«Новосибирск должен повернуться к Оби лицом»
«Деловой квартал» продолжает серию мнений новосибирских людей дела о том, на что нужно обратить внимание будущем мэру. Новое «письмо» посвящено формированию особого статуса реки Оби.
Эксперт Ассоциации судовладельцев Западной Сибири, исполнительный директор ООО «Речфлот» Антон Бочаров
— Мэру полуторамиллионного мегаполиса всегда легко дать пару советов. Особенно когда стоимость исполнения обязательств муниципалитета растет быстрее доходов городского бюджета, а полномочия не всегда достаточны для самостоятельного решения даже самых приоритетных вопросов. На этом фоне река как объект федерального подчинения, не входящая в круг приоритетных задач и полномочий муниципального образования, точно не может оказаться в фокусе внимания системы управления «по умолчанию». Однако следствие этого — слабое использование рекреационного, транспортного, экономического и средового потенциала Оби как минимум.
Река почти посреди нашего мегаполиса — это сохранившаяся «дикая природа» (хоть и замусоренная), но мы словно не обращаем на это внимания. Лишь недавно в городе появились достойные набережные на обоих берегах, но и сегодня они все еще труднодоступны для большинства горожан. В Новосибирске ближе к центру река «глядит» на задворки города: бывшие склады, промзону, которую уже начали хаотично застраивать. Даже в тех местах, где жилые кварталы подходят близко к берегу, река не благоустроена.
Больше того — мы не пользуемся Обью и как транспортной артерией. У нас практически прекратились грузовые перевозки, существенно сократились пассажирские. Северный завоз сегодня идет из Томска, а новый речной порт в Мошковском районе существует только на бумагах.
В этой ситуации у будущего мэра Новосибирска есть два способа выстраивания взаимоотношений с великой рекой. Первый — как сейчас, по инерции: пустить все на самотек, дать возможность хаотично и бессмысленно застроить прилегающие к Оби участки, забыть о реке как о способе транспорта и рекреации для всего города и оставить ее острова в диком состоянии.
Второй — вызов для статуса третьего города России: признать важность реки как транспортной артерии и природной достопримечательности, развернуть город (не только муниципалитет) лицом к ней. Но для этого необходимо взаимодействие всех уровней власти, для этого нужна стратегия развития города с учетом реки как градоформирующего фактора, ее берегов и речного транспорта.
Увы, пока со всем этим в Новосибирске все не очень хорошо. Например, простой вопрос: к какому уровню власти относятся речные пассажирские перевозки по реке? Пока они проходят по территории города — к муниципальному. Но за границами — уже к областному. При этом вопрос благоустройства фарватера уже относится к федеральному уровню. Зато участки под пристани и под Речной вокзал — опять земля города.
Я готов представить несколько тезисов, которые стали итогом экспертной дискуссии, организованной Ассоциацией судовладельцев Западной Сибири с участием архитекторов, специалистов речного флота, экологов, представителей туризма и науки. Резюме дискуссии можно свести к необходимости пересмотра отношения к реке на уровнях управления, городского хозяйства (включая бизнес) и жителей.
Первое. В системе управления городом необходимо выделить функцию координации работы по всем аспектам, связанным с рекой, внутри самого муниципалитета и взаимодействия с региональными и федеральными структурами, бизнесом и горожанами. Такая координация может быть осуществлена на уровне заместителя мэра или специального представителя по вопросам речной политики, включая работу с малыми реками Обского бассейна в пределах Новосибирской агломерации.
Второе. Вопросы, связанные с рекой, требуют межмуниципальной координации с активным участием представителей более пяти муниципалитетов (Бердск, Новосибирский район, в том числе поc. Краснообск и Кудряши, Мошковский район) и затрагивают интересы большого Новосибирска в масштабе всей агломерации, а значит, требуют расширения полномочий муниципалитета.
Третье. Внесение изменений в Генплан Новосибирска в части перезонирования земель агломерации вдоль Оби и малых рек Обского бассейна с наложением дополнительных условий на землепользователей, включая обеспечение:
— свободного доступа к береговой линии для земель жилой застройки, общественно-делового и рекреационного назначения,
— создания и поддержания исправной работы очистных сооружений для любого типа стоков,
— возможностей для создания причалов и пристаней,
— включение земель, примыкающих к береговой линии, в программы комплексного развития территории c учетом общественной значимости и их особого статуса.
Четвертое. Инициирование масштабных инвестиционных региональных проектов на принципах государственно-частного партнерства и с перспективой федеральной поддержки с привлечением Корпорации развития Новосибирской области и муниципалитетов-участников по направлениям:
— Строительство гидротехнических сооружений для обеспечения полноводной навигации в нижнем течении Оби с целью интеграции Новосибирска в федеральные и международные логистические цепочки Северного морского пути.
— Разработка проектной документации по созданию глобального порта в районе села Ташара с учетом потенциала включения порта в транспортную систему доставки товаров к портам Северного морского пути с привязкой к Новосибирской агломерации и плану развития сети железнодорожного сообщения.
— Создание речного кластера региональной экономики и комплекса регулярных мероприятий по его поддержке и продвижению как стратегического компонента регионального развития.
Пятое. Принять региональную дорожную карту по развитию потенциала реки Обь в транспортной системе Новосибирской агломерации и сфере туризма, включая:
— План создания официальной сети пристаней и причалов для судов разного типа вдоль левого и правого берегов Оби для всех прибрежных муниципалитетов, входящих в Новосибирскую агломерацию.
— Поэтапный план расширения сезона навигации речного пассажирского транспорта до 10 и 12 месяцев в году c учетом комплексной экологической и экономической оценки решения.
— Программу по развитию речного туризма как городского и регионального приоритета развития туристической привлекательности Новосибирска, программы развития туризма в Сибири.
Шестое. Создать региональную программу «Обь для будущих поколений» с обеспечением открытости данных о загрязнителях и пользователях ресурсов реки, использованием оплаты за ресурсы реки и штрафов на восстановление и развитие речной экосистемы и инфраструктуры. Эти ресурсы и активное включение города в федеральную программу по малым рекам позволят в короткие сроки (3-5 лет) вернуть городу много уникальных природных зон и станут заметным вкладом в развитие водно-зеленого каркаса города.
Седьмое. Официальное учреждение Дня Оби как второго по статусу общегородского праздника (после Дня города), с включением всех муниципалитетов региона и вовлечением как жителей берега, так и всех типов речных судов и направлений деятельности. Программа популяризации и продвижения бренда Оби как уникального природного объекта города и региона, входящего в число великих рек мира.
Этот список рекомендаций не должен быть воспринят исключительно как запрос на дефицитные финансовые, управленческие и кадровые ресурсы. Каждое из предлагаемых направлений работы выступает фактором повышения привлекательности города для крупного и малого бизнеса, инвестиционного капитала, включая федеральные программы и, главное, человеческого капитала, туризма и всех горожан.
Считаю, что важным элементом для реализации наших предложений, может стать учреждение «Речного клуба» как неформального сообщества горожан, заинтересованных в развитии Новосибирска на основе реализации потенциала Оби как одной из великих рек нашей планеты и ее сохранения для будущих поколений.