникают в то, что доверенность, мягко говоря, не точная.
Откуда вы привозите товары? В ваших магазинах можно найти оригиналы, есть ли на них лицензии? Как проверяете качество?
— Закупаем часть товаров через супербелый импорт из Южной Кореи. Остальное закупаем в Китае — это также оригинальная продукция, которая ввозится по серому импорту. Несомненно, в ассортименте присутствует неоригинальная продукция. Однако выдавать ее за подлинную, настоящую, не стремимся. Если на какой-то товар идет лицензия, то мы всегда указываем это на ценнике. Например, на лапшу быстрого приготовления из Южной Кореи есть вся информация: кто импортер, откуда привезена, состав, сроки. Немного изготавливаем сами: карточки, значки, плакаты, блокноты и наклейки.
Сложно ли сейчас с поставками?
— Сложно не с поставками, а с оплатой. Если вчера SWIFT-перевод из какого-нибудь банка работал, то сегодня — нет. Еще вчера китайские банки принимали средства, сегодня уже доступ оказался закрытым. Плюсом в копилочку трудностей — перевод средств в недружественные страны (Южную Корею). Конечно, лазейки есть, однако чувство постоянного напряжения не отпускает. Это и дополнительные расходы.
Не думали ли вы о смене сферы бизнеса на фоне всех этих проблем?
— Думаю, нет. Хочу дождаться того, что судебная практика начнет складываться в пользу пострадавших. На данный момент у меня открыто делопроизводство — не знаю, какой исход нас ждет.
Случались ли в вашей практике дополнительные трудности? Чем они были вызваны?
— Можно вспомнить период с февраля по апрель 2021 года, когда на улицу нельзя было выходить без «уважительной причины». Однако спустя время нам снова разрешили открыться, посещаемость вернулась к показателям доковидного периода. На время пандемии просто ушли в онлайн — продавали заказы через наш официальный сайт и социальные сети. Можно сказать, превратились в точку выдачи товаров. Конечно, магазины работали в минус. Однако я понимал, что это временно, и особо не расстраивался.
Социальные сети для вас — инструмент формирования комьюнити или только продажи?
— Все зависит от того, какие цели преследует владелец. Несомненно, Telegram — это дополнительный инструмент, поднимающий прибыль. Однако NEKOCRAFT всегда был местом притяжения молодежи по интересам. Летом мы организовываем встречу любителей аниме, идем на набережную, культурно проводим время. Ребята косплеят любимых героев, заводят новые знакомства, дружат. В основном мы нацелены на привлечение молодежи. Конечно, бывало, когда к нам приходили и более взрослые представители аудитории, но это единичные случаи. Все потому, что взрослые на то и взрослые: они не нуждаются в поддержке общества, его одобрении. А подросткам нужно понять свое место в мире — для них все ново. Тем более, если увлечение аниме, кейпопом или компьютерными играми — значимая часть жизни. Дома детям говорят: «Зачем херню эту смотришь», а у нас его поймут и примут. Здесь человек найдет товарищей. В подростковом возрасте очень важно почувствовать себя в безопасности, в кругу своих.
Это целенаправленное создание или вы увидели запрос извне?
— Гештальты школьные закрываю, наверное. У меня не было такой компании в подростковом возрасте. Думаю, поэтому я и попадаю в точку запроса аудитории.
Настало другое время. Раньше, если мальчик смотрит аниме, то [по мнению общества] он должен быть избит немедленно. Сейчас же японская культура и творчество увлекают многих. Посмотрите на улицы: люди не стесняются носить одежду с принтами из аниме. Я считаю, что это хорошо. Потому что стигматизация аниме, отношение к нему, как к мультикам для девочек — такая глупость, полнейшее непонимание культуры, феномена. Манга — это те же комиксы, а Наруто — такой же герой, как и Человек-паук, только японский. Поэтому давайте не лицемерить. Мы разрешаем ребенку на новогодний утренник надеть костюм Бэтмена, но не позволяем костюмы японского персонажа…
Аниме популяризируется и с каждым годом укрепляет позиции. Можно ли подумать о том, что когда-нибудь этот феномен надоест? Что произойдет с бизнесом?
— На мой скромный взгляд, мы достигли определенного плато, поэтому 2024 год будет спокойным и уверенным. Также нужно учитывать фактор сезонности, обновление ассортимента под новинки аниме. Если двигаться в этих направлениях, откликаться на запрос аудитории, то все получится.
Елизавета Михайлова
Фото предоставлены спикером